КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фазы группового процесса
Фаза самодиагностики осознания и принятия. Первая фаза групповой динамики сопровождается обязательной процедурой выработки целей работы группы. В дальнейшем они позволяют структурировать процесс терапии. В качестве итоговых целей, как правило, провозглашаются следующие: - необходимость разобраться в своем заболевании; - достигнуть психологического принятия алкогольной и-наркотической зависимости. Центральная психотерапевтическая тактика начальной фазы групповой психотерапии - это комплексное «самопредставление». Непрерывность «самопредставления» заключается в его ежедневном С.70 уточняющем повторе и погруженности больных в процесс группового самоанализа. В основе техники «самопредставление» лежат две основные предпосылки -субъективность и исключительность [13]. Субъективность заключается в том, что описание базируется на особенностях характера больного, на его личных ощущениях и суждениях. Исключительность проявляется в том, что пациент оказывается единственным источником этих индивидуальных ощущений и суждений. Комплексное «самопредставление» - важная и необходимая часть групповой динамики, когда члены группы знакомятся друг с другом и происходит отождествление и взаимное присоединение процессов психотерапевта и пациентов. Завершается первая сессия тем, что психотерапевт предлагает написать каждому члену группы сочинение на тему «История моего взаимоотношения с алкоголем и наркотиками». При этом врач должен проявить необходимую директивность, а также пояснить, какие вопросы следует отразить в этом сочинении. Необходимо выделить определенное время для самостоятельной работы, так как в этой фазе пациенты еще не включены в психотерапевтический процесс. Самостоятельное выполнение заданий психотерапевта может служить показателем того, что больные находятся в зоне ближайших терапевтических изменений.
Следующее занятие начинается с того, что проводится анализ всего предыдущего дня, включая групповое занятие, самостоятельную работу, наличие определенных мыслей, чувств, желаний, поведения, избирательности в общении, отношении к групповым занятиям. (Как уже говорилось, такой анализ следует проводить в начале каждого занятия.) На этом занятии группа работает с прошлым опытом, погружаясь в «там и тогда». Воспроизводится в деталях эксцесс употребления (заостряется внимание больных на настроении, чувствах, желаниях, поведении, мыслях, состоянии здоровья, окружавшей обстановке)'. При этом между членами группы распределяются роли: выпивающий, употребляющий, собутыльник, родственник, начальник, наблюдатель, память, тяга, похмелье, ломка и т. п. Ролевое воспроизведение ситуации создает условия для «присоединения» к опыту другого пациента и «вчувствования» в этот опыт. Члены группы демонстрируют модель поведения «как будто они алкоголики или наркоманы». В результате создается своего рода групповой портрет больного алкоголизмом или наркоманией, и это, в свою очередь, позволяет обнаружить признаки алкоголизма и наркомании. Таким образом, в результате воспроизведения собственного непосредственного опыта пациенты обнаруживают у себя наличие зависимости от алкоголя или наркотиков на различных уровнях (биологическом, психологическом, социальном и духовном), уясняют динамический характер зависимости, прогрессирующий характер болезненного процесса и оказываются в состоянии признать себя больными. Однако, чтобы в последующем признание наличия у себя болезни носило истинный, а не формально-декларативный характер, психотерапевтический прием «вербальное признание наличия у себя заболевания» проводится в конце следующего занятия, которое начинается с анализа предыдущего дня.
При этом возможно усиление насыщенности высказываний психотерапевта, направленных на мотивацию к изменению, что достигается вопросами типа: что произошло? Что изменилось? Видите ли вы в себе какие-либо перемени? Если высказывания пациентов носят конструктивный характер, то терапевту рекомендуется занять отстраненную позицию, так как у пациентов в этот момент происходит формирование мотивации к изменению. Завершив анализ предыдущего дня, следует провести психотерапевтическую технику «аутоидентификация признаков зависимости», когда каждый из больных рассказывает о своем заболевании в свете уже продуманных и, по существу, принятых симптомов химической зависимости. При этом реализуется такое важное пре
С.71 имущество групповой психотерапии перед индивидуальной, как фактор межличностной идентификации. В эти моменты у пациентов созревает критическое отношение как к своей зависимости, так и к тем мыслям, поведению, ценностям, установкам, которые «обслуживали» зависимую субличность больных. Здесь используется принцип приема «многократного прохождения отдельного места психокоррекционного процесса» [4]: многократно актуализируя отдельные признаки алкоголизма или наркомании, психотерапевт добивается снижения способности к сопротивлению у пациентов. Вместе с тем этот процесс не всегда проходит гладко: еще оставаясь в позиции образа болезни - зависимости, больные очень часто «соскальзывают», прося врача дать определенный совет или информацию. В этом случае эффективнее всего использовать прием «простого отражения», когда терапевт переадресует группе заданный вопрос. При этом, поддерживая позитивные высказывания членов группы, терапевт решает сразу несколько задач: - укрепляется рабочее взаимоотношение в группе; - у пациентов усиливается чувство ответственности; - укрепляются тенденции к самоподдержке и рост самоуважения больных. После того как каждый член группы рассказал о своем заболевании, акцентируясь на качественной характеристике, сроках формирования и индивидуальных особенностях признаков алкоголизма и наркомании, проводится психотерапевтический прием «самофиксация на прямой болезни».
Данная техника состоит в следующем. Каждому больному предлагается начертить у себя в тетради прямую линию, условно разделенную на три отрезка, что соответствует условному выделению трех стадий химической зависимости. Далее каждый пациент должен самостоятельно поставить точку в том месте прямой линии, где, по его мнению, он находится в своем заболевании. При этом воспрещаются всякие консультации между членами группы. Терапевту необходимо подчеркнуть, что данное определение является сугубо индивидуальным, и больным рекомендуется, поставив точку, не переставлять ее в зависимости от мнения окружающих. Затем терапевт чертит такую же прямую на доске. Он просит пациентов подойти и поставить свою точку точно в том месте, где она находится у каждого на его индивидуальной прямой, не перенося ее в зависимости от того, где расположили свои точки другие больные. Как правило, все члены группы ставят свои точки на второй условной стадии химической зависимости, что в большинстве случаев соответствует действительному их «местонахождению». Однако даже здесь появляются различия: так, одни больные ставят себя ближе к первой стадии и даже на черту, разделяющую условные первую и вторую стадии, вторые - ближе к середине условной второй стадии, а третьи - ближе к условной третьей стадии, а иногда и на разделительную черту второй и третьей стадий. Независимо от того, как оценивает психотерапевт «продвинутость» каждого члена группы в течении его заболевания, он просит высказаться по поводу того, как каждый пациент оценивает себя по отношению к другим. При этом рекомендуется предложить первым высказаться пациенту, условно занявшему одну из крайних позиций. По мере того как каждый член группы рассказывает о себе, происходит так называемая групповая аутоидентификация тяжести химической зависимости. В процессе обсуждения своего местонахождения на прямой болезни члены группы окончательно осознают, что страдают алкоголизмом или наркоманией, оказываются в состоянии действительно принять наличие у себя заболевания.
В этот момент используется техника «Вербальное признание наличия у себя алкоголизма или наркомании», при которой каждый член группы, называя свое имя, говорит, что страдает алкоголизмом или
С.72 наркоманией. Буквально все больные должны произнести одну и туже фразу: «Я... алкоголик» или «Я... наркоман» (или и то, и другое вместе). Психотерапевту не следует избегать патетики, а, наоборот, усилить ее, сказав, что он очень рад видеть перед собой смелых людей, которые могут мужественно смотреть своему противнику в лицо. Признание у себя алкоголизма или наркомании является основной предпосылкой для следующей фазы групповой психотерапии - фазы конфронтации, так как у большинства пациентов личностный статус все еще продолжает определяться доминированием образа болезни, что вызывает своего рода внутриличностную дисгармонию, приводит к состоянию фрустрации. Обычно все пациенты в состоянии выполнить психотерапевтическую технику «Самофиксация на прямой болезни», и каких-либо трудностей при ее воспроизведении не возникает. Следует только обращать внимание на самостоятельность выполнения данной техники и пунктуальность при переносе «точки» из тетради на доску. Заданий для самостоятельной работы в этот день давать не следует, так как наша практика показывает, что пациенты, возможно, впервые в жизни не только признались самим себе, что страдают алкоголизмом или наркоманией, но и ощутили ту бездну, к которой неминуемо ведет их химическая зависимость. Все это является эмоционально значимым и дает возможность больным, независимо от их желания, многократно в течение суток «включаться» в терапевтический процесс. При этом члены группы не только думают о тех изменениях, которые происходят в сознании, но и активно обсуждают между собой различные моменты психотерапии. Все это говорит о том, что пациенты приближаются к рабочей фазе групповой динамики. Однако рабочая фаза может наступить после значительного эмоционального отреагирования большинства больных, когда составляющие зависимую субличность психические компоненты будут выделены и приняты каждым членом группы, а стереотип поведения пациентов в подавляющем большинстве будет определяться доминированием образа здорового Я. Для этого служит следующая фаза психотерапевтического процесса - фаза конфронтации. Эта фаза практически неизбежна, поскольку как до начала терапии, так и в первой ее фазе в личностном статусе большинства пациентов доминирует образ болезни - зависимости. Конфронтация может ускорить переломный момент в жизни клиента, усилить внутриличностный кризис, который способствует переходу на другой уровень выздоровления. Конфронтацию достаточно трудно осуществлять по причине того, что она может привести к резкости и негативизму в отношениях, что несет в себе определенный риск преждевременного прерывания психотерапевтического раппорта. Рассмотрим пять основных типов конфронтации. Эмпирическая конфронтация. Обычно имеет место тогда, когда консультант замечает расхождение между тем, что говорит клиент, и тем, что он испытывает в своем опыте в данный момент времени или выражает поведенчески. Конфронтация силы. Применяется тогда, когда клиент изображает слабость или «выученную беспомощность» в той области, где, как знает или предполагает консультант, у клиента достаточно сильных ресурсов. Конфронтация слабости. Используется, когда консультант замечает игру клиента во всемогущество, чтобы избежать очевидных затруднений, связанных с осознанием болезни. Конфронтация действия. Подталкивает клиента к структурированию его поступков, что способствует соблюдению ранее согласованного контракта и достижению поставленных целей индивидуального лечебного плана. Конфронтация фактами. Этот метод состоит в том, что консультант приводит факты, помогающие скорректировать фантазии клиента или его ситуативные заблуждения.
С.73 Во время конфронтации так или иначе происходит встреча с реальностью, что постепенно развивает у клиента навык принятия ответственности за свое поведение. Важным ориентиром, помогающим в выборе правильного типа конфронтации, является осознание внутренних ощущений у самого консультанта по поводу происходящих с клиентом изменений. Если консультант испытывает недоверие или сомнение относительно поведения или высказывания клиента, он получает основу для конфронтации и может предлагать клиенту свое видение ситуации. Конечно, важнейшее значение имеют сложившиеся доверительные терапевтические отношения. Если у консультанта отсутствует эмпатия по отношению к клиенту, то конфронтация может оказаться бесполезной или даже разрушительной. Попробуем выделить два общих ориентира, которые помогут практикующим терапевтам в определении необходимости проведения конфронтации как с точки зрения консультанта, так и с позиции клиента: Осознание чувств самого консультанта: 1. Какую степень доверия я чувствую в отношениях между собой и клиентом? 2. Хочу ли я поближе познакомиться с клиентом как личностью? 3. Реально ли для клиента что-то сделать с его поведением, на которое будет направлена моя конфронтация? 4. Делаю ли я свою конфронтацию позитивной и конструктивной либо наказующей и негативной? 5. Выражаю ли я себя напрямую и четко? 1. Примет ли клиент мою конфронтацию как приглашение к самоисследованию? 2. Открыт ли мой клиент для информации о том, как его воспринимают другие люди? 3. Сможет ли клиент выдержать диском форт, который может возникнуть из-за моей конфронтации? 4. Верит ли мой клиент, что терапевт заботится о нем и поддерживает его? Если на большинство этих вопросов получен утвердительный ответ, то благоприятные условия для терапевтической конфронтации существуют. При наличии отрицательных ответов с проведением конфронтации надо быть очень осторожным. Важно не смешивать способность конфронтировать и комфортное состояние при конфронтации. Терапевту необходимо быть внимательным, чтобы не манипулировать клиентом, используя конфронтацию в целях освобождения от собственного подавленного гнева. Подобные терапевты надменно приклеивают клиенту диагностические ярлыки тоном, не терпящим возражения. Они могут повредить клиенту, если тот относится к профессионалу с большим уважением и безропотно принимает все эти «абсолютные истины». На самом деле терапевт, уважая право клиента на личную свободу, указывает лишь направление, или, говоря словами А.С. Арсеньева, предлагает вектор движения к независимому поведению. При конфронтации применяются методы усиления патологического опыта в целях улучшения его осознания. Обычно используется техника «Необходимость достигнуть дна». Каждому пациенту группа предоставляет возможность спроектировать дальнейшее прогрессирование собственного заболевания в случае отказа от предоставляемого лечения. В это время остальные члены группы занимают различные позиции: «здоровье», «друзья», «работа», «семья», «тяга» - и по мере продвижения пациента в будущий патологический опыт проецируют на эту траекторию возможные неизбежные осложнения, ведущие в конце концов к смерти. Прощание и надгробная речь на могиле своего «внутреннего алкоголика и наркомана» способствуют последующему принятию образа болезни и реинтеграции личности пациента на новой основе. Кроме принципиальных моментов техники «Необходимость достигнуть дна» важными являются и отдельные детали проведения этой техники. При первом воспроизведении центральную позицию в расстановке ролей предпочтительнее предоставить пациенту, имеющему ярко выраженную
С.74 зависимую субличность. Такой пациент, как правило, занимает позицию негативного лидера в группе и актуализирует сопротивление необходимым терапевтическим изменениям. Ему предлагается рассказать о своем опыте употребления, семейных, трудовых и социальных последствиях заболевания. После этого между другими членами группы распределяются наиболее значимые роли, выделенные из рассказа. При этом может быть дана краткая характеристика каждой из позиций и уточнены определенные детали для их воспроизведения в ходе ролевой игры. Терапевт вместе с пациентом, занимающий центральную позицию, обходит других больных, стоящих по кругу. Между пациентами происходит краткий диалог, при котором актуализируются все значимые переживания. Как правило, после нескольких «кругов» пациент, занимающий центральную позицию, обращается к терапевту со словами: «Хватит», «Я все понял». Однако останавливаться нельзя. Цель техники - довести пациента до закономерного финала, и терапевту надо «подталкивать» больного, заставляя его идти дальше, встречаясь с той болью, которая несет в себе зависимость. Вскоре каждая из «значимых ролей», по мере нарастания отрицательных последствий, перестает вести с ним диалог, а в конце «здоровье» внезапно ставит подножку. Пациент, занимающий центральную позицию, падает на пол. Наступает символическая смерть. (После падения пациент должен продолжать лежать на полу.) В это время в большинстве случаев в группе царит пауза, как бы символизирующая минуту молчания. Затем психотерапевт предлагает каждому произнести «надгробную речь». Результатом фазы конфронтации является дезактуализация образа болезни на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях функционирования пациентов. Здесь необходимо добавить одно важное условие - фаза конфронтации должна быть реализована в течение одного занятия. «Вялотекущая» конфронтация, как правило, оказывается менее эффективной. При этом надо учитывать, что процесс терапевтических изменений идет неравномерно как в группе в целом, так и у каждого ее члена в отдельности. Поэтому психотерапевт должен стремиться использовать максимальное число психотерапевтических техник. В процессе исследования нам не удалось выявить какую-нибудь достоверную зависимость этих вариантов внутриличностной динамики от социально-демографических параметров (возраст, характерологические особенности, социальный статус, образование, профессия, вид химической зависимости и некоторые другие). В процессе работы мы придерживались следующего принципа: широкий набор адресно направленных психотерапевтических техник обеспечивает большую вероятность ускорения терапевтических изменений, что является одной из основных задач групповой психотерапии. После успешно проведенной конфронтации в группе, как правило, наступает рабочая фаза. Вводное занятие начинается с обсуждения тех позитивных изменений в сознании, которые в большинстве случаев не только видны психотерапевту, но и реально осознаются самими больными. Многие пациенты охотно говорят об этих изменениях, и почти всегда их высказывания носят позитивный характер. В конце занятия пациентам дается задание для самостоятельной работы - выделить и описать черты характера, присущие образу болезни - зависимости и образу здорового Я. На следующей сессии, как правило, выясняется, что серьезные трудности по разотождествлению образа болезни - зависимости и образа здорового Я испытывают большинство больных. По этой причине с пациентами, имевшими наименьшее осознание данного разделения, проводится психотерапевтическая техника, используемая в гештальт-терапии, - техника «горячего стула». Пациент должен придерживаться принципа «Здесь и теперь» и давать отчет о содержании своего сознания. Терапевт следует С.75 за высказываниями пациента и таким образом поддерживает его в попытках осознать чувства и невербальные контакты. При этом психотерапевт должен сам придерживаться принципа «Здесь и теперь». Для большей эффективности проводимой техники используется прием пересаживания с одного стула на другой, когда пациент говорит то с позиций Я, то с позиций зависимости. Техники, применяемые на последних двух занятиях, должны быть многократно воспроизведены в группе. В ходе воспроизведения у пациентов происходит значительное изменение в сознании: «Не Я хочу выпить или употребить, а Он (зависимость) хочет этого». Важно добиться того, чтобы каждый член группы выделил и охарактеризовал присущие ему в таких разных состояниях сознания чувства, мысли, желания и т. п. При этом пациенты испытывают своего рода облегчение, так как начинают представлять себе, что осознанной трезвости можно добиться, только принимая наличие у себя зависимости, признав перед ней бессилие и неуправляемость своей жизни. На этом этапе целесообразно проверить степень внутренней дифференцированности субличностей больных. С этой целью можно использовать психотерапевтический прием «Кривая жизни». На рисунке цифрами обозначен возраст. Каждому пациенту предлагается перенести этот рисунок себе в тетрадь и самостоятельно изобразить кривую, условно отображающую линию его жизни. Предварительно больные должны поставить на каждом графике точку, соответствующую их возрасту, которая находится на мысленно опущенном перпендикуляре от черты возраста, где, по мнению каждого, он себя видит. Затем членам группы предлагается провести «линии движения» к данной точке и от нее, кто как представляет свою дальнейшую жизнь. Как правило, все члены группы свою точку ставят в зонах, обозначающих образ болезни. Линии, ведущие к этой точке, начинаются из зон «Здоровье» и «Здоровое Я» и пересекают прерывистую линию раньше мысленно опущенного возрастного перпендикуляра. Линия, идущая от возрастной точки в «дальнейшую жизнь», может быть представлена несколькими вариантами. Если на втором графике, где условно выделены зависимость и «здоровое Я», эта кривая практически всегда пересекает прямые линии, то на графике, обозначающем здоровье - болезнь, часть пациентов чертит кривую, которая также пересекает прямые линии, а другая часть изображает эту кривую, словно оставаясь в зоне болезни. Проводятся групповое обсуждение и дискуссии по поводу кривых, начерченных каждым пациентом. При этом предлагается каждому члену группы защитить свою «кривую жизни». Одновременно с этим психотерапевт имеет возможность оценить динамику изменений, произошедших в сознании каждого больного. В большинстве случаев члены группы на этой стадии групповой психотерапии действительно находятся в рабочей фазе психотерапевтического процесса. В личностной структуре каждого пациента отмечается доминирование образа Я, стремящегося к выздоровлению. Практически все пациенты осознают наличие у себя алкоголизма или наркомании как заболевания. При этом очевидно стремление всей группы и каждого больного в отдельности к достижению осознанной трезвости в жизни. Как правило, все члены группы без дополнительных напоминаний выполняют самостоятельную работу. Кроме того, неоднократно приходилось наблюдать, что члены группы охотно делятся полученными знаниями, умениями и навыками с другими больными в отделении, а также с родственниками. Часто члены группы с этой фазы групповой динамики по собственной инициативе начинают собираться вместе вне регламентированных занятий для, решения определенного круга вопросов, имеющих непосредственное отношение как к психотерапевтическому процессу, так и к обсуждению своей дальнейшей трезвости и реальных планов на будущее.
С.76 Таким образом, налицо позитивная динамика терапевтических изменений в сознании каждого члена группы, что обеспечено психотерапией и системным воздействием на процессы зависимости от алкоголя и наркотиков на разных уровнях заболевания. Завершая занятие, больным необходимо предложить самостоятельно выделить и перечислить наиболее вероятные триггерные («опасные») ситуации для каждого пациента, угрожающие «эмоциональным срывом» и (или) рецидивом заболевания. Следующие несколько сессий отводятся противорецидивному тренингу. Формирование установок на трезвость и их кристаллизация в образе человека, выздоравливающего от зависимости, имеет промежуточный характер и завершает разотождествление больных со своей актуальной зависимой позицией. «Установки на трезвость» формируются в ходе проти-ворецидивного тренинга и подкрепляются выработкой соответствующих форм поведения в ситуациях высокого риска рецидива. В начале каждого занятия, укрепляя мотивацию к необходимым изменениям, психотерапевт поддерживает позитивные высказывания пациентов типа: «Мы должны в чем-то измениться, поменять стереотип мышления, найти свое место в жизни, освоить новый стиль поведения». В ходе организованного противорецидивного тренинга воспроизводятся наиболее вероятные трудные ситуации, угрожающие срывом: «встреча с друзьями», «встреча с бывшими собутыльниками», «встреча с действующими наркоманами», «праздники», «поминки», «конфликтная ситуация», «неприятность», «наличие денег», «свободное время», «посещение мест, связанных с употреблением» и др. Первоочередной целью противорецидивного тренинга является овладение навыками, помогающими воздерживаться от употребления алкоголя и наркотиков. Вычленив ситуации, приводящие к срыву, пациенты должны научиться справляться с ними. Во время тренинга каждый пациент отражает не только внешнее давление, но и провокации, исходящие из его собственной внутренней картины заболевания, которая может быть соотнесена с образом болезни другого пациента. Также необходимо отработать и чисто технические детали: формулы отказа, включающие обязательное обозначение своей личностной позиции; стиль трезвого поведения; способы разрядки и снятие стресса; профилактика попадания в «опасные ситуации». Противорецидивный тренинг требует от каждого пациента активного участия в приобретении новых умений, способствующих замене бывшей низкой приспособляемости навыками, необходимыми для поддержания трезвого образа жизни. Члены группы во время тренинга должны вырабатывать свои собственные стратегии и получать в качестве обратной связи не общие рассуждения, а четко сформулированную на поведенческом языке информацию о правильных действиях в кризисной ситуации. В процессе противорецидивного тренинга членам группы нужно выделить круг людей, одни из которых будут поддерживать их трезвость, а другие - склонять к пьянству или употреблению наркотиков. Это помогает пациентам, определив людей и ситуации, избежать неоправданного риска, которому они могут подвергаться в своей трезвой жизни. Однако зафиксировать свою актуальную личностную позицию в образе здорового Я нелегко. Поэтому завершающая фаза групповой динамики - реинтеграции и реабилитации - включает в себя сессии, посвященные закреплению полученных изменений. Здесь решаются возможные проблемы, относящиеся к процессу реадаптации к реальной жизненной ситуации. Важной организационной составляющей этой фазы групповой психотерапии является так называемая послелечебная программа, рассчитанная на один год, что является логическим продолжением психотерапевтического процесса, когда члены группы не только реадаптируются к обычной жизни, но и несут в себе своего рода позитивные тенденции выздоровления С.77 как активного, преобразующего процесса. В этой ситуации происходит так называемая взаимная реинтеграция пациента и его окружения. Однако у послелечебной программы как особой составляющей целостной программы реабилитации на этой фазе есть существенные преимущества: больные не устраняются от решения насущных семейно-бытовых проблем, а, наоборот, стимулируются к их решению, находясь при этом в тесном контакте с психотерапевтом. В этих условиях как члены группы, так и их родственники могут получить необходимую психотерапевтическую помощь по вопросам взаимной семейной реинтеграции (корректировка поведения, разрешение конфликтных ситуаций, решение так называемых созависимых проблем на уровне функционирования всей семьи, включая детей). Чтобы процесс взаимной реинтеграции проходил более успешно, психотерапевту следует провести хотя бы одно совместное семейное консультирование, что, по нашему мнению, является необходимой составной частью групповой психотерапии. Кроме того, в особой поддержке нуждаются пациенты, имеющие сильно выраженную созависимость в семье. С ними и их родственниками возможно кроме семейного консультирования проводить и семейную психотерапию, что способствует лучшему разрешению проблем созависимости. В этой фазе психотерапевтического процесса члены группы, находясь в зоне ближайшего развития позитивных терапевтических изменений, в полной мере осознают наличие всего комплекса собственных проблем, наличие патологических и оздоравливающих процессов на всех уровнях функционирования, наличие у себя химической зависимости как болезни. Они ощущают своего рода внутреннюю потребность поиска «новых» форм, образов или стилей существования уже как людей, включенных в сообщество выздоравливающих «братьев и сестер». Каждый пациент в ходе психотерапии анализирует, что он представляет собой как носитель различных ролевых позиций, выступая в качестве сына, брата, мужа, отца, профессионала, наконец, просто человека - жителя планеты, несущего ответственность за полноту своего существования. В результате такого анализа обычно выясняется, что у членов группы большинство из этих позиций и связей с миром были или редуцированы, или серьезно искажены. Однако теперь, когда помехи со стороны зависимости малосущественны, можно в полной мере заняться процессами своего личностного развития. В процессе занятий психотерапевт помогает конструировать или реконструировать образы здоровых социальных ролей (сын, брат, муж, отец, профессионал и т. д.). Осуществляется работа по осознанию их влияния из прошлого (каким был? когда последний раз совершал поступки в данном качестве? что дал близким людям? и т. д.) через настоящее (что хочу сделать сейчас? что хочу изменить здесь и теперь? чего хочу добиться? и т. д.) в будущее (кем буду? каким буду? и т. д.). На этой фазе психотерапевтического процесса у членов группы впервые возникает ощущение цельности своего жизненного пути, осознание направления, или, по А.С. Арсеньеву, вектора движения к внутренней свободе личности. Курс групповой психотерапии заканчивается постепенным завершением эмоционально значимых связей членов группы с психотерапевтом, что ведет к необходимой автономизации пациентов и отражает один из важных компонентов финального результата всего психотерапевтического процесса. Финальный результат всего психотерапевтического процесса - независимое, самостоятельное и ответственное существование каждого участника группы, при условии регулярного посещения групп АА и NA и продолжения индивидуальной работы по программе двенадцати шагов. Прерывается патологическая динамика функционирования пациентов на различных уровнях (биологическом, психологическом, социальном и духовном). Они приобретают новый статус, характеризующийся С.78 осознанием, признанием и принятием наличия химической зависимости, адекватным отношением к себе и к лечению, стремлением к коррекции дисгармоничных стереотипов межличностных отношений и преодолению кризиса двойственных ценностных ориентации, формированием трезвеннического мировоззрения с определенными навыками здорового образа или стиля жизни. На этом фоне и происходит окончательное психологическое принятие «внутреннего алкоголика» и процессов зависимости на всех уровнях функционирования пациентов. Процессы личного развития могут требовать дальнейшей длительной психотерапевтической работы, но уже как задачи послелечебного этапа. В заключение отметим, что каждому, проводящему психотерапевтические сеансы, следует помнить, что круг проблем пациентов не исчерпывается одной тематикой химической зависимости. И хотя основной упор в ходе психотерапии должен быть сделан на определенную структурированную схему лечения, игнорирование реальных проблем больных может подтолкнуть их к мысли о второстепенности как психотерапии, так и лечения вообще. Чтобы достичь компромисса, можно уделять некоторое время„в психотерапевтическом процессе обсуждению различных житейских проблем, реально имеющихся у членов группы. Причем желательно это делать в начале занятия и строить эти обсуждения таким образом, чтобы увязать их с целями и задачами данной конкретной сессии. Нельзя забывать, что может иметь место конфликт между желанием пациентов получить помощь в решении своих насущных проблем и желанием психотерапевта соблюсти определенную структурную канву занятия. Поэтому членам группы необходимо напоминать, что основная цель групповой психотерапии -помочь им решить преимущественно проблемы, непосредственно связанные с тематикой химической зависимости. Лучше всего, чтобы курс групповой психотерапии проводил психотерапевт совме стно с консультантом по химической зависимости. С целью совершенствования как самой методики психотерапии, так и повышения квалификации психотерапевта может осуществляться супервизия всего психотерапевтического процесса. Резюмируя, можно сказать, что методика групповой психотерапии представляет собой тридцатидневный психотерапевтический марафон с постоянной погруженностью пациентов в непрерывные терапевтические изменения. Постоянная погруженность достигается ежедневными психотерапевтическими сессиями, ведением дневников, выполнением индивидуальных заданий, изучением литературы по программе двенадцати шагов, многократными, ежедневными самостоятельными «включениями» в процесс изменений в течение всего психотерапевтического курса, состоящего из следующих фаз терапевтического процесса: фазы самодиагностики, осознания и принятия; фазы конфронтации; рабочей фазы; фазы реинтеграции и реабилитации. В результате всего процесса групповой психотерапии происходит психологическое принятие химической зависимости на психологическом и социально-психологическом уровнях функционирования. Лица с зависимым поведением получают навыки независимого, самостоятельного и ответственного существования. Литература 1. Бокий И.В., Цыцарев СВ. Задачи и методы психотерапии больных алкоголизмом // Сб. науч. тр. Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. Ин-та. 1983. Т.105. С 108- 116. 2. Буль П.И. Психотерапия, гипноз и внушение в практической медицине. Л., 1990. 3. Валентик Ю.В. Использование психотерапевтического режима при лечении больных алкоголизмом // Новые подходы к лечению алкоголизма, наркоманий и токсикомании: Тезисы. Междунар. симпоз. 28 - 30 марта 1989 г. Гагра, 1989. 4. Валентик Ю.В. Континуальная психотерапия больных алкоголизмом: Дис.... д-ра мед... 1993. 5. Валентик Ю.В. Подавление патологического влечения к алкоголю методами психотерапии// 8-й Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов: Тезисы докладов 25-28 окт. 1988 г. М., 1988. Т. 3. С. 474 - 476. 6. Гузиков Б.М., Ерышев О.Ф. Современная тенденция создания терапевтических программ в наркологии // Психологические иследования и психотерапия в наркологии: Сб. ст. Л.1989. 7. Гузиков Б.М., Лежепекова Л.Н., Мейронян А.А. Медико-психологические критерии эффективности терапии и реабилитации больных алкоголизмом. Л., 1981. 8. Горски Т.Т. Путь выздоровления. М., 2003. : 9. Зобнев В.М. Закономерности оценки групповых психотерапевтических занятий с больными алкоголизмом и психотерапевтами // Психологические исследования и психотерапияв наркологии: Сб. ст. Л., 1989. 10. Иванец Н.Н., Валентин Ю.В. Место ситуационно-психологического тренинга в системе реабилитации больных алкоголизмом // Реабилитация больных нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом: Тезисы докладов. Л., 1986. 11. Иванец Н.Н., Игонин АД. Психотерапевтический реабилитационный подход к лече нию больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: Сб. ст. Л., 1989. 12. Кабанов ММ., Гузиков Б.М., Ерышев О.Ф., Зобнев В.М. Принципы построения современных психотерапевтических программ в наркологии // Новые подходы к лечению алкоголизма, наркомании и токсикома 13. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993. 14. Лукьяненко Д.В., Спиридонова З.М., Вязовой П.П. Роль обстановочной психотерапии в 15. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993. 16. Слепова Т.В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях гуманистической психологии. М., 1981. 17. Сунцов А.Е., Лукоянов СП., Шеклеин В А. Экспериментальная модель лечебно-реабилитационной программы как один из вариантов оказания помощи больным алкоголизмом // Нравственно-этические и клинические 18. Ялом И.Д. Теория и практика групповой психотерапии. М., 1996.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |