КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы отслеживания результативности
Ожидаемые результаты Говоря о результате, мы должны ясно понимать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. И пусть ребята не делают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для формирования активной жизненной позиции и развития познавательных сил. Педагогический результат – это опыт самостоятельной творческой, исследовательской работы, новых знаний и умений, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Результат образовательного процесса определяется через выявление уровня сформированности исследовательского и творческого мышления учащихся. В качестве возможных линий анализа сформированности исследовательского мышления учащегося мы выдвигаем следующие критерии: · степень проявления поисковой активности, · глубина, прочность овладения способами и приемами исследовательской деятельности, · оригинальность, правдоподобие, обоснованность и действенность выдвигаемых гипотез, их количество; · планомерность и организованность выполняемого исследования; полнота и обоснованность выводов. v Определениегипотетичности, как общей творческой способности Для этого учащимся предлагалось выдвинуть гипотезы – предположения о причинах событий и перспективах развития фантастического явления, т.е. выдвинуть логические ретроспективные и фантастические перспективные гипотезы. Задания предлагались для выполнения в классе. Учащимся были даны следующие три ситуации для выдвижения гипотез:
1. «Что бы было, если бы все люди научились обходиться без воды и пищи?», 2. «Представь себе ситуацию, при которой времена года на Земле будут длиться по сто лет» 3. «Почему некоторые дети плохо учатся в школе?» ( текст методик см. в приложении). В качестве критериев для оценки степени развития гипотетичности у учащихся мы, основываясь на тесте Гилфорда по изучению креативности и творческого мышления и исследованиях Мещеряковой, выделили такие три показателя: · беглость (количество выдвинутых гипотез); · гибкость (количество классов выдвинутых гипотез); · оригинальность (единичный ответ – редко встречающийся – часто встречающийся); Исходя из практического опыта, мы ограничили количество возможных гипотез - шестью. Каждый вариант гипотезы оценивается по этим критериям и в соответствии с ними начисляются баллы. 1. Показатель беглость. За каждую гипотезу учащийся получает по одному баллу. На основании этого можем выделить следующие уровни развития беглости: 5 и больше баллов — высокий уровень; 3-4 баллов — средний уровень; 1-2 балла — низкий уровень; 2. Показатель гибкость. Каждый класс гипотез оценивается в один балл. Т.о., можем выделить следующие уровни развития гибкости: 5 и больше баллов — высокий уровень; 3-4 баллов — средний уровень; 1-2 балла — низкий уровень; 3. Показатель оригинальность. Гипотеза считается оригинальной и ей приписывается 3 балла, если она не повторяется среди всего класса. Если вариант гипотезы редко встречается (не более 3 – 4 раз на весь класс), то за каждую гипотезу дается 2 балла. Часто встречающийся вариант гипотезы оценивается в 0 баллов. Т.о. оригинальность оценивается от 0 до 3 баллов и можно выделить следующие уровни ее развития. 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 0 баллов – низкий уровень;
Т.о. общая способность к выдвижению гипотез оценивалась суммой баллов по всем трем критериям. На основе полученных результатов мы выделили несколько уровней развития гипотетичности как общей творческой способности: Больше 40 – очень высокий уровень; 30 – 39 – высокий уровень; 20 – 29 – выше среднего; 10 – 19 – средний уровень; 0 – 9 – низкий уровень; v Задания второго блока преследовали следующую цель -изучение особенностей проявления гипотетичности в исследовательской деятельности в условиях специально организованного поиска на учебном материале у учащихся младшего школьного возраста. На основе изучения содержания учебников по различным предметам и анализа представленных в них заданий мы выбрали такую область науки, как естествознание, т.к. по нашему мнению, именно данная область знаний дает широкие возможности для проявления исследовательской деятельности уже в младшем школьном возрасте, и составили три учебных задания исследовательского характера с подсказками. Составленные для каждого задания подсказки были предназначены для ориентирования учащихся в направлениях поиска для выполнения исследовательского задания. Исследовательские задания:
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |