КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности регламентации отношений с потребителями в российском законодательстве
Законодательное регулирование взаимоотношений с потребителями, составляющих основу системы связей с общественностью любого предприятия и организации, предполагает, в первую очередь, защиту прав потребителей при возникновении различных конфликтных ситуаций и спорных вопросов. Основным нормативным документом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей в Российской Федерации, является Закон «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Закон не содержит каких-либо критериев разграничения полномочий и компетенции по регулированию отмеченных отношений между Российской Федерацией в целом и республиками в ее составе. Законом также предусмотрено (ст. 2), что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила защиты прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора. В преамбуле Закона уточнено понятие «потребитель» как одно из ключевых в данной области. Потребитель определяется как гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц в том случае, если они используют, приобретают или заказывают (либо имеют такие намерения) товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а, напри-Мер, для занятия предпринимательской деятельностью. Под личными бытовыми нуждами Закон понимает удовлетворение бытовых потребностей не только гражданином, непосредственно приобретшим данный товар, но и любыми другими гражданами, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя. В рассматриваемом Законе конкретизированы также понятия «изготовитель», «исполнитель» и «продавец». Изготовитель — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Одним из основополагающих прав потребителей является их право на безопасность товаров, работ, услуг. Оно обеспечивается как Законом «О защите прав потребителей», так и целым рядом других федеральных законов: «О стандартизации»; «О сертификации продукции и услуг»; «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Конкретная работа по защите прав потребителей тесно связана с антимонопольным регулированием и формированием эффективных конкурентных отношений участников рынка. Поэтому законодательство о защите прав потребителей взаимодействует с положениями Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Полномочия органов исполнительной власти в вопросах защиты прав потребителей определяются нормами административного и уголовного права. Конкретные меры административной и уголовной И1
ответственности лиц, нарушающих права потребителей, предусмотрены соответственно в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Российской Федерации. Многие вопросы защиты прав потребителей в области качества продукции, работ и услуг, ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей, возмещения вреда, причиненного потребителю, и т. п. отражены в ГК РФ. Законодательство о защите прав потребителей включает в себя также целый комплекс подзаконных актов в виде специальных нормативно-методических документов, отражающих отдельные (в том числе отраслевые) особенности защиты прав потребителей, которые нецелесообразно регулировать на уровне закона. Руководители и специалисты внутрифирменных служб по связям с общественностью должны знать и по возможности учитывать в своей работе особенности российского законодательства, регламентирующего отношения с потребителями.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |