КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что мешает людям на первом этапе воцерковления
Диаконом Константином Горбуновым, руководителем службы приходского консультирования Ильинского храма в Воскресной школе для взрослых, группе мирян из 40 человек, было дано письменное задание: перечислить проблемы и затруднения, возникавшие у них и их знакомых на начальном этапе воцерковления. Внимательное изучение материалов этого исследования могут помочь консультантам правильно определить причину, мешающую человеку на пути к Богу, соотнести задаваемый вопрос с его мировоззрением, взглядами, убеждениями и представлением о вере. В результате анализа ответов было выяснено, что проблемы эти, можно условно разделить на 4 группы: I. Проблемы внутриличностного характера. II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников. III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма. IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира. I. Проблемы, присущие личности воцерковляющегося: – атеистические стереотипы и «штампы» прошлого мышления, в т.ч. эволюционные; – приверженность своим устоявшимся, нецерковным взглядам, в т.ч. оккультным; – маловерие и неверие в помощь Божию, отсутствие деятельной веры и любви к Богу; – непонимание существа веры, еѐ ценности, смысла, содержания и характера жизни по вере; – суеверия и вера в различные невежественные приметы, астрологические прогнозы; – религиозная безграмотность, неопытность и дезориентация; – надежда более на себя, чем на Бога, выражающаяся в стремлении во всѐм справиться самому без обращения к Богу; – отсутствие православного воспитания, мировоззрения и образа жизни; – получение религиозных знаний из дезориентирующих источников «кто-то сказал…», «я слышал…», «я прочитал из СМИ…» и т. д.;
– мирские соблазны, увлечения, греховные привычки и привязанности к радостям земной жизни; – духовная расслабленность, леность, безответственность и самооправдание; – житейская озабоченность, многопопечительность, суета или наоборот – праздность; – материальная обеспеченность, самодовольство, самонадеянность и самооправдание своей бездуховной жизни; – мнение о себе как о человеке добром и порядочном, без особых грехов и серьѐзной вины перед кем-либо; – мнение о себе как о тяжком грешнике, которому нет оправдания и спасения; – ложный стыд, страх и стеснение засвидетельствовать свою веру перед другими (родными, друзьями, сотрудниками и знакомыми); – непонимание того, что без Бога своих греховных страстей и привычек не преодолеть; – непонимание церковной жизни, важности богослужения, церковнославянского языка, смысла поста, молитвы и воцерковления; – незнание с чего начать воцерковление, т. к. все по-разному говорят…; – боязнь и незнание как обратиться к священнику, неумение и боязнь исповедоваться; – боязнь и стеснение перед другими обнаружить свою безграмотность и невежество; – нежелание и лень к участию в богослужениях, молитве, посту и подготовке к таинствам (некоторые считают, что верить в Бога можно и дома, без Церкви); – эгоистические привычки «прошлой жизни», сформировавшие худой нрав, характер отношений, стиль поведения и образ жизни; – привычка отдыхать в выходные дни, заниматься «своими делами – им же несть числа», без посещения храма и богослужений; – примитивное или невежественное восприятие Церкви, непонимание еѐназначения и связи с Богом; – пристрастно-критическое, вплоть до осудительного, отношение к Церкви, с восприятием только внешней стороны церковной жизни, с непониманием истинных смыслов богослужения и церковной жизни; – внецерковная, безукладная, нехристианская семейная жизнь, без учѐта Заповедей Божиих, без духовного руководства, без постов и праздников;
– неспособность признать себя виновным, неумение прощать и просить прощение у Бога и людей; – незнание и непонимание разницы между истинной Церковью и сектами, между Православием и другими христианскими исповеданиями; – чувство собственной ненужности в храме, отчуждѐнности и нежелание идти на контакт с другими членами прихода и церковной общины. II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников: – семейные стереотипы нехристианской, нецерковной, безукладной, и безмолитвенной жизни, без учѐта церковного календаря, постных и праздничных дней; – семейный круг не хочет отпускать человека в храм, наблюдается гамма негативных отношений: от внутреннего сопротивления и напряжения к раздражению и агрессии с ругательным осуждением всего, что связано с Церковью; такое отношение родных чаще связано с их неверием (атеистичностью), с их предвзятым недоверием Церкви и выбору уверовавшего родственника; отсутствием опыта церковной жизни или наличием иного исповедания; – неправильное распределение времени в домашнем быту также приводит к затруднению в посещении церковных служб; – привычка в выходные дни всей семьѐй выбираться за город (на дачу, на рыбалку или за грибами, ягодами в лес), или к родным-близким в гости, или следовать культурной программе – выставки, кино, театр…, различные увлечения спортом, играми, походами… III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма: – крайняя затруднительность в доступе к священнику для исповеди, когда много людей и мало исповедующих священнослужителей, ограниченность во времени, порождающие недоброкачественность (поверхностность и формализм, граничащий с имитацией происходящего); – большая занятость священства и труднодоступность возможности беседы со священником после богослужения и треб; – невнимательность священников, грубость работников и прихожан храма; – трудно найти духовника, соответствующего представлению о нѐм; – зачастую священники не ведут систематических учебных занятий с людьми и не направляют их для обучения в ЦПВШ, хотя могли бы это делать;
– многих беспокоит разнообразие духовнических практик, касающихся: а) объѐма утренних и вечерних молитв, в том числе молитв перед Причащением; б) меры и продолжительности поста в т.ч. перед Причащением; в) частоты и образа подготовки к таинствам Исповеди и Причащения (порой бывает в одном храме различие практик, а уж в разных храмах различия присутствуют тем более и людей это беспокоит, они не знают на какую практику ориентироваться, чему следовать); – бывает, со стороны некоторых священников наблюдаются необоснованные затруднения с доступом людей к Причащению; – недоброжелательность в храме к вновь пришедшим (бывает, что подошедшего к Причастию без Исповеди отгоняют, говорят «отойдите», не объяснив, что нужно человеку делать дальше; аналогично, когда приносят детей на Литургию Преждеосвященных Даров, говорят: «мы детей не причащаем», отгоняют их в сторону, и никто не объясняет, когда же мы их причащаем или когда можно причастить; – некоторых людей беспокоит наличие платы за требы, ее частое, порой необоснованное повышение, а также корыстолюбие и соблазнительное поведение некоторых священнослужителей, будто светских, не имеющих сана людей; – вечно унылый вид некоторых прихожан; замечания с раздражением в адрес вновь приходящих, некоторых уборщиц, работников храма и прихожан. IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира: – непонимание сослуживцев, отвержение ряда окружающих всего того, что связано с верой, религией и Церковью, воспринимается как сектантство; – плотная занятость на производстве приводит к трудности совмещения церковных служб с режимом работы; – довольно поверхностное, скудное и порой искажѐнное освещение религиозных и церковных праздников и событий в СМИ, которые быстро вытесняются противоположными по смыслу, часто пошлыми по содержанию программами: а) массово навязывается культ преуспевающего в земных делах «успешного» человека; б) о духовных ценностях Православия говорится очень редко, вскользь и размыто;
в) развращающее воздействие прессы, рекламы и телевидения, в которых насаждается психология общества потребления, развлечения, наслаждения и блуда «нам упорно предлагают порно…», «играй и выигрывай», «живи в удовольствие», «оттянись со вкусом», «не отказывай себе…», «купи новинку…», «совершенствуйся во всѐм…», «хорошо меняться», где реклама разных видов косметики, причѐсок, модной одежды, мобильных телефонов, автомашин, нового жилья и новых партнѐров; – превалирование в окружающей жизни общества образов нечестия вместо благочестия, где грех всѐ более возводится в норму, захватывая буквально все сферы социальной жизни. Жить и не грешить в таком обществе и в таких условиях просто невозможно. Вот такие обнаружились проблемы, и нужно учить правильно относиться к ним и правильно их решать, делая соответствующие выводы. С дежурными приходской консультативной службы целесообразно провести по данной теме отдельный семинар.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |