КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Периодизация. Общая характеристика эпохи. 1 страница
Лекции ШАРЛЬ МОНТЕСКЬЕ ТЕСТ № 10 ( 1689- 1755) 1. Согласно философским воззрениям, Ш. Монтескье рассматривал Бога как созидателя действующего по: а) собственным устремлениям; б). объективным законам материального мира; в) божественному вдохновению.
2. Ш. Монтескье был сторонником: а) субъективного идеализма; б) объективного идеализма; в). деизма.
3. Определите произведения Ш. Монтескье: а)«Письма к сыну»; б) «Об уме»; в).«О духе законов».
4. Ш. Монтескье осуждал: а) демократию; б). деспотизм; в) аристократизм.
5. Ш. Монтескьепризывал к утверждению: а) принципа равномерного распределения доходов; б) принципа равноправия; в). принципа гражданской и личной свободы.
6. Ш. Монтескьепризывал к: а). веротерпимости; б) к гражданской войне; в) к радикальным преобразованиям. 7. Важное место в книгеШ. Монтескье«О духе законов» занимала теория форм власти. Определите, каким формам власти он дал анализ: а) деспотия, республика, тирания; б) тирания, монархия, деспотия; в). монархия, деспотия, республика.
8. Ш. Монтескье попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов исходя из: а) способа ведения хозяйства; б). природных и исторических условий; в) степени образованности населения.
9. Ш. Монтескье считал, что «дух народа» образуется из: а). климата, религии, принципов правления, нравов, обычаев; б) исторических традиций; в) степени совершенства законов.
10. Ш. Монтескье: «Чрезмерная власть, внезапно предоставленная в республике гражданину, образует монархию и даже больше, чем монархию. В монархии законы охраняют государственное устройство или приспосабливаются к нему, так что тут принцип правления сдерживает государя; в республике же гражданин, завладевший чрезвычайной властью, имеет гораздо больше возможностей злоупотреблять ею, так как тут он не встречает никакого противодействия со стороны законов, не предусмотревших этого обстоятельства...». О возникновении какой формы правления идет речь?
а) монархии; б). авторитаризма; в) деспотии.
Задание. 1. Составьте ответ на вопрос: почему французскую философию XVIII века назвали философией Просвещения? 5 баллов.
2. Сформулируйте 5 идей, которые отражают сущность деизма? 25 баллов.
3. Какие взгляды Гольбаха и Ламетри развили философию материализма? (не менее 6 суждений) 30 баллов.
4. Изучите тестовые задания. (Проверяется на выбор 5 тестовых заданий, правильные ответы по 3 балла за каждое задание). 15 баллов.
Оценивание: 2 – 10 – 15; 3 – 16 – 30; 4 – 31 – 64; 5 – 65 – 75. Лекция 1. Введение. Теоретические проблемы истории. 1. История как наука. 2. Основные принципы и методы исторического знания. 1. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. Основная задача истории - обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе.
Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значительно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой половине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших Дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие. История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом, К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо) и др. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др. По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы: — история мира в целом; — история какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика); — народа (китаеведение, японоведение); — группы народов (славяноведение). История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов. Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теоретических знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Современная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые критически, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом понятие «социально-экономическая формация».
Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие: 1) религиозный (теологический, провиденциальный): Е.Н. Трубецкой — объяснение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Соловьев — постановка проблемы единства истории; Н. Н. Филолетов — попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения; 2) естественно-научный (натуралистический): а) географический детерминизм: Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер исторического развития; Л. И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные цивилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, — Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с открытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус — решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни — в арифметической прогрессии. Необузданное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. Н. Гумилев различает социальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос — «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарностъ; 3) социально-экономический (формационный): К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и историки советского периода — человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается специфика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития); 4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный): а) Дж. Вико, И. Г. Гредер, Г. В. Ф. Гегель — приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса; б) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. — концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н. А. Бердяев, К. Ясперс и др. — своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории; 5) мир — системный анализ Иммануила Валлсрстайна — попытка интегрировать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы. Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы получения исторических знаний — это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не.в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.
2. Основными научными принципами являются следующие. Принцип историзма — один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассматриваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств. Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство. Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оценке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечеловеческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимо-дополнять. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования: - Общенаучные. К общенаучным методам исследования относятся исторический, логический методы и метод классификации. Исторический метод позволяет воспроизвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический — связан с историческим, он обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выделить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, систематизирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению новых законов. — специальные (заимствованные у других наук). Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития. — собственно исторические методы, которые можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронистический, метод периодизации; Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри них — по проблемам. С учетом проблемно-хронологического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений. 2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках. Лекция 2.1. Первобытность и археологические культуры России. 1) Проблемы антропогенеза и антропосоциогенеза. 2) Периодизация первобытности 1) Существуют две основные точки зрения на проблемы *антропогенеза (происхождение физического типа человека) и *антропосоциогенеза (формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности). Первая – религиозная, В Библии отмечается, что сотворение физического типа человека был скорый, одноразовый, но затем был продолжительный период социологизации человека. Вторая - научная, материалистическая. Здесь отмечается, что длительными, эволюционными были оба процесса формирования человека. Ещё ученые Древности указывали на примитивность строения тела пралюдей, костные останки которых обнаруживались в то время. В 18 в. шведский учёный К.Линней в своей классификации животного мира отнёс человека и обезьяну к одному виду – приматам. Но человек получил название – Homo sapiens – умелый. В середине 19 в. Ч.Дарвин обосновал теорию эволюции человека на основе естественного отбора (приспособления к окружающей среде). Ф.Энгельс обосновывал положение о том, что «труд создал человека», то есть в процессе изготовления орудий труда и социальной коммуникации сформировался современный тип человека. Целенаправленные археологические раскопки обнаружили несколько типов *архантропов – древнейших человекоподобных существ. А вершиной эволюции был признан кроманьонец или Homo sapiens, возникший около 40 тыс. лет назад. На основании подобных открытий возникла версия о том, что около 30 млн. лет назад появились первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы). В ходе их эволюционного развития, около 3 млн. лет возник отряд гоминид – существ, умевших пользоваться, а затем изготовлять орудия труда, и обладавших навыками прямохождения (австралопитек). Затем возникли более совершенные виды архантропа: питекантроп (!- 0,25 млн. лет назад), неандерталец (0,25 – 0,04 млн. лет), и наконец – кроманьонец (неоантроп). Однако четкой, признанной всеми учеными, генеалогии- эволюционного пути развития – не существует. Более того, современные генетические исследования указали на отсутствие видовой преемственности современного человека и древнейших архантропов. Многие учёные считают важным учитывать внешние факторы, которые могли повлиять на антропогенез. Например, астрофизический, это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия) в результате чего произошло глобальное изменение климата и животного мира планеты. Другая гипотеза – радиоактивное воздействие на группы человекоподобных обезьян в районе Восточной Африки из-за тектонических процессов, что привело к мутации приматов. Ослабленный в физическом отношении примат начал развивать иные приспособительные механизмы для выживания в окружающем мире, это привело к случайному, а затем – к целенаправленному использованию орудий труда. Поиск таких факторов может привести к обоснованию, в конечном итоге, как Библейской версии антропогенеза, так и теорий Дарвина и Энгельса. Археологическое изучение первобытности обосновало ещё одно важнейшее положение – непрерывность прогрессивного совершенствования орудий труда. На основании этого возникла основная теория периодизации первобытности. Вкаменом веке выделяется три эпохи: *палеолит (древний камень) – до 12 тыс. лет назад, *мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет, *неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи разделяются на периоды и на «культуры», характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Например, «шельская культура»- около г. Шель в северной Франции, «Костёнки» - от названия посёлка в Украине, «культура срубных захоронений» и др. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от р.Прут на западе до Чукотки на северо-востоке. В нашем регионе каменные орудия труда, изготовленные неандертальцами, обнаружены у берегов Азовского моря в Неклиновском районе (ст. Амвросиевка) и около х. Хрящи на Северском Донце. Древнейшие стоянки кроманьонцев обнаружены в около с. Рожок в устье Миусского лимана. Стоянки неолита исследованы в районе Матвеева Кургана, Левенцовки и Константиновска. Собирательство в этот период сменилось мотыженным земледелием, поэтому возникали постоянные поселения. Здесь строились каркасные хижины, обмазанные глиной. Из глины изготовляли керамическую посуду, ёмкости для хранения запасов зерна и т.п. В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись универсальными орудиями труда. Затем началось изготовление специализированный орудий – ножи, проколки, скребла, составные орудия, например, каменный топор и копьё. В мезолите преобладали микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставлялись в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит считается периодом первой технической революции – начался переход от потребляющего к производящему хозяйству. Земледелие и скотоводство потребовало создания принципиально новых орудий труда, это шлифованные инструменты из нефрита, сланца, шифера. Осваивалась техника пиления и сверления камня. Было изобретено керамическое производство и ткачество. Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы 19 в. Л.Морган. Эпоху первобытности он разделил на два периода – дикость (сопоставим с палеолитом и мезолитом) и варварство (сопоставим с неолитом), после которых начался период цивилизации (создание государств, металлургия и т.п.). Однако следует учитывать отсутствие строгой синхронности в развитии этих периодов первобытности. Многие народы Севера нашей страны не преодолели каменный век до прихода русских землепроходцев в 17 в., а южном полушарии планеты до сих пор существуют «застойные цивилизации» - племена, живущие по нормам первобытности. Человек издревле считался стадным животным или коллективистом. Уже в палеолите создавались небольшие группы людей – стада во главе с вожаком. В позднем палеолите возникли крупные устойчивые коллективы – племена, разделявшиеся на парное число родов. В неолите возникла парная семья, и произошёл переход от матриархата к патриархату, мужчина как главный производитель материальных благ возглавил «ячейку общества». В первобытности человек создавал не только практически необходимые орудия труда, но и элементы духовной культуры, что также выделяло его из «животного царства». Возникли различные направления искусства – изготовление скульптур (пластика), наскальные рисунки, танцы, музыка, а также мифология и религиозные верования. Всё это свидетельствовало о развитии абстрактного мышления людей и их человеческих чувств. Религиозные верования были свойственны всем народам, начиная от 100 тыс. лет назад, - устраивались упорядоченные захоронения, рядом с усопшим клали орудия труда и запасы пищи – чтоб пригодились в «ином мире». Религия имела важнейшие гносеологические корни – она позволяла объяснить многие явления окружающего мира и состояния человека. По мнению Э.Тейлора первой религией был *анимизм – вора в наличие души у всех существ и явлений природы. На этой основе возникли магические обряды «воздействия» на эти души. Затем возникли верования – тотемизм (представление о родоначальнике данного племени – животном, рыбе и т.п.) и фетишизм (культ неодушевленных предметов – талисманов). Возникли верования в сверхъестественную силу ушедших предков, культ матери-земли и др. Постепенно первобытный человек накапливал знания в области *географии (топография места обитания), *минералоги (породы и свойства камней), *ботаники и зоологии (повадки зверей, их виды, отличия съедобных и ядовитых растений), *физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различные рычаги, *химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур), *медицины (лечение ран, вывихов) и др. Осваивались различные технологии обработки камня, кости, дерева. Создавались простейшие транспортные средства (волокуши, плоты, вьюки). От использования пещер и гротов человек перешёл к строительству разнообразные конструкции жилищ – хижины, землянки, срубы, иглу и т.п. Поэтому не совсем верно определять период первобытности как «доисторию» человечества, как эпоху застоя. Именно в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, зачатки науки и искусства, религия. Эти достижения, при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека каменного века, имели ни чуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в период первобытности был создан фундамент современной цивилизации – то есть запас знаний, практического опыта и психофизических достоинств человека.
Лекция 2.2. Древние цивилизации Востока и Античности. 1) Особенности перехода от Первобытности к Цивилизации Древности. 2) Цивилизации Востока – Междуречье, Египет и др. 3) Античность – основа европейской цивилизации. 1) Как отмечалось выше, по Л.Моргану, вслед за первобытными периодами дикости и варварства наступил период *цивилизации или Древности, по иной системе периодизации. Основные его признаки: металлургия (бронзовая, потом железная), второе общественное разделение труда (выделение ремесленников), товарно-денежные отношения, возникновение городов и государств, патриархальное рабовладение, письменность, зачатки науки, религиозный политеизм, реалистическое искусство и т.д. IY- Ш тысячелетия до н.э. - период *ранней Древности (переход от родового строя к соседской общине, общинная собственность на землю, небольшие государства (номовые на Востоке, полисные – на Западе). П-I тысячелетия до н.э. – *поздняя Древность (создание крупных государств – деспотия на Востоке, монархия или республика на Западе), частная собственность на землю и другие средства производства, классическое рабство, религиозный монотеизм и т.д. По теории К.Ясперса основные качественные перемены в обществе произошли между 800 и 200 гг. до н.э., это - «осевое время» - духовное и интеллектуальное пробуждение человечества. Но перешли этот рубеж не все цивилизации Древности, а лишь – Китай, Индия, Персия, Иудея, Греция, Рим, а остальные утратили своё могущество. Причины этого не ясны, но Ясперс видел в этом повиденциалистские основания. В Древности сформировались два основных типа общества: *традиционное на Востоке, развивающееся эволюционно, использующему принцип: «власть – собственность»; и *индустриальное на Западе, в его основе 0 индивидуализм, частная собственность и принцип: «собственность – власть». 2) На Востоке цивилизации начали складываться с IY т.л. до н.э. в наиболее плодородных долинах рек – Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ. Это позволяло вести экстенсивное земледелие, используя самые примитивные орудия труда. Однако при этом следовало осуществлять периодически крупные общественные работы по водозадержанию, строительству каналов, Поэтому здесь утвердился конформизм личности, устойчивость земельно-водной общины и формирование деспотического централизованного государства.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |