Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности регламентации отношений с потребителями в российском законодательстве




Законодательное регулирование взаимоотношений с потребите­лями, составляющих основу системы связей с общественностью лю­бого предприятия и организации, предполагает, в первую очередь, защиту прав потребителей при возникновении различных конфликт­ных ситуаций и спорных вопросов.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей в Российской Федерации, яв­ляется Закон «О защите прав потребителей», который регулирует от­ношения между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надле­жащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изгото­вителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон не содержит каких-либо критериев разграничения полно­мочий и компетенции по регулированию отмеченных отношений между Российской Федерацией в целом и республиками в ее составе. Законом также предусмотрено (ст. 2), что если международным дого­вором Российской Федерации установлены иные правила защиты прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим За­коном, то применяются правила международного договора.


В преамбуле Закона уточнено понятие «потребитель» как одно из ключевых в данной области. Потребитель определяется как гражда­нин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказываю­щий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц в том случае, если они используют, приобретают или заказывают (либо имеют такие наме­рения) товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а, напри-Мер, для занятия предпринимательской деятельностью.

Под личными бытовыми нуждами Закон понимает удовлетворе­ние бытовых потребностей не только гражданином, непосредствен­но приобретшим данный товар, но и любыми другими гражданами, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия не­посредственного приобретателя.

В рассматриваемом Законе конкретизированы также понятия «изготовитель», «исполнитель» и «продавец». Изготовитель — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель — это организация независи­мо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также инди­видуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Одним из основополагающих прав потребителей является их право на безопасность товаров, работ, услуг. Оно обеспечивается как Законом «О защите прав потребителей», так и целым рядом других федеральных законов: «О стандартизации»; «О сертификации про­дукции и услуг»; «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Конкретная работа по защите прав потребителей тесно связана с антимонопольным регулированием и формированием эффективных конкурентных отношений участников рынка. Поэтому законодатель­ство о защите прав потребителей взаимодействует с положениями Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках».

Полномочия органов исполнительной власти в вопросах защиты прав потребителей определяются нормами административного и уго­ловного права. Конкретные меры административной и уголовной


И1


 




ответственности лиц, нарушающих права потребителей, предусмот­рены соответственно в Кодексе об административных правонаруше­ниях и Уголовном кодексе Российской Федерации.

Многие вопросы защиты прав потребителей в области качества продукции, работ и услуг, ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей, возмещения вреда, причиненного потребителю, и т. п. отражены в ГК РФ.

Законодательство о защите прав потребителей включает в себя также целый комплекс подзаконных актов в виде специальных нор­мативно-методических документов, отражающих отдельные (в том числе отраслевые) особенности защиты прав потребителей, которые нецелесообразно регулировать на уровне закона.

Руководители и специалисты внутрифирменных служб по связям с общественностью должны знать и по возможности учитывать в своей работе особенности российского законодательства, регламентирую­щего отношения с потребителями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.