Число уровней управления обществом и степень его дифференциации
Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)
Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)
Уровень развития
Развитые, развивающиеся, отсталые общества
Формационный признак
Бесклассовые общество:
первобытное общество,
коммунистическое общество
Классовые общества:
рабовладельческое общество,
феодальное общество,
капиталистическое общество,
Различные классификации обществ
Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ производства
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
Традиционное, индустриальное, информационное общество
Линии сравнения
Традиционное(доиндустриальное)
Индустриальное
Постиндустриальное(информационное)
Основной фактор производства
Земля
Капитал
Знания
Основной продукт производства
Пища
Промышленные изделия
Услуги
Характерные черты производства
Ручной труд
Широкое применение механизмов, технологий
Автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда
Индивидуальный труд
Преимущественно стандартная деятельность
Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения
Сельское хозяйство — около 75%
Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85%
Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экспорта
Сырье
Продукты производства
Услуги
Социальная структура
Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур
Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Продолжительность жизни
40—50 лет
Свыше 70 лет
Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу
Локальное, неконтролируемое
Глобальное, неконтролируемое
Глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами
Несущественное
Тесная взаимосвязь
Открытость общества
Политическая жизнь
Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй
Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство
Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь
Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью
Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов
Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление