Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Астана, 2015

Афазия

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Бойко М.Е.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………3

 

1. Диагностика аффазии…………………………………………………….6

1.1 Общая характеристика афазии………………………………………….6

1.2 Классификация афазий ………………………………………………...7

1.3 Причины возникновения………………………………………………..14

 

2. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии…….16

2.1 Моторная афазия афферентного типа………………………………...17

2.2 Моторная афазия эфферентного типа………………………………....20

2.3 Динамическая аффазия………………………………………………....22

2.4 Сенсорная аффазия……………………………………………………..23

2.5 Акустико-мнестическая аффазия……………………………………...26

2.6 Семантическая аффазия……………………………………………......27

 

Заключение…………………………………………………………………….28

 

Список встречаемых понятий ………………………………………………31

 

Список, использованных источников…………………………………………33

 

 

Афа́зи́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это системное нарушение уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурии) головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Афазия -расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь

Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазии у взрослых возникают чаще вследствие нарушений кровообращения в центральной нервной системе, кровоизлияний (инсультов) в корковые речевые зоны. Афазии в детском возрасте могут возникать вследствие черепно-мозговых травм, приводящих к повреждению корковых речевых зон или кровоизлияниям в них.

Высшие корковые функции человека реализуются в результате деятельности двух полушарий коры головного мозга и его подкорковых структур.

Подкорковые структуры являются энергетическим блоком, задающим тонус по всей коре обоих полушарий, состоящих из двух затылочных, двух височных, двух теменных и двух лобных долей.

Затылочная доля правого полушария у правши принимает, перерабатывает и хранит информацию обо всем многообразии видимого мира, начиная с глобального восприятия всех вариантов предметов, формы и цвета до восприятия индивидуальных черт лица. Левая затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти абстрактные, кодовые знаковые системы (алфавиты, математические знаки и т.п.).

Височная доля правого полушария принимает и хранит в своей памяти информацию о всех неречевых звуках (от шелеста бумаги и шорохов до пения птиц, от технических звуков, мелодий народных песен до симфонической музыки). Однако височная доля правого полушария воспринимает и речевую интонацию, высоту и тембр голоса.

Задние, верхние отделы левой височной доли выполняют у правшей сугубо речевые функции, дифференцируют признаки фонем, то есть обеспечивают фонематическое восприятие речи, контролируют речь самого говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. Человек способен точно повторить не только фразу, состоящую из семи и более слов, но и несколько коротких предложений.

Таким образом, височные доли принимают, перерабатывают и хранят в своей памяти слуховые неречевые и речевые сигналы, развертывающие во времени или содержащие в себе определенные временные данные: например, можно сравнить долготу и высоту гласных, свистящих и шипящих согласных с краткими согласными.

Теменная доля правого полушария хранит в своей памяти весь многообразный пространственно организованный опыт человека, приобретенный с раннего детства (навыки одевания, умывания, ходьбы по ровной и неровной поверхности, пользования ложкой, иглой и т.п.). Левая теменная доля хранит в себе пространственно организованные навыки артикуляции, поскольку каждый произносимый речевой звук требует специфического пространственного расположения всех органов артикуляции (мягкого неба, гортани, задней и передней части языка, его боковых краев, губ, щек, зубов).

Однако функция левой теменной доли этим не ограничивается. В ней хранятся знания или, точнее, навыки о различении сложных лексических единиц, определяющих пространственное расположение предметов деепричастных оборотов, синонимов, многозначности пословиц, поговорок, некоторых речевых оборотов. Задние отделы теменной доли принимают участие в пространственно организованных математических операциях. Таким образом, левая теменная доля хранит в своей памяти самые различные пространственно организованные речевые функции и, прежде всего, различные звенья звукового кода.

Лобные доли коры головного мозга выполняют функции, принципиально отличные от височных, теменных и затылочных долей. Если последние собирают информацию посредством слуха, зрения и тактильно-кинестетического чувства, то лобные доли осуществляют планирование, программирование психической деятельности, а также контроль и коррекцию результатов деятельности. Правая лобная доля «следит» за выполнением неречевых действий, левая лобная доля планирует не только речевую деятельность, но и прогнозирует результат действия и воздействия на ситуацию, порождает различные уровни речевого и абстрактного мышления. Использует при этом возможности височных, затылочных и теменных долей, принимающих, перерабатывающих и хранящих в своей памяти обильную информацию о внешнем мире. В языке существуют жесткие планы, своя система выбора ударного слога, существуют свои законы подчинения слов в предложении по роду, лицу, падежу, склонению, спряжению. Существует определенный, специфический для языка порядок слов в предложении, от изменения, места которых меняются его смысловые оттенки. В каждом языке существует своя система интонационно-мелодического оформления высказывания. Планирование, программирование речемыслительной деятельности и является функцией левой лобной доли.

У левшей, большинство которых переучены в раннем детстве с левой ведущей руки на правую руку, распределение высших корковых функций чаще всего имеет мозаичный, неполный характер. Как правило, сложные речевые функции реализуются у них обоими полушариями, особенно это касается лобных долей и височных долей, осуществляющих функцию восприятия речи на слух. У переученных левшей при поражении теменной доли в левом полушарии головного мозга могут наблюдаться грубые нарушения артикуляторной стороны речи, повторения слов и фраз, иногда отдельных звуков и даже счета, что, вероятно, обусловлено тем, что артикуляция, повторение слов сопутствуют первоначальным навыкам письма, чтения, счета. Функция пальцев ведущей руки и артикуляционного аппарата представлены в коре головного мозга в ближайшем соседстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.