Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные технологии и методические указания по выполнению заданий практики




Задания на практику

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

10.1. Паспорт фонда оценочных средств

 

№ п/п Контролируемые разделы (этапы) практики Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
  Подготовительный этап: участие в установочной конференции по практике, изучение «Положения об организации и проведении практики студентов», инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой практики, планирование работы по содержанию учебной практики. ПК-26 Собеседование   Творческое задание  
  Основной этап: знакомство с базовой образовательной организацией; индивидуальное выполнения заданий, качественный и количественный анализ полученных научных данных наблюдения и обследования. ПК- 27 Творческое задание
  Заключительный этап: написание отчета по практике; подготовка к презентации итогов практики на отчетной итоговой конференции, участие в работе итоговой конференции по практике. ПК-26 Письменный отчет

 

Задание №1:

(Практическое творческое задание)

(Собеседование)

Реализовать Программу знакомства с ОУ.

Побеседовать с представителями администрации и конкретными специалистами.

Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления его работы.

 

Критерии оценки:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если студент выполнил задание в полном объёме, составил отчет по представленному опроснику, сформулировал выводы, при устном собеседовании отвечает на вопросы, характеризуя особенности деятельности образовательной организации.;

- оценка «не зачтено» выставляется, если студент выполнил задание не в полном объёме или не представил в отчетной документации письменный анализ базы практики, не смог в устной форме ответить на вопросы собеседования о структуре и характере деятельности образовательной организации.

Задание №2:

(Практическое творческое задание)

Психолого-педагогическое изучение личности младшего школьника.

Составление индивидуальной характеристики личности младшего школьника

Критерии оценки:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если студент самостоятельно разработал программу обследования личности младшего школьника, провел полностью обследование и написал характеристику личности младшего школьника в соответствии с предложенным в рекомендациях по программе практики алгоритмом;

- оценка «не зачтено» ставиться ели характеристика не составлена или составлена неверно, без учета предложенного алгоритма.

Задание №3:

(Практическое творческое задание)

Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов

Критерии оценки:

«Отлично» - студент демонстрирует умения обобщать теоретический материал, использовать его при объяснении единичных фактов как элементов педагогических закономерностей; творчески находит пути решения; убедительно аргументирует свою точку зрения

«Хорошо» - студент демонстрирует умения обобщать теоретический материал, использовать его при объяснении единичных фактов как элементов педагогических закономерностей; предлагает варианты выполнения задания, однако затрудняется аргументировать свою точку зрения

- «удовлетворительно» - студент использует понятия и термины при выполнении задания, однако демонстрирует отсутствие системы научных знаний, что затрудняет свободно и аргументированно высказать свои мысли при выполнении задания.

- неудовлетворительно – задание выполнено неверно.

 

Задание №: 4

(Практическое творческое задание)

Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьника-ми.

Критерии оценки:

«Отлично» - студент демонстрирует умения обобщать теоретический материал, использовать его при объяснении единичных фактов как элементов педагогических закономерностей; творчески находит пути решения; убедительно аргументирует свою точку зрения

«Хорошо» - студент демонстрирует умения обобщать теоретический материал, использовать его при объяснении единичных фактов как элементов педагогических закономерностей; предлагает варианты выполнения задания, однако затрудняется аргументировать свою точку зрения

- «удовлетворительно» - студент использует понятия и термины при выполнении задания, однако демонстрирует отсутствие системы научных знаний, что затрудняет свободно и аргументированно высказать свои мысли при выполнении задания.

- неудовлетворительно – задание выполнено неверно.

Задание №: 5

(Практическое творческое задание)

Психолого-педагогическое изучение личности младшего школьника

Критерии оценки:

«Отлично» – процесс выполнения творческого задания носит эмоционально-ценностный характер, замысел и идея спроектированы студентами самостоятельно, в процессе выполнения задания студенты проявляют оригинальность мышления, богатство и инициативность воображения, разработанность замысла проявляется в адекватном и детализированном отборе средств его воплощения, студенты выдвигают разнообразные идеи, соответствующие изучаемой проблеме и последовательно разрешают противоречия, действуют логично, последовательно, добиваются положительных промежуточных и итоговых результатов, способны критично оценить творческий продукт, который отличается оригинальностью, самостоятельностью, образностью и выразительностью научно-методического решения.

«Хорошо» - процесс выполнения творческого задания носит эмоционально-ценностный характер, замысел и идея спроектированы студентами самостоятельно, в процессе выполнения задания студенты проявляют оригинальность мышления, богатство и инициативность воображения, разработанность замысла не достаточно детализирована, отсутствуют логика в отборе средств реализации противоречия, не достаточно продумана последовательность творческих действий, реализация которых приводит к промежуточным трудностям, результат творческого процесса отсрочен во времени, студенты испытывают трудности в придании продукта творчества завершённой формы как обоснованной идеи, результат не в полной мере соотносится с замыслом, однако продукт творчества обладает оригинальностью, образностью, завершенностью, эмоциональностью, отражает знание основных законов изучаемой теории и практики вопроса.

«Удовлетворительно»– процесс выполнения творчества задания эмоционально приглушен, студенты не испытывают вдохновения при решении творческой противоречивой задачи, замысел и идея возникают при необходимости подсказки извне, стимулировании творческого мышления наводящими вопросами, выполнение задание осуществляется традиционными способами, отсутствуют варианты переноса знакомого в новые условия, допускаются теоретические и методические ошибки в трактовке способов творческого решения проблемы, действия на продуманы, спонтанны и нелогичны, доминирует подражательность в решении противоречия, при реализации замысла студенты не стремятся к воплощении оригинальной идеи, однако придают своему решению завершенность, проявляют творческость заключительном этапе выполнения задания. Продукт творчества обладает слабой оригинальностью, отсутствует авторская идея, выразительность, эстетическая завершенность.

«Неудовлетворительно» - творческий процесс при выполнении задания отсутствует, идея и замысел заимствованы, проявление оригинальности мышления затруднено, преобладают действия репродуктивного характера, продукт творчества либо не завершён, либо носит формальный характер.

 

Задание №: 6

(Практическое творческое задание)

Психолого-педагогическое исследование классного коллектива.

Критерии оценки:

«Отлично» – процесс выполнения творческого задания носит эмоционально-ценностный характер, замысел и идея спроектированы студентами самостоятельно, в процессе выполнения задания студенты проявляют оригинальность мышления, богатство и инициативность воображения, разработанность замысла проявляется в адекватном и детализированном отборе средств его воплощения, студенты выдвигают разнообразные идеи, соответствующие изучаемой проблеме и последовательно разрешают противоречия, действуют логично, последовательно, добиваются положительных промежуточных и итоговых результатов, способны критично оценить творческий продукт, который отличается оригинальностью, самостоятельностью, образностью и выразительностью научно-методического решения.

«Хорошо» - процесс выполнения творческого задания носит эмоционально-ценностный характер, замысел и идея спроектированы студентами самостоятельно, в процессе выполнения задания студенты проявляют оригинальность мышления, богатство и инициативность воображения, разработанность замысла не достаточно детализирована, отсутствуют логика в отборе средств реализации противоречия, не достаточно продумана последовательность творческих действий, реализация которых приводит к промежуточным трудностям, результат творческого процесса отсрочен во времени, студенты испытывают трудности в придании продукта творчества завершённой формы как обоснованной идеи, результат не в полной мере соотносится с замыслом, однако продукт творчества обладает оригинальностью, образностью, завершенностью, эмоциональностью, отражает знание основных законов изучаемой теории и практики вопроса.

«Удовлетворительно»– процесс выполнения творчества задания эмоционально приглушен, студенты не испытывают вдохновения при решении творческой противоречивой задачи, замысел и идея возникают при необходимости подсказки извне, стимулировании творческого мышления наводящими вопросами, выполнение задание осуществляется традиционными способами, отсутствуют варианты переноса знакомого в новые условия, допускаются теоретические и методические ошибки в трактовке способов творческого решения проблемы, действия на продуманы, спонтанны и нелогичны, доминирует подражательность в решении противоречия, при реализации замысла студенты не стремятся к воплощении оригинальной идеи, однако придают своему решению завершенность, проявляют творческость заключительном этапе выполнения задания. Продукт творчества обладает слабой оригинальностью, отсутствует авторская идея, выразительность, эстетическая завершенность.

«Неудовлетворительно» - творческий процесс при выполнении задания отсутствует, идея и замысел заимствованы, проявление оригинальности мышления затруднено, преобладают действия репродуктивного характера, продукт творчества либо не завершён, либо носит формальный характер.

 

 

Задание №: 7

(Практическое творческое задание)

Изучение предметно – пространственной среды образовательного учреждения

Критерии оценки:

«Отлично» - задача выполнена грамотно и правильно с опорой на теоретические знания. Студент продемонстрировал творческий подход, показал умение формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, анализ предметно-пространственной среды оформлен с учётом специфики образовательной деятельности организации. Представлена полностью оформленная таблица в отчете по практике.

«Хорошо» - задача выполнена грамотно и правильно с опорой на теоретические знания и с учётом специфики анализа образовательной деятельности организации. Студент показал умение формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, однако не в полной мере реализовал творческий подход в рассмотрении содержания предметно-пространственной среды образовательной организации.

«Удовлетворительно» - задача выполнена с опорой на теоретические знания и с учётом специфики образовательной организации, однако имеются недочёты и ошибки. Не в полной мере реализован творческий подход, не достаточно убедительны выводы, присутствует формальный подход в выполнении аналитического задания.

«Неудовлетворительно» - задачи не выполнены.

 

Задание №: 8

(Практическое творческое задание)

Изучение особенности деятельности учителя начальных классов, педагога-психолога, социального педагога.

Критерии оценки:

«Отлично» - задача выполнена грамотно и правильно с опорой на теоретические знания. Студент продемонстрировал творческий подход, показал умение формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, анализ деятельности специалистов оформлен с учётом специфики образовательной деятельности организации. «Хорошо» - задача выполнена грамотно и правильно с опорой на теоретические знания и с учётом специфики анализа образовательной деятельности организации. Студент показал умение формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, однако не в полной мере реализовал творческий подход в рассмотрении содержания деятельности специалистов в образовательной организации.

«Удовлетворительно» - задача выполнена с опорой на теоретические знания и с учётом специфики образовательной организации, однако имеются недочёты и ошибки. Не в полной мере реализован творческий подход, не достаточно убедительны выводы, присутствует формальный подход в выполнении аналитического задания.

«Неудовлетворительно» - задачи не выполнены.

Задание №: 9

(Письменный отчет)

Осуществить анализ собственной педагогической деятельности, подготовить письменный отчет по практике

Критерии оценки:

«Отлично» - Студент сдает полный отчет по практике, с положительной характеристикой с базы практики. Дневник практики содержит развернутый анализ педагогических заданий практики, в календарном плане все задания выполнены в срок.

«Хорошо» - Студент сдает полный отчет по практике, с положительной характеристикой с базы практики. Дневник практики содержит анализ педагогических заданий практики, в тесте анализа не в полной мере излагается содержание выполнения задания, в календарном плане задания выполнены в срок.

«Удовлетворительно» - Студент сдает полный отчет по практике, с положительной характеристикой с базы практики. Дневник практики содержит формальный и не достаточно развернутый анализ педагогических заданий практики, в тесте анализа не в полной мере излагается содержание выполнения задания, в календарном плане некоторые задания выполнены не в срок.

«Неудовлетворительно» - Студент не представил на кафедру отчет по практике или в отчете содержится не полный список отчетной документации, отсутствуют отметки о прибытии и убытии с базы практики, характеристика содержит отрицательные отзывы.

 

 

Технология проблемного обучения – технология, в которой обеспечивается создание в сознании студентов под руководством преподавателя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Данная технология используется для выполнения заданий, связанных с поиском информативных методик диагностического этапа эксперимента.

 

Технология портфолио – технология, в которой с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств осуществляется накопление и систематизация информации о результатах учебно-познавательной деятельности студентов в ходе практики, которая используется для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов по окончанию практики на итоговой конференции.

 

Технология обучения в сотрудничестве – технология, в которой студенты работают совместно в малых группах для достижения общей цели (темы выступления на итоговой конференции), принимая на себя ответственность за работу каждого члена группы и за свою собственную, а успех каждого помогает добиться успеха всем остальным членам группы.

 

Информационные технологии в образовательной сфере – это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством. Используются данные технологии для обработки результатов заданий практики, на стадии подготовки отчета по практики, на итоговой конференции.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Общие и индивидуальные задания:

Задание Виды деятельности Форма отчетности
     
Установочная конференция
Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями Участие в работе установочной конференции Оформить в дневнике практики: - цель и задачи практики; - содержание заданий практики
Рабочий этап: ознакомительный
1. Составить индивидуальный календарный план выполнения заданий практики.   Наметить порядок и сроки выполнения заданий практики, составить индивидуальный календарь прохождения практики.   Составить в дневнике практики индивидуальный план работы студента.  
2. Учебно-исследовательское задание: составить характеристику образовательного учреждения Реализовать Программу знакомства с ОУ (см. Приложение). Побеседовать с представителями администрации и конкретными специалистами. Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления его работы. Комплексна характеристика образовательного учреждения, список документов, регламентирующих его деятельность.
Рабочий этап: учебно-исследовательский
3. Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов. Посетить несколько уроков учителя по одному из предметов начальной школы и осуществить методический анализ изучаемой темы или раздела школьного курса (русского языка, литературы, математики и др.). Представить «фотографию» одного урока (по выбору студента) и психолого-педагогический анализ по предлагаемым схемам.   При анализе в дневнике практики отразить содержание образовательных задач, намеченных учителем в планах урока. Оценить практическую значимость формируемых на уроке умений, развития и воспитания учащихся; выявить трудности усвоения темы, причины и возможности их предупреждения; выбор наиболее эффективных методов и приемов работы, средств обучения и т.д.
4. Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками. При посещении уроков и воспитательных мероприятий обратить внимание на особенности взаимоотношений учителя и учеников, его общения с ними на переменах, уроках и в ходе воспитательных мероприятий.   При анализе наблюдений осветить следующие вопросы: - какие требования и в какой форме предъявляет учитель к школьникам (привести пример); - в какой форме учитель делает замечания ученикам при нарушении дисциплины, невыполнении учебных заданий, проявлении невнимательности; какие способы педагогического воздействия он применяет к таким ученикам (привести пример); - в какой степени в общении со школьниками учитель проявляет эмоциональную устойчивость, педагогический такт, уважение и доброжелательность (привести конкретные примеры).
5. Ознакомление с содержанием и порядком ведения личных дел учащихся, классного журнала и журнала группы продленного дня. Изучить содержание классного журнала, дневников и тетрадей учащихся. При ознакомлении с классным журналом обратить внимание: - на структуру журнала (из каких разделов он состоит); - на виды письменных работ учащихся; - на накопляемость отметок; - на посещаемость учениками уроков. При изучении дневников школьников проанализировать: - правильность и аккуратность заполнения ими всех разделов дневника; - систематичность выставления отметок; - содержание записей учителя; - контроль родителей за ведением дневника учеником.
6.Психолого-педагогическое изучение личности младшего школьника На основе методов наблюдения, анкетирования, опроса и других диагностических методик составить психолого-педагогическую характеристику личности учащегося.   Представить программу обследования личности ребенка и его психолого-педагогическую характеристику. Отразить в дневнике практики (на основе своих наблюдений) психологические гипотезы о причинах поведения ребенка, особенностях взаимодействия педагога и ребенка. В Дневнике практики опишите анализируемые случаи, зафиксируйте свои гипотезы. Исходя из выдвинутых гипотез, сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу.
7.Психолого-педагогическое исследование классного коллектива. На основе методов наблюдения, анкетирования, опроса и других диагностических методик составить психолого-педагогическую характеристику учебного коллектива.   Результат выполнения задания – сообщение или доклад, отражающие накопленный и проанализированный фактический материал, содержащие описание результатов исследования.
8. Изучение предметно – пространственной среды образовательного учреждения   Изучение и анализ условий предметно-пространственной среды в образовательном учреждении. - Ознакомление со структурой помещения (наличие специализированных кабинетов). - Ознакомление со структурой учебного кабинета в начальной школе, наполняемостью среды. - Заполните таблицу
9. Изучение особенности деятельности учителя начальных классов, педагога-психолога, социального педагога. Оказание помощи классному руководителю в плане проведения воспитательной работы, помощь в оформлении кабинета.   Наблюдение, изучение должностной инструкции педагогов, квалификационной характеристики.   Инструкция к выполнению: -Изучите документы, регламентирующие деятельность педагога. - Осуществите наблюдение за деятельностью педагога (в течении одного рабочего дня), зафиксируйте результаты наблюдения в форме фотозаписи. - Сделайте вывод о соответствии деятельности педагога положениям нормативных документов. - Заполните таблицу.
Заключительный этап
10. Осуществить анализ собственной педагогической деятельности Обобщить полученные на практике результаты в отчете. Отчет по практике, отражающий уровень освоения знаний и умений в процессе выполнения заданий практики.
11. Принять участие в подготовке и проведении заключительной конференции по практике. Подготовить групповое выступление, презентацию по итогам учебно-исследовательской практики. Отзыв группового руководителя и оценка по практике.

 

Программа знакомства с образовательным учреждением:

Характеристика базового образовательного учреждения

Общее знакомство с учреждением.

Ознакомительная беседа с администрацией.

Экскурсия по образовательному учреждению.

Основные вопросы для наблюдения и анализа

Паспорт образовательного учреждения.

Материально-техническая база.

Кадровый состав педагогического коллектива.

Учебные программы и планы (учебные и воспитательные).

Комплектование классов.

Специфические особенности данного учреждения.

При выполнении данного задания необходимо ответить на следующие вопросы:

- сколько учителей работает в начальных классах школы, каков их возрастной состав, образование и квалификация.

- какие проблемы работы начальной школы успешно решены учителями начальных классов;

- как оценивается состояние материальной базы кабинета начальных классов;

- какие наглядные пособия являются типовыми, а какие – изготовлены учителем;

- каков состав класса, сколько в нем мальчиков и девочек;

- как распределяются младшие школьники по успеваемости.

 

Задания для составления характеристики образовательного учреждения:

1. Укажите общие сведения об ОУ (тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей; почтовый и электронный адрес, контактные телефоны; Ф.И.О. руководителей; количество классов в начальной школе).

2. Материальная база:

· здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение;

· пришкольный участок: детская площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, цветники, общее озеленение;

· кабинеты начальных классов, их оборудование;

· ТСО, лингафонные классы, классы информатики;

· спортивный комплекс: зал, спортивное оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки:

· кино-и актовый залы; зал ритмики и хореографии;

· библиотека и читальный зал;

· мастерские для трудового обучения и творческой деятельности;

· кабинет для уроков музыки и изобразительной деятельности;

· медицинские кабинеты;

· столовая;

· оформление и озеленение класса.

3. Каков общий принцип и структура организации деятельности в ОУ?

4. Охарактеризуйте педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж работы.

5. Укажите направление, цели и задачи образовательной программы начальной школы в ОУ.

6. Охарактеризуйте учебные планы и программы начальной школы: какие, сколько лет по ним работает учебное заведение, их оценка.

7. Укажите направление, цели и задачи воспитательной работы в начальной школе ОУ.

8. Укажите современные технологии обучения детей младшего школьного возраста, которые внедрены в образовательный процесс ОУ, новации в деятельности педагогического коллектива.

9. Укажите направления деятельности научного общества учащихся в ОУ.

10. Укажите внешние связи ОУ с другими образовательными, научными, социальными, культурными учреждениями.

 

 

Педагог в образовательном учреждении

Составление таблицы «Виды деятельности педагога»

Фотозапись деятельности педагога Функции педагога согласно нормативным документам
   

Предметно – пространственная среда

образовательного учреждения

Составление таблицы.

Форма отчетности:

1. Таблица - «Содержание предметно-пространственной среды образовательного учреждения (вид начальная школа)».

 

№ п\п Учебный кабинет Наполняемость учебного кабинета Анализ образовательного пространства
       
       

 

2. Выводы об особенностях предметно-пространственной среды начальной ступени образовательного учреждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.