Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Афазии




ЛЕКЦИЯ № 10

* 4. Регуляторная апраксия.

Возникает при поражении префронтальной конвекситальной области мозга.

Основной дефект, который возникает при этой форме - нарушение программирования движений, контроля и регуляции движений и действий.

Основные симптомы:

1. Моторные шаблоны и стереотипы вместо выполнения полноценного движения.

2. Эхопроксии. Больной начинает выполнять программу действий не полностью, а с последнего элемента. Ребро-ладонь-кулак - больной может начинать с последнего - кулак.

3. Системные персеверации. Персеверирует не отдельно движение, а целая программа. После того, как больного просили рисовать круг, больной рисует крест окружностями, т.е. использует предыдущую программу. После того, как больной рисовал цифру 2, он рисует треугольник двойками.

Нарушение программирования - т.е. у больного не выстраивается общей программы выполнения определенной последовательности действий.

4. Нарушение контроля за выполнением. Больной выполняет неправильно задание, но не осуществляет контроль, т.е. не сравнивает то что он делает с тем, что ему предписывалось делать.

5. Нарушение регуляции. Если больной соглашается что задание выполнено неправильно, то он не переходит к выполнению правильного задания.

Таким образом рассмотрено 4 основные формы апраксии, которые возникают при корковом поражении головного мозга. Все эти 4 формы возникают как при поражении задних, так и передних отделов мозга.

 

Когда мы рассматривали формы апраксии мы видим транскортикальные связи, т.е. горизонтальные связи. Но любой психический процесс опирается не только на совместную работу разных зон мозга, но и на взаимодействии коры и подкорковых образований. Какова роль подкорковых образований в образовании движений?

Система построения движений по Бернштейну, который наиболее детально рассмотрел структуру психического процесса с точки зрения иерархической организации.

Основные постулаты, которые введены Бернштейном для описания двигательного акта:

1. Принцип сенсорной коррекции или обратной связи. В соответствии с этим принципом ни один двигательный акт невозможен без постоянной сигнализации с периферии о том как он протекает.

2. Принцип афферентационных ансамблей. В соответствии с этим принципом каждому движению соответствует собственное сенсорное поле - та информация, которая идет от разных органов чувств. Таким образом каждому движению соответствует собственный набор афферентов.

3. Принцип иерархии уровней мозга. Поскольку каждое движение имеет собственный набор афферентов, то эти афференты должны объединяться полноценном двигательном акте каким-то образом и этот какой-то образ носит название ведущих афферентов. То есть определенный афферентный ансамбль является ведущим для одних типов движений, другой для других, а поскольку в построении движений Бернштейн выделяет 5 уровней построения движений, а в построении движений участвуют все уровни, то для разных типов движений разные уровни могут становиться ведущими при том, что остальные уровни выступают как обязательные, но фоновые.

Таким образом выстраивается иерархия построения движений в любом двигательном акте: ведущие уровни и фоновые уровни.

Понятие рефлекторного кольца. При выполнении любого движения информация о том, как выполняется движение становится стимулом для нового движения и т.д.

Уровни построения движений.

А. Субкортикальный, т.е. находящийся ниже коры уровень, носит название руброспинального уровня. Субстрат - это спинной мозг и нижние отделы мозжечка. Что является ведущей афферентацией для этого уровня. Проприоцептивная чувствительность (информация от мышц и сухожилий), протопатическая чувствительность (не дифференцированная, общая чувствительность). Этот уровень обеспечивает поддержание мышечного тонуса. Готовность к выполнению определенных действий. Этот же уровень обеспечивает вибрационные, ритмические действия, например, обмахивание веером. Он же обеспечивает удержание позы. Таким образом основная функция этого уровня - это создание фон для выполнения различных движений и действий. Этот уровень редко выступает ведущим в иерархии построения движений.

Нарушение работы этого уровня: нарушение тонуса - дистонии, треморы - непроизвольные дрожательные движения.

В. Носит название таламопаллидарного. Уровень синергий и штампов. Субстратом являются подкорковые ядра, в частности зрительные бугры. Ведущей афферентацией для этого уровня является проприорецептика, но она включает уже новые компоненты, а именно суставно-угловые. Это означает, что на этом уровне важным становится то, как расположены части тела относительно друг друга. Кроме этого сюда добавляется эпикритическая чувствительность, уже более тонко дифференцированная чувствительность - это прикосновения, болевая чувствительность. Таким образом - это уровень афферентации со всего собственного тела. Этот уровень обеспечивает мышечные синергии, т.е. содружественные движения разный частей тела. В содружественные движения вовлекаются разные группы мышц, которые находятся в разный частях тела. Также он обеспечивает правильное чередование движений, а именно двигательные штампы, например, ходьба человека. Этот уровень тоже является фоновым для выполнения самостоятельных действий. Нарушения этого уровня приводят к диссенергиям, т.е. к нарушениям содружественных движений, которые могут идти по двум типам: по типу гипофункции (когда из слаженного ансамбля движений выпадают отдельные нужные движения) и по типу гиперфункции (кггда вплатаются лишние, ненужные движения. Пример: паркинсонизм.

С. Пирамидно-стриальный уровень. По содержанию: уровень пространственного поля. Субстратом являются гигантские пирамидные поля моторной зоны коры и полосатое тело. Ведущей афферентацией для этого уровня, т.е. той информацией на основе которой строится движение является синтетические пространственное поле, которое включает в себя информацию с разных анализаторных систем. Т.е. здесь появляются рецепторы, которые передают информацию относительно того, что находится вне тела. Обеспечивает этот уровень целевые движения, т.е. движения имеющие целевой характер. Движения этого уровня: несут, давят, рвут, забивают и т.д., т.е. все те движения, в котором есть конкретная точка, в которую направлено это движение. Таким образом, основные группы движений - ходьба, бег, плаванье, игра на музыкальных инструментах, перемещение вещей в пространстве, метание, жонглирование и т.д.

Нарушения этого уровня носят название дистаксий или атаксий, т.е. нарушение координации.

D. Теменно-премоторный уровень или уровень действий. Субстратом является кора - теменная или премоторная области. Ведущая афферентация на этом уровне поступает от предмета (не как геометрическая форма а как смысловой образ в отношении которого строится действие). Ибо предмет заставляет выполнять действие определенным образом.

Нарушения этого уровня приводят к апраксиям.

Е. Субстратом предполагаются лобные доли мозга. Этот уровень должен обеспечивать символические или условные смысловые действия. Это как бы уровень создания мотива двигательного акта. Нарушения этого уровня должны выражаться в системных персеверациях. Это уровень создания программы действия, двигательного акта, который состоит из ряда составляющих его компонента.

Таким уровнем мы видим сочетание нескольких уровней, которые необходимы для участия в движении.

Как эти уровни взаимодействуют между собой?

Например письмо:

а. Создание тонуса для письма

в. Двигательная колебательная синергия.

с. Положение пера относительно той поверхности на которой пишут.

d. Буква выступает тем предметом, который необходимо сделать в процессе письма. Каждая буква имеет свое собственное начертание. Это написание буквы и задает этот уровень.

e. Фонетика, орфографическая перешифровка. Перешифровка мысли в слово.

Таким образом все уровни взаимодействуют между собой в любом психическом процессе. Если мы посмотрим с точки зрения иерархии построения движений то мы видим, что не только 4 формы апраксии являются теми нарушениями при которых появляется нарушение движений и действий. Целый ряд подкорковых структур также включается в движение, обеспечивая различные его стороны: тонус, синергии, целевой характер действия и наконец только на корковом уровне включаются такие компоненты построения двигательного акта как предметность двигательного акта и смысловое содержание двигательного акта. Таким образом мы видим, что функциональная система включает в себя ряд подкорковых уровней и ряд корковых структур.

 

 

Наиболее общие принципы построения речи. Выделяют два основных вида: импрессивную и экспрессивную речь, т.е. речепонимание и речепроизводство.

Речепорождение - это путь от мысли к слову, а речепонимание как бы обратный путь. таким образом процесс формирования высказывания начинается с замысла. Механизмом превращения мысли в речь является внутренняя речь. Внутренняя речь рассматривается как структура от которой рядом переходов происходит формирование внешнего высказывания., функционирования речи. Внутренняя речь представляет собой как бы глубинную смысловую часть высказывания, а внешнее высказывание - поверхностную, синтаксическую структуру высказывания.

Психологические составляющие процесса порождения речи:

1. Мотив, который служит побудителем мысли.

2. Общая схема высказывания.

3. Процесс поиска или выбора отдельных слов для выражения мысли. Прчим этот выбор производится из множества вероятнных возмжностей. (Пример: Чехов “Лошадиная фамилия”) Феномен “Tip of tongue”. Процесс выбора слов из всех возможных вероятностей отражает паратигматическую сторону, которая связана с паратигматическим соотношением слов в языке. Паратигматическое противопоставление слов - это противопоставление слов по определенным признакам, например на лексическом уровне, т.е. на уровне слов, мы можем выбирать как бы слова, сопоставляя их друг с другом по какому то определенному признаку. Например, признак “профессии” и тогда у нас могут всплывать слова: портной, механик, водитель, преподаватель, студент, и.т.д. Признак “большой или маленький”: гигант, великан, карлик и т.д.

4. Процесс связывания слов в целостное высказывание - синтагму. Синтагматические компонент речепорождения -это как бы совокупность правил, по которым слова объединяются друг с другом. Мы говорим: ”Собака лает”, но не можем сказать: ”Собака разговаривает”. “Дом горит”, но не “дом бежит”, т.е. слова как сами по себе как бы подготовлены к тому, чтобы объединиться каким то образом.

5. Моторный процесс проговаривания слов.

Это все те составляющие, которые необходимы для процесса речепророждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.