Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система управления внешнеэкономическими связями




Развитие рыночных отношений в стране меняет традиционную иерархическую структуру управления ВЭС. В настоящее время существует три вида структур в системе управления и регулирования ВЭС:

1. Официальные структуры в центре и на местах:

- президент РФ;

- правительство России;

- федеральная таможенная служба РФ - центральный правоохранительный орган в области внешнеэкономической деятельности, участвует в разработке и реализации таможенной политики РФ. Система управления таможенными вопросами определена в Таможенном кодексе РФ и состоит из трех уровней: федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действует 11 региональных таможенных управлений, свыше 120 таможен и более 400 таможенных постов;

- государственный лицензионный комитет РФ - разрабатывает и утверждает в правительстве перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежит централизованному регулированию с помощью квотирования и лицензирования;

- министерство экономического развития и торговли РФ - центральный орган федеральной исполнительной власти РФ, в числе прочего осуществляет руководство сферой внешних экономических связей, участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, разрабатывает предложения о заключении международных контрактов и заключает их по поручению Правительства РФ, руководит деятельностью торговых представительств, аппаратов торговых советников и атташе по торгово-экономическим вопросам посольств РФ за рубежом.

В системе Минэкономразвития осуществляют свою деятельность следующие организации: Всероссийская академия внешней торговли; институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области ВЭС; всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт; научно-исследовательский институт ВЭС; и др. Кроме того на местах и за рубежом действуют связанные с Минэкономразвития представительства.

- центральный банк РФ - в области ВЭД представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и других финансово-кредитных организациях, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на территории РФ;

- различное значение в управлении и регулировании ВЭД имеют некоторые другие органы исполнительной власти: министерство иностранных дел РФ, министерство по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, министерство науки и технической политики РФ, государственная налоговая служба РФ, и др.

2. Коммерческие структуры - непосредственные участники ВЭС:

- биржи (валютные, фондовые, товарно-сырьевые);

- коммерческие банки;

- торговые дома;

- внешнеторговые фирмы и объединения;

- консультативные фирмы, рекламные агентства, экспедиторы и перевозчики, страховщики, торговые агенты;

- предприятия-участники ВЭС.

3. Общественные организации внешнеэкономического профиля:

- торгово-промышленная палата с представительствами за рубежом и региональными представительствами;

- смешанные российско-иностранные палаты;

- ассоциации делового сотрудничества (отраслевые, региональные, страновые);

- ассоциации экспортеров/импортеров, совместных предприятий.

 

ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи являются практическим проявлением международных отношений между странами, в частности, международных экономических отношений.

 

СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

 

Международные экономические отношения представляют собой комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства.

Мировая экономика или мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется противоречивая, но одновременно более или менее целостная мировая экономическая система.

Мировая экономика, мировое хозяйство базируются на мировом рынке, материальной основой которого служат технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда.

Национальные экономики практически всех стран интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним международные экономические отношения:

- некоторые страны вошли в мировое хозяйство в связи с потребностями их собственного развития,

- другие же были втянуты в международное разделение труда, международные экономические отношения до становления национальных, а иногда и региональных рынков.

Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политичес­ким устройством, уровнем развития производительных сил и про­изводственных отношений, а также характером, масштабами и ме­тодами международных экономических отношений.

Ведущее положение в мировом хозяйстве занимают семь про­мышленно развитых стран — США, Япония, Канада, ФРГ, Фран­ция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно разви­тых стран (ПРС) и около 60% всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60% производства электроэнер­гии; более 60% и около 50% экспорта товаров и услуг.

В основе объединения национальных хо­зяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ ), пред­ставляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

На развитие международного разделения труда и мирового хозяйст­ва в XX в. влияют различные факторы:

во-первых, географические факторы - неравномерность распреде­ления на земном шаре природных ресурсов, в том числе растительно­го и животного мира, различные почвенно-климатические условия. Увеличение объемов выпуска продукции, появление новых отраслей и производств обусловливают повышенный спрос на сырьевые товары, получение которых ограничено природными условиями. Это стиму­лирует добычу сырья в тех странах, в которых имеются соответствую­щие запасы. Кроме того, растет спрос на продовольственные товары, которые производятся лишь в определенных климатических зонах;

во-вторых, степень развития производительных сил. Крупное ма­шинное производство, как правило, может быть эффективным только при глубокой специализации и ориентации на широкий рынок сбыта, что приводит к необходимости выхода на внешний рынок;

в-третьих, научно-технический прогресс. При быстром обновлении продукции и технологий невозможно достичь оптимального развития всех видов производства в рамках одной страны, поэтому необходим активный обмен продукцией, услугами и факторами производства.

Поэтому в большинстве стран наблюдается объективная тенденция к открытию национальных хозяйств с помощью разви­тия внешней торговли, что подтверждается кардинальными измене­ниями в мире, происходящими со второй половины 80-х гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.