Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст как функция пола




ВОЗРАСТ КАК ФУНКЦИЯ АВТОРСКИХ СИМПАТИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа

По дисциплине

К У Р С О В О Й П Р О Е К Т

«Технология и оборудованиe сварки плавлением»

 

 

Вариант задания 1

 

Выполнил: ст. гр. 32703/1

Петров В.П..

Проверил: ст.пр. Иванова И.В.

 

 

Санкт-Петербург

Приложение 2

 
 

 

 


Приложение 3

на тему:

«Возрастные парадоксы в романе Л. Н. Толстого

«Война и мир»»

 

 

Автор: Александрова Алена

10 «А» класс

Преподаватель: учитель русского языка и литературы

Александрова Ирина Александровна

 

 

Великий Новгород

 

«Война и мир» — роман Льва Николаевича Толстого, в котором описываются судьбы многих героев разных возрастных категорий. Толстой писал роман на протяжении 6 лет, с 1863 по 1869 годы. В романе насчитывают более 550 героев. Около 200 из них — исторические лица. Роман охватывает 20 лет. Мы видим жизнь целых поколений, семей и отдельных личностей. На протяжении романа многие герои из несмышленых детей становятся настоящими личностями, но, анализируя образы персонажей, мы приходим к выводу, что довольно часто их возраст претерпевает скачкообразные изменения, несоответствующие реальному возрасту. Становится интересно: с какой целью автор допускает несовпадение реального и романного возраста своих героев. Размышляя над этим вопросом, я сформулировала тему своего исследования: «Возрастные парадоксы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Изучение и анализ романа Л.Н.Толстого никогда не перестанет быть актуальным, а разгадка причины смещения возрастного развития героев делает актуальным данное исследование.

Новизна выполненной работы состоит в расширении знаний о системе образов героев романа «Война и мир», что становится важным и актуальным при изучении данного произведения на уроках и при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Основной целью данной работы является установление взаимосвязей между реальным и романным временем, а точнее - между реальными и романными возрастами персонажей.

 

 

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1. Проанализировать литературоведческие статьи по данной теме.

2. Проследить возрастную парадигму героев в романе.

3. Выявить причины несоответствия реального возраста героев и романного.

В качестве объекта исследования выступает возраст героев. Предметом изучения в моей работе является причины разногласий реального и романного возраста.

Рабочая гипотеза: автор неслучайно нарушает романный возраст героев. Данные изменения необходимы для создания определенного образа героев.

Практическая значимость состоит в том, что выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованный при подготовке к ЕГЭ и урокам литературы при изучении романа «Война и мир».

Дальнейшее исследование может представлять собой работу по сопоставлению данного произведения с другими текстами этого автора или других авторов при описании возраста героев.

В данной работе методами исследования является, прежде всего, анализ, сопоставление, синтез и интерпретация.

 

 

2. ПОНЯТИЕ «ВОЗРАСТ»

 

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Само понятие "возраст" имеет, безусловно, несколько аспектов.

Во-первых, возраст литературного персонажа определяется романным временем, которое иногда не совпадает с временем реальным.

Во-вторых, числительные в обозначении возраста, помимо своего основного (собственно числового) значения, нередко имеют ряд дополнительных, то есть несут самостоятельную смысловую нагрузку. Они могут, например, заключать в себе положительную или отрицательную оценку героя, отражать его индивидуальные особенности или привносить в повествование иронический оттенок.

В некоторых произведениях художественной литературы реальный возраст не совпадает с романным, например, Джульетте у Шекспира 13 лет. А вот с возрастом родителей веронских любовников не все так ясно. Помните, что говорит мать Джульетты, когда пытается уговорить дочку выйти замуж: "А я тебя и раньше родила". Это получается, что благородной сеньоре Капулетти от роду лет 27-28 не больше? А сколько же тогда ее отцу? Предположим, что возраст жениха превосходил возраст невесты лет на десять. Стало быть, отец еще тоже не очень-то и стар.

Возраст сквозных персонажей в книгах о Ниро Вульфе практически не меняется с годами, хотя действие сериала привязано к историческим событиям и длится около 40 лет. Можно предположить, что Вульфу никогда не исполнилось 60 лет, а Арчи Гудвину — 40. Предположительная разница в возрасте Вульфа и Арчи — около 20 лет. Вместе с тем, в произведениях Стаута достаточно прямых указаний на возраст героев — исключительно противоречивых.


Так, в рассказе «Праздничный пикник» Вульф говорит: «Я родился в Черногории. В шестнадцать лет я решил посмотреть мир, и за четырнадцать лет объехал почти всю Европу и Азию, пожив немного в Африке…

В Америку прибыл в 1930 году, и будучи не без гроша в кармане, купил этот дом». Таким образом, если в рассказе Вульфа нет пропусков, он ровесник XX века, родился в 1900 году. Однако в первом романе серии, «Остриё копья» (1934) Гудвин прямо говорит, описывая особняк Вульфа: «Здесь я провёл последние семь лет». Таким образом, начало сотрудничества Вульфа и Арчи отнесено как минимум к 1927 году. Кроме того, есть много указаний на то, что Вульф принимал участие либо в Первой Мировой войне, либо даже в более ранних Балканских войнах. Так, в романе «Слишком много поваров», действие которого происходит в 1937—1938 году, Вульф рассказывает, как 25 лет назад поел восхитительных колбасок. Однако если учесть что он выполнял секретное поручение от правительства Австрии, невозможно допустить, чтобы правительство использовало примерно 13-летнего подростка для выполнения задания. Более вероятным представляется, что в романах 1930-х годов (когда диссонанс между литературным возрастом Вульфа и течением реального времени ещё не так заметен) возраст Вульфа колеблется между 45 и 50 годами, следовательно, он родился в конце 1880-х годов XIX века, а Гудвин — в середине первого десятилетия XX века. Впрочем, в повести «Слишком много женщин» (время действия — март 1947 года), на прямой вопрос: «Сколько Вам лет?», Гудвин отвечает: «Тридцать три». Там же ЦецилияПайн говорит Гудвину, что навела о нём справки, и он действительно родился в 1914 году. Таким образом, получается, что Арчи Гудвин родился в январе, феврале или марте 1914 года и начал работать на Вульфа в 13 лет.
То же можно сказать и о других сквозных персонажах — инспекторе Кремере, Фрице, Лили Роуэн, Пензере, Катере и Даркине.

В итоге мы можем заметить, что авторы художественных произведений задают возраст персонажей метафорически, а не определенной цифрой, которую соблюдают на протяжении всей истории.

 

3. АНАЛИЗ ТЕКСТА «ВОЙНА И МИР»

 

Читая роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир", нельзя не обратить внимания на некоторые странные несоответствия в возрастных характеристиках его персонажей. Рассмотрим, к примеру, семью Ростовых. На дворе август 1805 г. - и мы впервые встречаемся с Наташей: «... в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то кисейной юбкою...»

В том же самом августе 1805 г. мы знакомимся и со всеми остальными детьми из этой семьи, в частности, со старшей сестрой Верой: «Старшая дочь графини была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже как большая». Таким образом, в августе 1805 Вере семнадцать лет. А теперь перенесемся в декабрь 1806 г.: «Вера была двадцатилетняя красивая девица... Наташа полубарышня, полудевочка...»

Мы видим, что за прошедшие год и четыре месяца Вера умудрилась вырасти на три года. Ей было семнадцать, а теперь ей не восемнадцать и не девятнадцать; ей сразу двадцать. Возраст Наташи в этом фрагменте задается метафорически, а не цифрой, что тоже, как выяснится, неспроста.

Пройдет еще ровно три года, и мы получим последнее сообщение о возрасте этих двух сестер:

«Наташе было шестнадцать лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом, после того как она с ним поцеловалась».

 

Итак, за эти четыре года Наташа выросла на три, как, впрочем, и предполагалось. Вместо семнадцати или даже восемнадцати ей теперь шестнадцать. И больше уже не будет. Это последнее упоминание о ее возрасте. А что же тем временем происходит с ее несчастной старшей сестрой?

«Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».

Как мы видим, за три прошедших года Вера выросла на четыре. Если же считать с самого начала, то есть с августа 1805 г., то получается, что за четыре снебольшим года Вера выросла на семь лет. За этот временной промежуток разница в возрасте между Наташей и Верой удвоилась. Вера теперь уже не четырьмя, а восемью годами старше сестры.

Это был пример того, как меняются возрасты двух персонажей друг относительно друга. А теперь посмотрим на героя, который имеет в некоторый момент времени разные возрасты для разных персонажей.

Этот герой - Борис Друбецкой. О его возрасте никогда не говорится впрямую, поэтому попытаемся вычислить его косвенным образом. С одной стороны, мы знаем, что Борис - ровесник Николая Ростова: Два молодых человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет...

Николаю же в январе 1806 г. было девятнадцать или двадцать лет:

Как странно было графине, что сын ее, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой двадцать лет тому назад, теперь мужественный воин...

Отсюда следует, что в августе 1805 г. Борису девятнадцать или двадцать лет. А теперь оценим его возраст с позиции Пьера. В начале романа Пьеру двадцать лет: Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где пробыл до двадцатилетнего возраста.

С другой стороны, мы знаем, что Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его.

Таким образом, Борис на четыре года старше Пьера и в начале романа ему двадцать четыре года, то есть ему двадцать четыре года для Пьера, в то время как для Николая ему пока еще только двадцать.

И, наконец, еще один, совсем уже забавный пример: возраст Николеньки Болконского. В июле 1805 г. перед нами предстает его будущая мать:... маленькая княгиня Волконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности... переваливаясь, маленькими быстрыми шажками обошла стол...

Из общечеловеческих соображений понятно, что Николенька должен родиться осенью 1805 г.: но, вопреки житейской логике, этого не происходит, он появляется на свет 19 марта 1806 г. Понятно, что у такого персонажа до конца романной жизни будут проблемы с возрастом. Так в 1811 ему будет шесть лет, а в 1820 - пятнадцать.

Как можно объяснить подобные несоответствия? Может быть, для Толстого не важен точный возраст его персонажей? Напротив, Толстой, питает пристрастие к числам и с поразительной точностью задает возрасты даже самых незначимых героев. Так Марья Дмитриевна Ахросимова у него восклицает: Пятьдесят восемь лет прожила на свете...: Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - говорит князь Андрей.

У Толстого всюду числа, причем числа точные, дробные. Возраст в "Войне и мире", несомненно, функционален. Недаром Долохов, обыгрывая Николая в карты, решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони.

Таким образом, все описанные выше возрастные несовпадения, а всего их в романе около тридцати, являются преднамеренными. Чем же они обусловлены?

 

 

Прежде чем приступить к ответу на этот вопрос, замечу, что в среднем, по ходу романного времени, Толстой делает каждого из своих персонажей на год старше, чем им положено быть. Обычно же герою классического романа всегда будет двадцать один год вместо двадцати одного года и одиннадцати месяцев, и в среднем, следовательно, такой герой оказывается на полгода моложе своих лет.

Однако, даже из приведенных выше примеров уже видно, во-первых, что автор "старит" и "молодит" своих героев неодинаково, а во-вторых, что происходит это не случайным, а системным, запрограммированным образом.

 

 

 

"Романный возраст" - это тот возраст героя, который тем или иным образом представлен в романе.

"Реальный возраст" - это тот возраст, который должен быть у героя в заданный момент, если считать, что время линейно.

 

 

С самого начала становится очевидным, что герои стареют неодинаково, непропорционально. Наташа взрослеет медленнее, чем положено, а Вера, напротив, быстрее. Борис, как приятель Николая и друг семьи Ростовых, предстает двадцатилетним; он же оказывается значительно старше. На возрастах героев как будто задан некий нестрогий порядок. Толстой непропорционально выбирает возраст своим героям.

Есть, впрочем, в романе персонажи, которые становятся старше строго в соответствии с прожитыми годами. Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила, взрослеет исключительно аккуратно. Весь беспорядок возрастов, имеющий место в семье Ростовых, ее совершенно не затрагивает. В 1805 г. она пятнадцатилетняя девочка, а в 1806 - шестнадцатилетняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка.

Вообще, персонажи взрослеют по-разному. В возрасте до шестнадцати лет упоминаются Наташа и Соня. В возрасте после шестнадцати - Вера и Жюли Карагина. Не больше двадцати бывает Пьеру, Николаю и Пете Ростовым, Николеньке Болконскому. Строго больше двадцати Борису, Долохову, "неоднозначному" князю Андрею.

Вопрос не в том, сколько герою лет, вопрос в том, какой именно возраст в романе зафиксирован. Наташе не полагается больше шестнадцати; Марья непозволительно для положительной героини стара, поэтому о ее возрасте не говорится ни слова; Элен, напротив, вызывающе молода, следовательно, мы не узнаем, сколько ей лет.

Наташа теряет возраст, достигнув шестнадцати лет. Жюли Карагина, напротив, обретает возраст, будучи уже не первой молодости:

Жюли было двадцать семь лет. После смерти своих братьев она стала очень богата. Она теперь была совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна теперь, чем была прежде... Мужчина, который десять лет тому назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была семнадцатилетняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и общался с ней не как с барышней-невестой, а как с знакомой, не имеющей пола.

Проблема, однако, в том, что Жюли в этом романе никогда не было семнадцати лет. В 1805 г., когда эта круглолицая гостья-барышня появляется в доме Ростовых, о ее возрасте ничего не говорится, ибо если бы тогда Толстой честно дал ей ее семнадцать лет, то теперь, в 1811 г., ей было бы отнюдь не двадцать семь, а только двадцать три. Вообще же, некоторым персонажам, как правило, Толстой не дает детства и отрочества.

 

Ну, что, Леля? - обратился князь Василий к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усваивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который был князем Насильем только угадан посредством подражания другим родителям.

А может быть, князь Василий не виноват? Может быть, у его детей детства не было вовсе. И недаром Пьер, перед тем как сделать предложение Элен, убеждает себя, что знал ее ребенком. А была ли она вообще ребенком?

Если же от лирики перейти к цифрам, то выясняется, что в романе встречаются положительные герои в возрасте 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16, 20, а также 40, 45, 50, 58. Отрицательным же бывает 17, 20, 24, 25, 27. То есть, положительные герои из ранней юности сразу попадают в почтенную старость. У отрицательных героев старческий возраст тоже, конечно, бывает, но дробность возраста у них на старости лет меньшая, чем у положительных. Так, положительная Марья Дмитриевна Ахросимова говорит: Пятьдесят восемь лет прожила на свете...

Отрицательный князь Василий оценивает себя с меньшей точностью: Мне шестой десяток, мой друг...

Поговорим теперь о двух героинях, которые не имеют возраста. Эти героини - Элен и княжна Марья, что само по себе не случайно.

Элен символизирует в романе вечную красоту и молодость. Ее правота, ее сила в этой неисчерпаемой молодости. Время как будто не властно над ней: Елена Васильевна, так та и в пятьдесят лет красавицей будет. Пьер, уговаривая самого себя жениться на Элен, как основное ее достоинство также приводит ее возраст. Он вспоминает, что знал ее ребенком. Он говорит себе: Нет, она прекрасная девушка! Она не дурная женщина!

Элен - вечная невеста. При живом муже она с очаровательной непосредственностью выбирает себе нового жениха, причем один из претендентов молод, а другой - стар. Умирает Элен при загадочных обстоятельствах, предпочтя старого обожателя молодому, то есть: как бы сама выбирает старость и смерть, отказываясь от своей привилегии непреходящей юности, и растворяется в небытии.

Княжна Марья также не имеет возраста, и вычислить его по окончательной версии романа не представляется возможным. В самом деле, в 1811 г., она, старая сухая княжна, завидует красоте и молодости Наташи. В финале же, в 1820 г., Марья - счастливая молодая мать, и ее жизнь, можно сказать, только начинается, хотя ей в этот момент никак не меньше тридцати пяти лет, возраст мало подходящий для лирической героини; потому она и живет без возраста в этом романе, насквозь пропитанном цифрами.

 

Любопытно, что в первой редакции "Войны и мира", которая отличается от окончательной версии предельной конкретностью и "последней прямотой", неопределенность в образах Элен и Марьи отчасти снимается. Там в 1805 г. Марье двадцать лет: старый князь сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях.

И Элен там тоже умирает отнюдь не от избытка молодости...

 

 

Пространство возраста поделено между мужчинами и женщинами следующим образом:

до десяти - мальчики и девочки;

до пятнадцати - положительные девочки;

до семнадцати -положительные юноши, нейтральные герои и положительные девушки;

до двадцати - положительные и нейтральные юноши, отрицательные девушки;

до сорока - любой мужчина, отрицательные женщины;

после сорока – любые мужчины и женщины.

Итак, все это можно расценивать, как особенность авторского мышления. Характерным является тот факт, что отрицательные юноши появляются в возрастном пространстве романа на три года позже, чем отрицательные девушки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.