КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во ХристеПознание Бога из Божественного Откровения Сверхъестественное богопознание Два пути естественного богопознания Различают два пути естественного богопознания. а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения: “подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника” (Прем. 13, 1–2), поскольку “вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ” (Рим. 1, 20). “Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его", — учит прп. Максим Исповедник[20]. По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень[21]. б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), мысль о том, что “Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого” [22], “знание, что Бог есть, нам от природы всеяно” [23]. Поэтому “если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя” [24] 7, говорит свт. Василий Великий. Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По определению “Пространного Катихизиса”, Божественное Откровение есть “то, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его” [25]. Именно из Божественного Откровения “почерпается учение Православной веры” [26]. Особое внимание следует обратить на слово “спасительно”. Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения. Поскольку “по греховной нечистоте и немощи духа и тела" не все способны общаться с Богом “лицом к лицу”, то и “не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога". Поэтому Бог “употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное” [27]. К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие “начатки Откровения Божия”. Божественное Откровение — не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения “полноте … и совершенстве принес на землю Откровение Божие” [28]. “ Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ” (Ин. 1, 18); “… никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын Хочет открыть” (Мф. 11, 27).
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |