КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическая политикаТема 12. Экология региона. Стратегические направления государственной политики в области экологии и экологической безопасности заключены в экологической доктрине Российской Федерации, разработанной Министерством природных ресурсов (МПР) России с участием органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов1. Необходимость принятия этой доктрины вызвана деградацией природной среды как на мировом уровне, так и на уровне РФ и определением целей, направлений, задач и принципов проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся: 1. Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов; 2. Увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей; 3. Деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия и связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции (следствие всего этого — невозможность существования человеческой цивилизации); 4. Возможные изменения климата и истощение озонного слоя земли; 5. Возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф; 6. Недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации для устойчивого развития человеческой цивилизации; 7. Продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.
К числу основных факторов деградации природной среды России относятся: 1. Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды; 2. Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; 3. Резкое ослабление управленческих и прежде всего контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; 4. Высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов; 5. Низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов; 6. Последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения; 7. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимо: • сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества; • обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; • обеспечение благоприятного сочетания окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах: 1.Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющей. 2. Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы; 3. Справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним; 4. Предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологических последствий; 5. Отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды; 6. Природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды; 7. Открытость экологической информации; 8. Участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основные принципы охраны окружающей среды заложены в Законе «Об охране окружающей среды»1 и используются в планах и программах социально-экономического развития страны и ее регионов. В настоящее время разграничены полномочия и ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с использованием и охраной объектов окружающей среды. К объектам охраны окружающей среды относятся: • земля, ее недра, почвы; • поверхностные и подземные воды; • леса и иная растительность; • животный мир и микроорганизмы, генетический фонд; • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство; • природные ландшафты, заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животного мира и места их обитания. Действующее законодательство предусматривает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде. Права граждан на благоприятную окружающую среду складываются из следующих элементов (рис. 14.1):
Рис. 14.1. Полномочия, обеспечивающие права граждан на благоприятную окружающую среду Полномочия граждан заключаются в том, что они могут создавать общественные объединения; создавать фонды; вступать в разного рода общества; вносить членские взносы; участвовать в собраниях, митингах, шествиях, петициях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды; требовать от государственных органов управления предоставления полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и принимаемых мер; требовать в административном или судебном порядке отмены решений органов управления на виды деятельности, приносящие вред окружающей среде или ее загрязнение; требовать привлечения к ответственности виновных в оказании отрицательного воздействия на окружающую среду, в том числе подавать иски о возмещении причиненного вреда. Полномочия общественных объединений заключаются в возможности разрабатывать мероприятия, программы, и за счет привлеченных и собственных средств выполнять эти программы; возглавлять мероприятия, проводимые гражданами в области охраны окружающей среды. Гарантии государства проявляются в издании законов, оказании управляющих воздействий по выполнению законодательных и иных нормативных актов по охране окружающей среды. Системно права граждан обеспечиваются: • планированием и нормированием качества окружающей среды; • мерами по предотвращению экологически вредной деятельности; • оздоровлением окружающей природной среды; • предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; • социальным и государственным страхованием; • образованием государственных и общественных фондов помощи; • организацией качественного медицинского обслуживания населения; • предоставлением каждому возможности для проживания в условиях, благоприятных для жизни; • возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды. Этому в значительной степени содействуют законодательство об охране окружающей среды и концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию1, когда основными направлениями перехода России к устойчивому развитию были объявлены: • создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствования действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды; • разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экономические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов; • оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия; • формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения. Переход страны к устойчивому развитию возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени подобны федеральным, но при этом необходим учет местных особенностей. В частности, необходимо учитывать особенности построения конкретного регионального хозяйственного механизма с позиций природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду. Необходимо оценивать уровень выполнения природоохранных мероприятий на используемых и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство. Важно осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализации мер по повышению плодородия почв и их охрана от эрозии и загрязнения, а также создания системы социальной защиты сельского населения. И наконец, необходима реконструкция региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных систем. Большое значение имеют комплексные межрегиональные схемы, охватывающие территории нескольких субъектов РФ.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |