Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список использованной и рекомендуемой литературы




Журавель Н.И.

Ж91 Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Лого­пед»-2).

18ВМ 978-5-9949-0148-9

В книге освещена система планирования коррекционно-речевой работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп в ус­ловиях дошкольного логопедического пункта, предусматривающая проведение групповых и подгрупповых занятий, организацию дея­тельности ребенка в специально созданной среде, а также возмож­ность работы с детьми на базе изученного материала.

Книга может быть использована как молодыми специалистами, так и опытными логопедами.

УДК 373 ББК 74.102

 

 

 
 

© ООО «ТЦ Сфера», 2008

 

Предисловие

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным от­носятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным — функциональные (дислалия). Причины их возникновения весьма разнообразны.

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрос­лый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способ­ности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что при систематичес­кой работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Выпускаемая специ­альная литература для учителей-логопедов, как теоретичес­кого, так и практического характера, рекомендована для ис­пользования в специальных речевых группах, организован­ных при массовых детских садах или в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях организованы ло­гопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрица­тельную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). Кро­ме того, в небольших городах нет специализированного дет­ского сада, куда бы направлялись дети со сложными речевы­ми дефектами.

У логопедов-практиков затруднения вызывают планирова­ние и проведение занятий по развитию лексико-грамматических норм русского языка, обучению связной речи и грамоте.

Для успешной работы логопедического пункта необходим тематический план коррекционно-развивающих занятий.

Тематические планы логопедических занятий по форми­рованию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5 —6 и 6—7 лет составлены на основе пособий Т.А. Ткаченко «Если до­школьник плохо говорит» (СПб., 1998), «В первый класс — без дефектов речи» (СПб., 1999).

 

Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида

Планирование для старшей группы разделено на три пе­риода обучения: октябрь — ноябрь (20 занятий); декабрь — февраль (24 занятия); март — апрель (14 занятий).

Всего в год — 58 ч. Из них:

— формирование лексико-грамматических категорий — 26ч;

— развитие фонетической стороны речи — 23;

— развитие связной речи — 9ч.

 

Планирование для подготовительной к школе группы раз­делено на два периода:

— октябрь — декабрь (38 занятий);

— январь — апрель (40 занятий).
Из них:

— совершенствование лексико-грамматических представле­ний — 37;

— совершенствование навыков звукового анализа и обуче­ния грамоте — 30;

— развитие связной речи — 11.

Форма организации занятий — групповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделе­нием разделов: тема занятия; задачи; количество часов; пла­нируемый результат; средства оценки усвоения материала.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением раз­делов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.

Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгруппо-вых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Систематическое и последовательное использование пред­лагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логичес­кого мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заин­тересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речево­го нарушения.

* В пособии представлены примерные конспекты только для детей стар­шей группы. Конспекты для подготовительной к школе группы логопед мо­жет разработать сам на основе тематического плана для данной группы.

 

 

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.

2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической сторо­ны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.

3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.

4. Васильева С А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

5. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.

6. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в старшей группе для детей с ОНР. По­собие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.

9. Куликовская ТА.. Мастерская букв. Альбом упражне­ний для знакомства детей 3—6 лет с буквами русского ал­фавита. М., 2000.

10. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. М., 2001.

11. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М., 2005.

12. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

13. Ткаченко ТА.. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.

14. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.

15. Ткаченко ТА.. Логопедическая тетрадь. СПб., 1998.

Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида

Планирование для подготовительной к школе группы раз­делено на два периода:

— октябрь — декабрь (38 занятий);

— январь — апрель (40 занятий).
Из них:

— совершенствование лексико-грамматических представле­ний — 37;

— совершенствование навыков звукового анализа и обуче­ния грамоте — 30;

— развитие связной речи — 11.

 

Форма организации занятий — подгрупповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.

 

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделе­нием разделов: тема занятия; задачи; количество часов; пла­нируемый результат; средства оценки усвоения материала.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением раз­делов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.

Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгрупповых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Систематическое и последовательное использование пред­лагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логичес­кого мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заин­тересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речево­го нарушения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 97; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.