Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод SWOT

Цель метода – выбрать стратегию развития и разработать план по ее реализации. Он представляет детальный анализ внешней и внутренней среды фирмы и позволяет ответить на следующие вопросы:

· Нужно ли расширять производство, если рынок предполагает рост, а фирма не имеет свободных мощностей или не стоит рисковать инвестициями, ведь рост может прекратиться?

· Стоит ли менять ассортимент и его направление, если меняются предпочтения потребителей или если фирма имеет достаточную квалификацию?

Ответ на эти вопросы зависит от сочетания внешних и внутренних возможностей.

Руководители должны сопоставлять различные комбинации и выбирать оптимальный вариант. При этом возникают альтернативы и даже при достаточной информации поиск решения не прост.

С помощью матрицы, включающей перечень внешних и внутренних угроз и возможностей, эксперты сопоставляют информацию о внешней и внутренней среде бизнеса. Матрица включает 4 квадрата - 4 ситуации Табл.).

Таблица

Матрица SWOT

SWOT Внутренняя среда Внешняя среда
Возможности Угрозы
Сильные стороны 1. Развитие конкурентных преимуществ 2. Преодоление угроз
Слабые стороны 3. Устранение слабых сторон 4. Разработка нестандартных мероприятий

 

1. Показывает, способна ли фирма использовать благоприятную ситуацию для своего развития и достаточно ли у нее для этого ресурсов.

2. Говорит, есть ли у фирмы возможности для того, чтобы приспособиться к рыночным условиям и как использовать свои сильные стороны, чтобы противостоять угрозам.

3. Показывает, можно ли, используя возможности среды компенсировать свои слабости.

4. Отвечает на вопрос, что мешает развитию предприятия и достижению целей.

Метод SWOT обеспечивает системное описание ситуации. Он позволяет описать основные тенденции развития среды, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности фирмы, определить альтернативные направления дальнейшего развития фирмы.

Как любой экспертный метод SWOT дает хорошие результаты при наличии достаточно полной информации и четкого понимания руководителями стратегических ориентиров развития организации.

Качество выводов, получаемых с помощью SWOT, зависит от качества аудита внешней и внутренней среды.

 

Процедура SWOT:

1. Формулируют перечень возможностей, которые открывает перед фирмой внешняя среда: факторы, касающиеся увеличения спроса, уменьшения конкуренции, доступность сырья, изменения спроса в сторону, полезную компании.

2. Формулируют перечень угроз, которые таятся во внешней среде и уменьшают спрос, изменяют потребительские предпочтения, увеличивают конкуренцию и сырьевую зависимость, усложняют законодательное регулирование в бизнесе.

3. Формируют перечень сильных сторон фирмы, навыки, компетенции, знания и факторы, приносящие успех фирме.

4. Формируют перечень слабостей, которые мешают фирме работать и развиваться.

5. Среди выявленных параметров выбирают наиболее значимые, используя методы по выявлению сильных и слабых сторон, анализа возможностей и угроз. Для этого необходимо на предыдущих 4-х этапах указать как можно большее число факторов, чтобы ничего не упустить. В процессе выявления параметров принимают участие все службы фирмы и внешние эксперты, а если необходимо, то и исследовательские фирмы.

6. Составляют матрицу SWOT и оценивают взаимное влияние факторов внешней и внутренней среды:

«+» ставят, если предприятие может использовать возможность или нейтрализовать угрозу.

«-» - если нельзя нейтрализовать угрозу или использовать возможность.

«0» - если нет связи между факторами.

7. Делают заключение по каждому из 4-х направлений: развитие, совершенствование, гибкое реагирование и стратегическая угроза.

8. Определяют цели развития и направления, куда будут направлены ресурсы фирмы, а также задачи развития. Все целевые установки должны быть конкретизированы в денежном или натуральном выражении.

 

Пример: Предприятие производитель электродвигателей для оборонной промышленности должно сформировать предложения по развитию на предстоящий год (Табл. 2, 3).

Таблица 2.

Матрица SWOT

Возможности: Угрозы:
1. Большой рынок для ж/д транспорта 1. Неблагоприятная система налогообложения
2. Большой рынок для а/м транспорта 2. Отсутствие льготного кредитования
3. Развитие рынка конечного потребителя 3. Неблагоприятная экспортно - импортная политика
4. Повышенные требования к качеству товара 4. Большой процент бартерных сделок
5. Оживление промышленного сектора производства 5. Высокая степень конкуренции (за исключением ж/д транспорта)
6. Зависимость от поставок стратегического сырья
Сильные стороны: Слабые стороны:
1. Опыт работы в оборонной промышленности 1. Не сформирован контрольный пакет акций предприятия
2. Широкая номенклатура изделий 2. Изношенность основных фондов
3. Высокое качество продукции 3. Старение кадров
4. НИОКР 4. Ассортимент рыночно не ориентирован
5. Полный технологический цикл 5. Не гибкая организационная структура
6. Короткие сроки разработки и выпуска новой продукции 6. Авторитарная система управления
7. Монопольное положение на отдельные позиции ассортимента 7. Нехватка оборотных средств
8. Наличие законсервированных основных фондов 8. Высокая кредиторская задолженность
  9. Неустойчивое финансовое положение.
  10. Пробные поставки продукции
  11. Зависимость от клиентов
  12. Низкая рентабельность производства
  13. Наличие убыточного ассортимента
  14. Высокая материалоемкость продукции
  15. Отсутствие рекламной и марочной политики

 

 


Таблица 3.

Матрица – SWOT

Сильные стороны Факторы внешней среды Итого внутр. среда  
 
Возможности Угрозы  
Высокая емкость ж/д рынка Высокая емкость а/м рынка Высокая емкость рынка товаров индивидуального потребления Рост требований по качеству Высокая конкуренция (кроме ж/д рынка) Ограниченный доступ к сырьевым ресурсам Неблагоприятная налоговая система Отсутствие льгот по кредиту  
1. НИОКР + + +   +     - +3  
2. Высокое качество продукции + + + + +       +5  
3. Широкий ассортимент     +     -   - -1  
4. Полный технологический цикл       + +       +2  
5. Опыт работы в оборонной промышленности +     + - - - - -2  
5. Короткие сроки разработки и выпуска новой продукции + + +   +     + +5  
Слабые стороны                    
1. Изношенность основных фондов       - -     - -3  
2. Проблемы поставки сырья       - -     - -3  
3. Неустойчивое финансовое положение     - - -   - - -5  
4. Рыночно не ориентированный менеджмент + - -   - - - - -5  
5. Зависимость от корпоративных клиентов + + -         + +2  
Итого внеш. среда +6 +3 +1   -1 -3 -3 -5 -2  

 


Проведенный анализ показал, что в целом ситуация для предприятия не благоприятна: угрозы превосходят возможности. Мероприятия, которые может реализовать предприятие для своего развития, приведены в табл. 4.

Таблица 4.

Мероприятия по развитию

Фирма/Рынок Возможности Угрозы
Сильные стороны Открываются возможности: по разработке двигателей под заказ ж/д и а/м строения, для предприятий, производящих товары широкого потребления, напр. игрушки Отсутствие денежных средств для разработок: Используя хорошие технологические возможности вести поиск партнеров для реализации конкурентных преимуществ.
Слабые стороны При работе в рыночных условиях отсутствует рыночная ориентация подразделений. Если не удастся изменить структуру подразделений, отвечающих за маркетинг, то возможность получения кредита очень низкая.

 

Предложения: разрабатывать все три выявленные направления, используя свободные мощности и активизируя деятельность экономической и маркетинговой служб.

Целевые показатели:

Финансовые:

- Довести рентабельность производства двигателей для ж/д транспорта до 15%.

- Получить доход от продаж а/м двигателей.

- Обеспечить прибыль от реализации микродвигателей для игрушек не менее.

Маркетинговые:

- Повысить договорные цены на двигатели для ж/д транспорта на … %, сохранив объем реализации за счет скидок.

- Обеспечить реализацию двигателей на а/м рынке в объеме … штук и 10% рыночной доли.

- Вывести на рынок двигатель серии А и обеспечить его реализацию в объеме … штук

Для достижения поставленных целей необходимо решить проблемы, обусловленные недостатками в системе управления.

Базовые факторы, которые можно использовать для оценки внутренней и внешней среды:

Внутренняя среда:

1. Организационные:

· Орг. структура

· Гибкость системы управления

· Формы контроля и их наличие или отсутствие

· Наличие взаимодействия между подразделениями

· Информационная взаимосвязь между подразделениями

2. Производственные:

· Производственные мощности

· Качество оборудования

· Использование мощностей

· Качество товара

· Ноу-хау

· Себестоимость

· Снабжение сырьем и материалами

3. Маркетинговые

· Известность марки

· Полнота ассортимента

· Позиция по распределению

· Организация физического распределения (транспорт, хранение, обработка)

· Сервис для клиентов

· Квалификация персонала

Внешняя среда:

1. Факторы спроса:

· Потенциал рынка

· Динамика (темпы роста/сокращения) рынка

· Структура спроса (скорость проникновения и приверженность)

· Доля фирмы

2. Факторы конкуренции

· Количество значимых конкурентов

· Сила марок конкурентов

· Наличие прямых заменителей

· Наличие косвенных заменителей

· Степень ценового давления

· Технологическое развитие

3. Факторы снабжения

· Количество посредников

· Наличие распределительной сети

· Сила посреднических марок

· Условия поставок

4. Распределение ресурсов

· Доступность сырьевых ресурсов

5. Макро факторы:

· Законодательное регулирование

· Рентабельность отрасли

· Темпы инфляции

Инвестиционная привлекательность отрасли

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соединительная ткань | Метод SWOT-анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.