КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Системный подход педагога к формированию экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Системный подход педагога к формированию экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Специальность 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Выполнила: студентка 4 курса 41группы Кирсанова Кристина Владимировна Научный руководитель: Усова Наталья Анатольевна 2011 – 2012 уч.г.
Оглавление
Введение. 3-6 Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры младших школьников. 8-35 1.1. Сущность понятия «экологическое образование» младших школьников. 8-13 1.2. Особенности формирования экологической культуры младших школьников. 14-22 1.3. Содержание деятельности учителя по формированию экологической культуры младших школьников. 22-35 Выводы по 1 главе. 36 Глава 2. Организация деятельности педагога по формированию экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 37-63 2.1. Выявление исходного уровня экологической культуры у младших школьников. 37-43 2.2.Реализация системы занятий по формированию экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 44 2.3. Анализ эффективности проведенной системы занятий педагогом по формированию экологической культуры у младших школьников. 58-63 Выводы по 2 главе. 64 Заключение 65-67 Список литературы 68-72 Приложения
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли [5,45].
Задача современной школы - ликвидировать этот пробел. Включение в учебные программы экологического образования призвано дать учащимся экологические знания, привить экологическое мышление, мировоззрение, научить экологической культуре. Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Обучающиеся, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране [21,24]. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах многих известных отечественных и зарубежных ученых. Принципиальное значение для исследования проблемы становления и формирования экологической культуры имеют идеи В.И. Вернадского о возникновении на Земле такого специфического явления, как ноосфера. Проблемы экологического императива и обратной экологической связи разрабатывались академиком H.H. Моисеевым, систематизацией экологических и экосоциальных законов занимался Н.Ф. Реймерс, проблемы экологической деятельности исследовали А.Д. Урсул, Б. Небел, В. Хесле [40,16].
Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах В.Г. Бганба, Э.В. Гирусова, A.M. Галеевой, Ф.И. Гиренка, Е.И. Ефимовой, СВ. Куликовой, А.И. Зеленкова и П.А. Водопьянова, H.H. Киселева, Е.В. Пиконоровой, A.A. Шумейко и др. [1,35]. Вместе с тем, практически отсутствуют методологические работы относительно процесса формирования экологической культуры у школьников в контексте ее взаимосвязи с культурой общества, что лишь в незначительной мере можно заменить работами общетеоретического плана таких отечественных социологов как А.Г. Здравомыслов, И.С Коп, В.А. Ядов и др. Наиболее цепными в прикладном плане являются работы Иоганзена Б.Г., Рыкова H.A., Ожегова Ю.П. и Никоноровой Е.В., Лутлетовой А.Н., Докторова Б.З. и Сафронова В.В., Шагуна Г., Павлова В.И. и Рыженкова П.Е. и др. И хотя в этих и других работах заложен значительный теоретический и практический потенциал, проблема, связанная со становлением экологической культуры у младших школьников на региональном уровне остается недостаточно разработанной [5,25]. Все вышеизложенное побудило избрать для исследования тему: Системный подход педагога к формированию экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Проблема исследования: выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования. Задачи исследования: 1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность ключевых понятий (экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое образование). 2. Изучить передовой опыт работы учителей в области экологического воспитания обучающихся. 2. Выделить особенности восприятия природы младшими школьниками. 3. Раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания. 4. Выявить уровень экологического развития младших школьников. 6. Провести эксперимент по развитию экологического сознания младших школьников.
7. Выявить и обосновать педагогические условия, которые повысят эффективность экологического образования младших школьников. Объект исследования – процесс экологического воспитания младших школьников. Предмет исследования – условия, способствующие боллее эффективному формированию экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе. На начальном этапе исследования данной проблемы была выдвинута гипотеза: формирование экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе будет эффективным при системном подходе педагога к данной проблеме и создании необходимых педагогических условий. К их числу можно предположительно отнести: - разработку специальной системы занятий экологического содержания; - использование различных форм работы по экологическому образованию; - разнообразие педагогических и методических средств и приемов, повышающих усвоение экологических знаний; - обеспечение творческой активности ребенка в процессе проведения системы занятий. Методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение естественно-научной, педагогической и методической литературы, отражающей сущность данной проблемы; 2. Эмпирические: педагогические наблюдения, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности детей, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. 3. Метод математической обработки полученных результатов. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе раскрываются теоретические основы экологического образования, особенности функционирования данного направления в обучении младших школьников. Вторая глава раскрывает вопросы организации деятельности педагога по формированию экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе, предусматривает реализацию разработанной системы занятий экологического содержания в школьную практику, анализ и оценку эффективности проделанной работы, позволяющие определить и сформулировать оптимальные педагогические условия.
База исследования: 3 «Б» класс МКОУ «Советская средняя школы №2» поселка Кшенский Советского района Курской области. Время исследования: 2011-2012 годы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль экологической культуры в системе образования младших школьников, показаны различные пути по ее формирования. Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и опробована система занятий экологического содержания по Советскому району Курской области, предназначенная для учащихся начальной школы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры младших школьников.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |