Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия как демократическое, суверенное государство




РФ

Конституционный механизм осуществления государственной власти в

Механизм осуществления государственной власти в России основан на принципе разделения властей – одном из принципов конституционного строя.

Идея деления власти на законодательную, исполнительную и судебную присутствовала во взглядах еще древнегреческих философов – Аристотеля, Платона, но сформулировали этот принцип Д. Локк и Ш. Монтескье во время буржуазных революций.

Необходимо заметить, что сама государственная власть едина и ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный российский народ. Речь идет о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными. В пределах своей компетенции по осуществлению своих функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, каждая ветвь власти следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений называется «системой сдержек и противовесов».

В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ установлено, кто осуществляет государственную власть в России: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. В данной норме не указано конкретно, к какой ветви государственной власти относится Президент РФ и другие органы власти, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ. Ответ на этот вопрос дается в последующих нормах Конституции.

Так, в ст. 94 Конституции РФ установлено, что Федеральное Собрание — парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Часть 1 ст. 111 Конституции РФ указывает, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Иное название судебной власти — правосудие. Оно, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, является прерогативой судов (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ).

Президент РФ в ч. 1 ст. 80 Конституции назван главой государства и не отнесен ни к одной ветви государственной власти. Налицо явное конституционное противоречие со ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей только три ветви власти. Анализ последующих статей дает основание полагать, что Президент РФ фактически возглавляет исполнительную власть.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими самостоятельно органы государственной власти. Поэтому в субъектах Федерации самые разнообразные системы государственной власти, т.е. в одних республиках есть президент, в других – нет, в одних субъектах законодательные органы называются Законодательное Собрание, в других – Областная Дума и т.д., но во всех соблюдается принцип конституционного строя – принцип разделения властей.

Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, но это одна из форм осуществления власти народом. Согласно ст.12 Конституции РФ, в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако органы местного самоуправления находятся в тесной взаимодействии с государственными органами, конституционно делегируя друг другу различные полномочия.

Тема 4. Российское государство и его конституционно – правовой статус

Демократическим называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа и общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Недостаточно провозгласить государство демократическим, главное – обеспечить его устройство и деятельность соответствующим правовым институтам.

Выделяют два основных признака демократического государства.

- реальная представительная демократия

- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Государство выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.

Суверенитет государства – свойство государственной власти быть верховной и юридически независимой как внутри своей страны, так и за ее пределами.

Суверенитет государства исходит из народного суверенитета, поскольку волеизъявление народа порождает государственную власть.

Верховенство государственной власти означает, что она:

1) не ограничена ничем, кроме Конституции и законов;

2) на территории государства нет другой власти, издающей законы.

Независимость государственной власти означает, что только она самостоятельно вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Т.е. у государственных органов нет ни политической, ни финансовой, ни какой иной зависимости от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет Российской Федерации закрепляется в 3-х положениях, сформулированных в ст.4 Конституции РФ:

1) Суверенитет распространяется на всю территорию Российской Федерации;

2) Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

3) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

Первое означает, что субъекты Федерации, даже обладая статусом государства (республики), не обладают государственным суверенитетом

Второе означает, что установлен безусловный приоритет Конституции и федеральных законов в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов Федерации.

Третье означает, что отделение каких – либо частей территории Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства. Сепаратизм противоречит ценностям правового государства, тормозит экономический и социальный прогресс.

Все перечисленные положения Конституции согласуются с общепризнанными международными нормами.

Свое правовое оформление суверенитет РФ получил 12 июня 1990г. в Декларации о государственном суверенитете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.