Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные даты жизни и творчества Д. Д. Шостаковича 2 страница




(обратно)

Шостакович Д. Из воспоминаний о Маяковском. С. 316.

(обратно)

Флексатон — ударный инструмент, состоящий из гибкой стальной пластинки и двух деревянных шариков, помешенных на пружинящих стержнях. Звук образуется при потряхивании инструмента, когда шарики ударяются о пластинку.

(обратно)

Советская музыка. 1966. № 9. С. 13.

(обратно)

Фриц Штидри (1883–1968) — американский дирижер, австриец по происхождению, в 1933–1937 гг. дирижер Ленинградской филармонии.

(обратно)

Мейерхольд В. Э. Переписка: 1896–1939. М., 1976. С. 348.

(обратно)

Козинцев Г. Пространство трагедии: Дневник режиссера. Л., 1973. С. 222.

(обратно)

Шебалин В. Литературное наследие: воспоминания, переписка, статьи, выступления. М., 1975. С. 41.

(обратно)

Abraham G. Eight Soviet Composers. London, 1943. P. 18.

(обратно)

Musical America. 1933. January 10. P. 49.

(обратно)

Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. М., 1977. С. 396.

(обратно)

Там же. С. 416–417.

(обратно)

Письмо от 4 марта 1933 г. Цит. по: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып. 2. М., 1976. С. 41.

(обратно)

Цит. по: Орлов Г. Симфонии Шостаковича. М., 1961. С. 53.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 255.

(обратно)

Шостакович Д. Из писем 1930-х годов. С. 91.

(обратно)

См.: Рабочий и театр. 1930. № 60–61. С. 8, 9.

(обратно)

Цит. по: Юдин Г. «…Ваша работа для меня событие на всю жизнь». С. 91–92.

(обратно)

Федор Васильевич Лопухов (1886–1973) — авангардный хореограф, поставил балеты Шостаковича «Болт» и «Светлый ручей».

(обратно)

Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете: Воспоминания и записки балетмейстера. М., 1966. С. 257.

(обратно)

Композитор Шостакович о своем произведении // Смена. 1930. 21 января.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 255.

(обратно)

Пролетарский музыкант. 1930. № 3. С. 25.

(обратно)

Цит. по: Работы методического совещания по музыкальному образованию // Музыкальное образование. 1928. № 1. С. 54.

(обратно)

Цит. по: Наш музыкальный фронт: Материалы Всероссийской музыкальной конференции / Под ред. С. Корева. М., 1930. С. 25–26.

(обратно)

Житомирский Д. О позиции т. Мейерхольда на музыкальном фронте // Пролетарский музыкант. 1930. № 8. С. 31.

(обратно)

New York Times. 1931. December 20.

(обратно)

В том числе Самуил Фейнберг в 1925 г. в Венеции, Николай Мясковский в 1926-м в Цюрихе, Александр Мосолов в 1927-м во Франкфурте и в 1930-м в Льеже, а также Лев Книппер в 1931-м в Оксфорде (кстати, творчество Шостаковича никогда не было представлено на этих фестивалях).

(обратно)

Александр Александрович Давиденко (1899–1934) — агрессивный приверженец идеологии РАПМ. Как композитор был полным дилетантом, писал хоровые массовые песни, в том числе популярную когда-то песню «Нас побить, побить хотели». Совместно с Борисом Шехтером, также членом РАПМ, сочинил оперу «1905 год», после чего начал другую, под названием «1919 год».

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович и Сибирь. С. 37–38. По иронии судьбы, в 60-х гг. уже совершенно подчинившийся властям Шостакович не только обработал два вокальных сочинения Давиденко («На десятой версте» и «Улица волнуется») для смешанного хора и оркестра, но и выразился о нем так: «Ярчайшая индивидуальность талантливого мастера» (Правда. 1960. 7 сентября).

(обратно)

Шостакович Д. Декларация обязанностей композитора // Рабочий и театр. 1931. № 31. С. 6.

(обратно)

Янковский М. Кто против — единогласно: Открытое письмо Д. Шостаковичу // Рабочий и театр. 1931. № 32–33. С. 10.

(обратно)

Правда. 1930. 15 ноября.

(обратно)

Правда. 1930. 2 марта. В этой статье Сталин осудил местные власти за положение в стране и на какое-то время приостановил процесс коллективизации.

(обратно)

Цит. по: Seroff V. Op. cit. Р. 184–185.

(обратно)

Цит. по: Seroff V. Op. cit. Р. 180.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 463.

(обратно)

Письмо М. Зощенко от 4 января 1941 г. Цит. по: Шагинян М. 50 писем Д. Д. Шостаковича // Новый мир. 1982. № 12. С. 131–132.

(обратно)

Как утверждает Эдисон Денисов, в 50-х гг. Шостакович говорил ему, что первоначально планировал посвятить «Леди Макбет» Асафьеву.

(обратно)

В интервью, опубликованном 10 февраля 1934 г. в «Красной газете», Шостакович упоминал даже о тетралогии.

(обратно)

Шостакович Д. Трагедия-сатира // Советское искусство. 1932. 16 октября. Кстати, Станислав Дыгат в эссе, написанном по случаю польской премьеры оперы, так прокомментировал сатирически-гротескный характер музыки: «…чувствую, что вся эта кровавая бойня, устроенная Катериной, является исключительно литературной метафорой, просто гротескным доведением до абсурда последствий внезапно пробудившейся страсти в молодой женщине с горячим сердцем, окруженной мелочными обывателями, ограниченной жестокими законами провинциальной скуки, однообразия и никчемности» (Познаньская опера, 1965).

(обратно)

Андрей Сергеевич Бубнов (1883–1940) — один из руководителей Октябрьского восстания в Петрограде. С 1922 г. заведующий отделом агитации и пропаганды Центрального комитета; в 1923 г. перешел на сторону Сталина. В 1924–1929 гг. играл существенную роль в борьбе с троцкистами. В конфликте с правым крылом партии поддержал Сталина не без некоторых колебаний, в результате чего был отодвинут на второй план в качестве народного комиссара просвещения (вместо Луначарского). Считался одним из популярнейших «старых большевиков». Осенью 1937 г. был смещен со своего поста и арестован, в дальнейшем казнен. Реабилитирован Хрущевым.

(обратно)

Златогоров П. Немирович-Данченко в работе над «Катериной Измайловой» // Советская музыка. 1967. № 5. С. 60.

(обратно)

Цит. по: Souvarine. Derniers entretiens avec Babel // Contrepoin. 1979. № 30.

(обратно)

Богданов-Березовский В. Дороги искусства. С. 181.

(обратно)

Рабочий и театр. 1932. № 16. С. 5.

(обратно)

Шостакович Д. Мои одиннадцать пожеланий // Рабочий и театр. 1932. № 31. С. 6–7.

(обратно)

Письмо от 21 июля 1933 года (Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. С. 403).

(обратно)

Острецов А. «Леди Макбет Мценского уезда»: Опера Д. Шостаковича // Советская музыка. 1933. № 6. Журнал «Советская музыка», основанный в 1933 г., в первый год выходил раз в два месяца, со следующего года стал ежемесячным. С самого начала это был печатный орган Союза советских композиторов, отражавший актуальную культурную политику партии и правительства в области музыкального творчества и исполнительства.

(обратно)

Богданов-Березовский В. «Леди Макбет Мценского уезда» // Известия. 1933. 24 сентября.

(обратно)

Самосуд С. Опера, которая делает эпоху // Самосуд С. Статьи, воспоминания, письма. С. 34–35.

(обратно)

Снятый на кинопленку фрагмент репетиции и заявление Владимира Немировича-Данченко сохранились до наших дней. В 60-х гг. эта старая кинохроника была использована в биографическом фильме о композиторе «Эскизы к портрету». Кроме того, заявление Немировича-Данченко опубликовано в журнале «Искусство кино» в статье «Дмитрий Шостакович и его музыка на экране» (1967. № 5. С. 58).

(обратно)

Цит. по: Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко: Летопись жизни и творчества. М., 1962. С. 462.

(обратно)

Гольденвейзер А. Б. Отрывки из дневника // Гольденвейзер А. Б. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969. С. 186.

(обратно)

Шапорин Ю. Избранные статьи. М., 1969. С. 121.

(обратно)

Дрейден С. Музыка — революции. М., 1981. С. 482.

(обратно)

Цит. по: Марков П. Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре. М., 1960. С. 223–224.

(обратно)

Шостакович Д. Мысли о музыкальном спектакле // Советское искусство. 1935. 5 декабря.

(обратно)

Цит. по: Юдин Г. «…Ваша работа для меня событие на всю жизнь». С. 92.

(обратно)

Цит. по: Лапчинский Г. Три музыкальных эскиза // Подъем (Воронеж). 1983. № 11. С. 117.

(обратно)

Rubinstein A. Moje długie życie. Krakow, 1988. S. 383–384.

(обратно)

New York Sun. 1935. February 9.

(обратно)

The New York Times. 1935. February 6.

(обратно)

И. Стравинский — публицист и собеседник. М., 1988. С. 125.

(обратно)

Советская музыка. 1966. № 9. С. 18.

(обратно)

Орик Жорж [Без названия] // Дмитрий Шостакович. М., 1967. С. 117.

(обратно)

Николай Иванович Ежов (1895–1940) — один из ближайших сотрудников Сталина. В конце 20-х гг. выслужился перед Сталиным особо жестоким проведением коллективизации; в 1933 г. произвел массовую чистку в партийных рядах; осуществлял надзор за Народным комиссариатом внутренних дел; с 1936 г. руководитель НКВД, с 1937 г. генеральный комиссар государственной безопасности. Был непосредственным исполнителем приказов Сталина, организатором массового террора, названного позднее «ежовщиной». Приговорен к смертной казни за «необоснованные репрессии».

(обратно)

Генрих Григорьевич Ягода (1891–1938) — одна из наиболее преступных личностей сталинской эпохи. С 1920 г. работал во Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК). Сталин познакомился с ним в Царицыне и способствовал его дальнейшей карьере. Ягода был заместителем Вячеслава Менжинского (преемника Дзержинского) в политической полиции, известной как ОГПУ, а после его смерти был назначен на должность народного комиссара внутренних дел. Заслужил всеобщую ненависть за жестокость и беспощадность. В 1935 г. стал генеральным комиссаром госбезопасности. Не исключено, что был замешан в убийстве Кирова. В 1936 г. был уволен со всех постов, обвинен в организации убийства Кирова и приговорен к смертной казни. Единственный из жертв «московских процессов» не был реабилитирован в 1988 г.

(обратно)

Независимая от партии большевиков группировка так называемых социалистов-революционеров.

(обратно)

Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 25. М., 1953. С. 235.

(обратно)

Там же. С. 238.

(обратно)

Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 27. М., 1953. С. 354.

(обратно)

Там же. С. 434.

(обратно)

Там же. С. 509.

(обратно)

Там же. С. 422.

(обратно)

Искусство кино. 1964. № 4. С. 14–15.

(обратно)

Андрей Януарьевич Вышинский (1883–1954) — личность, символизирующая кровавые репрессии 30-х гг. С 1928 г. обвинитель на политических процессах, с 1931 г. главный прокурор РСФСР, а позже СССР. Сформулировал принцип, что признание подсудимого может считаться решающим доказательством вины, за что получил Сталинскую премию. После войны министр иностранных дел (1949–1953). Вероятно, покончил жизнь самоубийством.

(обратно)

Сталин И. Итоги первой пятилетки: Доклад от 7 января 1933 г. // Правда. 1933. 10 января.

(обратно)

Шостакович Д. Счастье познания // Советское искусство. 1934. 5 ноября.

(обратно)

Из выступления Шостаковича в дискуссии о советском симфонизме (Советская музыка. 1935. № 5. С. 33).

(обратно)

Шостакович Д. «Екатерина Измайлова»: Автор об опере // Советское искусство. 1933. 14 декабря.

(обратно)

Шостакович Д. Мой творческий путь // Известия. 1935. 3 апреля.

(обратно)

Советская музыка. 1935. № 5. С. 32.

(обратно)

Из воспоминаний Галины Серебряковой. Публикация: Хентова С. М. В мире Шостаковича: Запись бесед с Д. Д. Шостаковичем. Запись бесед о композиторе. М., 1996. С. 125.

(обратно)

Хентова С. М. В мире Шостаковича. С. 125–126.

(обратно)

Цит. по: Горюшина И. Песня о встречном // Музыкальная жизнь. 1977. № 16. С. 10.

(обратно)

Оперный портфель композиторов // Рабочий и театр. 1933. № 17. С. 22.

(обратно)

Шостакович Д. Композитор и кино // Ленинградская правда. 1935. 18 января.

(обратно)

Отрывки из дневника М. Цехановского предоставила С. Хентовой вдова режиссера для использования в статье, предназначенной для журнала «Ruch Muzyczny» (1979. № 12, 13). Все цитаты взяты из этого источника. Оригинальный текст большинства из цитируемых отрывков приведен в монографии С. Хентовой (т. 1. С. 365, 367), в ее книге «Шостакович в Петрограде — Ленинграде» (Л., 1979. С. 111–113), а также в других ее книгах о Шостаковиче.

(обратно)

С. Хентова в 1978 г. тоже начала поиски этой партитуры. Переворошив архивы Музея им. Глинки (где оказались папки с эскизами и несколько переписанных начисто фрагментов), архив Ленфильма и собрания Центрального государственного архива литературы и искусства, а также получив от вдовы композитора несколько копий, переписанных его рукой. Хентова скомплектовала почти целое сочинение. Около 75 минут музыки составляют кинооперу, которую Шостакович неоднократно называл одним из важнейших своих произведений того периода.

(обратно)

Советская музыка. 1935. № 5. С. 33.

(обратно)

Seroff V. Op. cit. P. 188.

(обратно)

Левон Атовмьян — музыковед, друживший с Шостаковичем.

(обратно)

Письмо от 6 февраля 1934 г. (Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. С. 417).

(обратно)

Письмо от 12 марта 1934 г. (Там же. С. 421).

(обратно)

См.: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 414–415.

(обратно)

Фрагменты дневника Мясковского опубликованы в журнале «Музыкальная жизнь» (1981. № 7. С. 18).

(обратно)

Шостакович Д. Мой третий балет // «Светлый ручей». Комедийный балет в 3-х действиях и 4-х картинах. Музыка Д. Шостаковича. Либретто Ф. Лопухова и Адр. Пиотровского: Сборник статей и материалов о постановке балета в Государственном академическом Малом оперном театре. Л., 1935. С. 15.

(обратно)

Цит. по: Grãter М. Konzertführer Neue Musik. Frankfurt am Main. 1955. S. 166.

(обратно)

История русской советской музыки. Т. 2. М., 1959. С. 12, 228.

(обратно)

С. Н. Гисин был заместителем директора Большого театра.

(обратно)

Цит. по: Михеева Л. История одной дружбы // Советская музыка. 1987. № 9. С. 79.

(обратно)

Radamski S. Der verfolgte Tenor: Mein Sängerleben zwischen Moskau und Hollywood. München, 1972. S. 214–215.

(обратно)

Давид Иосифович Заславский (1880–1965) — журналист, которого Ленин еще до революции назвал «известным клеветником» и «пером шантажиста по найму». Был доверенным лицом Сталина и по его поручению публиковал разные статьи, в том числе против Горького в 1935 г. Одной из последних статей Заславского был пасквиль, развязавший в 1958 г. кампанию против Бориса Пастернака в связи с романом «Доктор Живаго». Заславский умер заслуженным и уважаемым сотрудником «Правды».

(обратно)

Хентова С. М. В мире Шостаковича. С. 121.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Атовмьян Л. Из воспоминаний // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 71.

(обратно)

Все цитаты взяты из статьи: Творческая дискуссия в ленинградском Союзе советских композиторов // Советская музыка. 1936. № 5.

(обратно)

Radamski S. Op. cit. S. 215–217.

(обратно)

Письмо от 29 февраля 1936 г. Цит. по: Михеева-Соллертинская Л. Д. Д. Шостакович в отражении писем к И. И. Соллертинскому: Штрихи к портрету // Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996. С. 98.

(обратно)

Речь идет о встрече известного в те годы советского журналиста Михаила Кольцова с Андре Мальро.

(обратно)

Цит. по: Два письма Сталину // Литературная газета. 1993. 10 марта.

(обратно)

Гусева Л. Весь для людей // Маршал Тухачевский. М., 1965. С. 156.

(обратно)

Цит. по: Нестьев И. Жизнь С. Прокофьева. М., 1973. С. 386.

(обратно)

Атовмьян Л. Из воспоминаний. С. 71–72.

(обратно)

В 1936–1952 гг. появилось шесть разных сообщений о смерти Горького, три из которых дают три различные версии убийства.

(обратно)

Цит. по: Вишневская Г. Галина: История жизни. М., 1991. С. 251.

(обратно)

Карл Бернгардович Радек (собств. Собельсон, 1885–1939) — революционер, соратник Ленина. После ареста в 1936 г. Сталин гарантировал ему помилование в обмен на предоставление прокуратуре сведений, подтверждающих виновность Бухарина и Рыкова. Несмотря на выполнение этого требования, Радек был осужден на 10 лет тюрьмы, затем переведен в лагерь и там убит уголовниками.

(обратно)

Przekrój, 1989. 17 września.

(обратно)

Гликман И. «…Я все равно буду писать музыку» // Советская музыка. 1989. № 9. С. 45.

(обратно)

Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 435.

(обратно)

Там же. С. 439.

(обратно)

Гликман И. Цит. соч. С. 47.

(обратно)

Рукописи этих трех симфоний не найдены и по сей день.

(обратно)

Radio i Telewizja. 1958. № 46.

(обратно)

Мравинский Е. Тридцать лет с музыкой Шостаковича // Дмитрий Шостакович. С. 112.

(обратно)

Письмо к Мейерхольду от 12 октября 1937 г. (Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 348).

(обратно)

Мравинский Е. Цит. соч. С. 113.

(обратно)

Шостакович Д. Яркий талант // Смена. 1938. 18 октября.

(обратно)

Богданов-Березовский Д. Дороги искусства. С. 188–189.

(обратно)

Глумов А. Нестертые строки. М., 1977. С. 316.

(обратно)

Цит. по: Барсова Инна. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей»: 1934–1937 годы в жизни Дмитрия Шостаковича // Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения. С. 127.

(обратно)

Андрей Александрович Жданов (1896–1948) — после Октябрьской революции член партийного аппарата, с 1934 г. секретарь Центрального комитета и член Оргбюро; в 1935 г. избран кандидатом в члены, а в 1939-м — членом Политбюро. После отстранения Луначарского занимался культурной политикой. После смерти Кирова был назначен первым секретарем Ленинградского комитета партии, проводил в городе жестокие, кровавые репрессии. Как доверенный эмиссар Сталина контролировал преследования в Казани, Оренбурге и Башкирии. Во время Второй мировой войны являлся одним из виновников трагедии Ленинграда, так как не допустил своевременной эвакуации его жителей. После войны, соревнуясь с Маленковым во влиянии на Сталина, проводил в области идеологии и культуры репрессивную политику, известную под названием «ждановщина». Умер при невыясненных обстоятельствах: по официальному сообщению, от сердечной болезни, а вероятнее всего, от белой горячки, поскольку был алкоголиком.

(обратно)

См.: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 455.

(обратно)

Мравинский Е. Произведение потрясающей силы // Смена. 1937. 23 декабря.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович в Москве. М., 1986. С. 81–82.

(обратно)

Хубов Г. Пятая симфония Д. Шостаковича // Советская музыка. 1938. № 3. С. 14.

(обратно)

Кабалевский Д. Пятая симфония Д. Шостаковича // Советское искусство. 1937. 29 декабря.

(обратно)

В Симфонии отмечалось «глубокое философское содержание» (Данилевич Л. Путь композитора // Советское искусство. 1938. 14 февраля), «серьезность в постановке большой темы о человеке, о человеческих переживаниях» (Попов Г. Победа советского симфонизма // Искусство и жизнь. 1938. № 2. С. 36); утверждалось, что «произведение такой большой философской глубины и эмоциональной силы могло родиться только в СССР» (Александров А., Нечаев В. Пятая симфония Д. Шостаковича: Впечатления слушателя // Музыка. 1937. 26 ноября).

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 459.

(обратно)

Цит. по: Мартынов И. Цит. соч. С. 50.

(обратно)

Шостакович Д. Мой творческий ответ // Вечерняя Москва. 1938. 25 января.

(обратно)

Фадеев А. За тридцать лет: Избранные статьи, речи и письма о литературе. М., 1957. С. 891.

(обратно)

Следует добавить, что Мравинский выбрал для заключительного этапа конкурса Пятую симфонию, что предопределило его успех.

(обратно)

Бунин Р. «…С глубочайшей признательностью» // Советская музыка. 1976. № 9. С. 14.

(обратно)

Караев К. Слово об учителе // Советская музыка. 1976. № 9. С. 12.

(обратно)

Бунин Р. Цит. соч. С. 16.

(обратно)

Евлахов О. Класс композиции Д. Шостаковича // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. С. 201–202.

(обратно)

Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. М., 1980. С. 109.

(обратно)

Левитин Ю. Учитель // Шостакович Д.: Статьи и материалы. М., 1976. С. 83–84.

(обратно)

Советская музыка. 1966. № 9. С. 9–10.

(обратно)

Новые работы композитора Д. Шостаковича // Известия. 1938. 29 сентября.

(обратно)

Цит. по: Михеева Л. Цит. соч. С. 80.

(обратно)

Нейгауз Г. Струнный квартет Шостаковича // Вечерняя Москва. 1938. 29 октября.

(обратно)

Шостакович Д. Заметки композитора //Литературная газета. 1938. 20 ноября.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 497.

(обратно)

Письма Шостаковича к Шебалину опубликованы в подборке под заглавием «…Это был замечательный друг» в журнале «Советская музыка» (1982. № 7. С. 78–83).

(обратно)

Цит. по: Шнеерсон Г. Леопольд Стоковский // Советская музыка. 1941. № 5. С. 105.

(обратно)

Шостакович Д. Партитура оперы // Известия. 1941. 1 мая.

(обратно)

См.: Хентова С. Шостакович и Сибирь. С. 136.

(обратно)

Цыганов Д. Пол века вместе // Советская музыка. 1976. № 9. С. 29–30.

(обратно)

Выступление С. Прокофьева на обсуждении IV декады советской музыки (Советская музыка. 1941. № 2. С. 71–72).

(обратно)

Московский большевик. 1942. 19 апреля.

(обратно)

Шостакович Д. Седьмая симфония // Правда. 1942. 19 марта.

(обратно)

См.: Шостакович Д. В дни обороны Ленинграда // Советское искусство. 1941. 9 октября.

(обратно)

См.: Шостакович Д. О подлинной и мнимой программности // Советская музыка. 1951. № 5. С. 77.

(обратно)

Следует, однако, упомянуть, что часть материала взята из довоенных набросков к симфонии, которая должна была быть посвящена событиям конца 30-х гт. в Советском Союзе.

(обратно)

Шостакович Д. О подлинной и мнимой программности. С. 77.

(обратно)

Цит. по: Rabinovich D. Op. cit. P. 70.

(обратно)

Валериан Богданов-Березовский вспоминает об этом дважды: в своих дневниковых заметках (Богданов-Березовский В. Из дневника военных лет: Фрагменты. 1941 год //В годы Великой Отечественной войны: Воспоминания, материалы. Л., 1959. С. 130–131) и в «Ленинградской правде» от 11 августа 1942 г. Приведенная цитата содержит фрагменты обоих высказываний.

(обратно)

Московский большевик. 1942. 19 апреля.

(обратно)

Там же.

(обратно)

«…Это был замечательный друг». С. 80–81.

(обратно)

Szneerson G. Dymitr Szostakowicz — w 55 rocznick urodzin // Ruch Muzyczny. 1961. № 19. S. 6.

(обратно)

Chentowa S. Dymitr Szostakowicz // Ruch Muzyczny. 1966. № 18. S. 6.

(обратно)

Цит. по: Шнеерсон Г. Жизнь музыки Шостаковича за рубежом // Д. Шостакович: Статьи и материалы. С. 231.

(обратно)

Там же. С. 231–232.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Patkowski М. Koncert w sali kolumnowej… // Kultura. 1967. 5 listopada.

(обратно)

Богданов-Березовский В. Седьмая симфония Шостаковича // Ленинградская правда. 1942. 11 августа.

(обратно)

У Шостаковича // Учительская газета. 1942. 10 сентября.

(обратно)

Шостакович Д. Замечательный оркестр // Литература и искусство. 1942. 1 августа.

(обратно)

Цит. по: Rabinovich D. Op. cit. P. 72.

(обратно)

«…Это был замечательный друг». С. 81.

(обратно)

Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 72.

(обратно)

«…Эго был замечательный друг». С. 82.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Поначалу Соната замышлялась как четырехчастная, о чем свидетельствует письмо к Шебалину от 19 февраля 1943 г. Во время работы первоначальная концепция претерпела изменение (что достаточно редко для Шостаковича).

(обратно)

Шагинян М. 50 писем Д. Д. Шостаковича. С. 132–133.

(обратно)

Восьмая симфония: Беседа с композитором Д. Шостаковичем // Литература и искусство. 1943. 18 сентября.

(обратно)

Цит. по: Друскин М. Исследования, воспоминания. Л.; М., 1977. С. 245.

(обратно)

Цит. по: Niestiew I. Paździemik a muzyka // Ruch Muzycny. 1967. № 20. S. 4.

(обратно)

Цит. по: Михеева Л. И. И. Соллертинский: Жизнь и наследие. Л., 1988. С. 166.

(обратно)

Информационный сборник ССК СССР. М., 1945. № 7–8. С. 52.

О том, как отличались друг от друга во всех отношениях Прокофьев и Шостакович и как мало им было что сказать друг другу, свидетельствует ход одной из их встреч в Иванове. Прокофьев Шостаковичу: «Вы знаете, я здесь интенсивно работаю над моей Шестой симфонией. 1 часть уже готова (тут композитор подробно описал ее форму), теперь сижу над второй, которая построена на трех темах, зато третья будет в сонатной форме. Таким способом я хотел бы компенсировать недостаток сонатных элементов в предыдущих частях». Шостакович: «Неужели в Иваново всегда такая погода?» (Zytomirski D. Blindheit als Schutz vor der Warheit. Berlin, 1996. S. 270).

(обратно)

Мартынов И. Цит. соч. С. 105.

(обратно)

Асафьев Б. Восьмая симфония Шостаковича. С. 4.

(обратно)

Rodzińska Н. Nasze wspólne życie. Warszawa, 1980. S. 449.

(обратно)

Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 14.

(обратно)

Кончин Е. Музыкант и его встречи в искусстве // Музыкальная жизнь. 1978. № 11. С. 3.

(обратно)

Ражников В. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. М., 1989. С. 121–122.

(обратно)

Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1993. С. 64.

(обратно)

Цит. по: Михеева Л. История одной дружбы. С. 84.

(обратно)

«…Это был замечательный друг». С. 83.

(обратно)

Цит. по: Орлов Г. Симфонии Шостаковича. С. 221.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Житомирский Д. Из впечатлений минувших лет // Д. Шостакович: Статьи и материалы. С. 183–184.

(обратно)

Нестьев И. Заметки о творчестве Д. Шостаковича // Культура и жизнь. 1946. 30 сентября.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 216.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Юдин Г. В молодые годы // Советская музыка. 1986. № 9. С. 38.

(обратно)

Кусевицкий С. «…Приобщение человека к вселенским интересам» // Советская музыка. 1975. № 1. С. 105.

(обратно)

Цит. по: Brockhaus Н. A. Dmitri Schostakowitsch. Leipzig, 1962. S. 103.

(обратно)

Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б). М., 1948. С. 170.

(обратно)

«…Уцелел, потому что смеялся»: Беседа с Никитой Богословским // Огонек. 1990. № 45. С. 27.

(обратно)

Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б). С. 21, 24.

(обратно)

Там же. С. 20, 21.

(обратно)

Советская музыка. 1948. № 1. С. 4–8.

(обратно)

Максим Шостакович о своем отце // Время и мы. 1982. № 69 С. 183.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.