Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гоголь Николай Васильевич 2 страница




[25] Несмотря на позднее происхождение поэмы, сюжетная основа ее очень архаична и обнаруживает несомненную близость к сказке. Царь Кбшалы Дашаратха решает помазать на престол своего старшего сына, доблестного Раму. Но этому мешает одна из жен Дашаратхи, Кайкейи. Когда-то Кайкейн спасла Дашаратху от смерти, и в награду за это он пообещал исполнить два ее желания. Теперь, во исполнение данного ей слова, Кайкейи требует от царя возведения на престол ее сына Бхараты и четырнадцатилетнего изгнания Рамы. Царь не может нарушить обещания, и Рама, послушный воле отца, покидает столицу царства Айодхью. Вместе с ним в изгнание уходят его младший брат Лакшмана и прекрасная жена Сита. Одевшись в платья отшельников, они вступают в огромный лес Дандака, кишащий людоедами — ракшасами. Подвиги Рамы, в жестоких схватках уничтожившего многих могучих ракшасов, навлекают на него гнев их властелина, десятиглавого Раваны. Чтобы наказать Раму, Равана похищает Ситу и уносит ее в свое царство на далекий остров Ланку. В поисках исчезнувшей Ситы Рама и Лакшмана попадают в царство обезьян. Царь обезьян обещает Раме свою помощь. Обезьяны узнают, где находится Сита, и строят мост, по которому их армия, возглавляемая Рамой, пересекает океан и вступает на Ланку. Здесь разыгрывается кровопролитная битва. Ракшасы разбиты, Равана убит, и так как срок изгнания уже истек, братья вместе с Ситой возращаются в Айодхью, где Бхарата с радостью уступает Раме законно принадлежащий ему престол.

 

[26] Темперация – также идея, принадлежащая китайцам. Первоначально ее создал Хэ Чэн-тянь (370-447 гг. н.э.), затем спустя столетия – в 1584 году Чжу Цзай-юй развил принцип темперации и применил для построения духовых инструментов. Он опубликовал свое открытие под заголовком «Новый отчет об изучении камертон-дудок», где предложил математическую формулу, позволяющую все 12 полутонов точно уложить в октаву. В 1595 году иезуит Маттео Риччи услышал доклад Чжу в Нанкине. Дальнейшая история окутана тайной – каким-то образом эти сведения просочились в Европу. Когда в 1620 году умер нидерландский ученый Симон Стевин, в его бумагах обнаружили математическую формулу темперации Чжу. Как она попала к нему – можно только гадать. Тем не менее, к концу 17 века формулу стали активно использовать европейские музыканты.

 

[27] Целла (наос) - главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.

[28] Рапсод (аэд)[ < греч. rhapsōdos < rhaptō сшиваю + ōdē песнь] - странствующий певец, исполнявший под аккомпанемент лиры эпические песни.

 

[29] Сапфо (Сафо, ок. 610 до н. э.— ок. 580 до н. э.) - древнегреческая поэтесса, родом с острова Лесбос. Вокруг нее существовало некое сообщество юных девушек, почитавших Афродиту и Муз и занимавшихся, в том числе и искусством поэзии.

[30] Агон – место для соревнований.

[31] Олимпийские игры - древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп и холма Кроноса — Крониона. По мифологическому преданию, Олимпийским играм предшествовали погребальные игры в честь героя Пелопса, впоследствии возобновленные Гераклом. Пелопс и Геракл считались также учредителями первых видов состязаний: скачек на колесницах, бега и борьбы.

В 4 в. до н. э. на основании реконструкции списков победителей была условно определена дата первых Игр — 776 до н. э. Установление порядка их проведения приписывалось в древности царю Элиды Ифиту, спартанскому законодателю Ликургу и ахейцу из Писы Клеосфену, заключившим (с одобрения дельфийского оракула) священный союз. Текст договора о правилах состязания был записан на бронзовом диске: о нем в 4 веке до н. э. сообщает Аристотель, во в 2 веке в храме Геры его еще видел Павсаний. В Играх, поначалу имевших местный характер, с 15-й Олимпиады принимают участие жители Пелопоннеса, с 30-й всей Греции, начиная с 40-х Игр, к участию в состязаниях допускаются малоазийские греки и греки Великой Греции (Южная Италия) и Сицилии. Дата проведения Игр, начинавшихся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, определялась особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами — спондофорами. С этого момента начиналась экехерия — священное перемирие, длившееся два месяца (апполоний и парфений по элейскому календарю), когда прекращались все военные действия и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх. У алтаря Зевса Горкия атлеты приносили клятву в соблюдении правил олимпийских состязаний. Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й — состязания мужчин, в 4-й — конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград. С 720 г. до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград. Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои. В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. В 394 году декретом римского императора Феодосия I Великого Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество. В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

Пифийские игры - вторые по значению после Олимпийских игр общегреческие празднества и состязания (музыкальные и спортивные); проходили в Дельфах при храме Аполлона Пифийского (раз в 8 лет, с 6 в. до н. э. — раз в 4 года).

[32] Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

[33] Перикл (ок. 490-429 до н. э.) - афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства Парфенона, Пропилеев, Одеона. Стремился к усилению Делосского союза; руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны. Умер от чумы.

 

[34] Сократ (ок. 470-399 до н. э.) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов — т. н. сократического метода. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно; главный источник — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии — самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

[35] Платон (428 или 427 до н. э. — 348 или 347) - древнегреческий философ, ученик Сократа; ок. 387 основал в Афинах школу (Платоновская Академия). Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения.

[36] Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ, учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Колебался между материализмом и идеализмом.

[37] Лицей (фр. lycйe < греч. Lykeion) – название рощи при храме Аполлона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель.

[38] Клеопатра (69-30гг. до н. э.) - последняя царица Египта (с 51г.) из династии Птолемеев.

 

[39] Плавт (Plautus) Тит Макций (сер. 3 в. до н. э. — ок. 184) - римский комедиограф. Перерабатывая новую аттическую комедию в стиле карикатуры и буффонады, создал характеры-маски в стихотворных комедиях «Ослы», «Горшок», «Хвастливый воин» и многих других.

Теренций (Terentius) Публий (ок. 195-159 до н. э.) - римский комедиограф. Используя сюжеты и маски Новой аттической комедии, выходил за рамки традиционных комедийных схем, вводя этические и гуманистические мотивы и создавая психологически очерченные типы (комедии «Евнух», «Девушка с Андроса»).

[40] Цицерон Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius, 106-43 гг. до н. э) - римский оратор, теоретик красноречия и философ, государственный деятель, поэт, писатель и переводчик. Сохранившееся наследие состоит из речей, трактатов по теории красноречия, философских сочинений, писем и стихотворных отрывков.

[41] Стела [греч. stēlē столб] - каменная плита и столб с надписью или рельефным изображением в память о ком-чем-нибудь.

[42] Древние греки выделяли два вида искусств: экспрессивные (музыка, поэзия, танец) и конструктивные (архитектура, скульптура, живопись).

[43] Аэды (от греч. aoidos - певец) - в начальный период древнегреческой литературы (8-7 вв. до н. э., т. н. гомеровская эпоха) певцы, сочинявшие и исполнявшие эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента.

[44] Лирика (от греч. lyrikos) - произносимый под звуки лиры.

[45] Элегия (греч. elegeia) - лирическое стихотворение грустного, задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь в слово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна: его производят от предполагаемого припева elege (сказал, увы), от eu legein, от лидийского elegoV - так назывался напев двойной флейты, обязательно сопровождавшей в Малой Азии причитания и скорбный песни. У греков название элегия обозначало особую стихотворную форму - элегическое двустишие, в которую облекалось не любое, а определенное содержание, по преимуществу лирика раздумья. В этом смысле греческая элегия являлась связующим звеном между эпосом и лирикой: она изображает внешнее явление, а затем настроение, им вызванное. Содержание греческой элегии было, однако, достаточно разнообразно: воинственное у Таллина и Тиртея, политическое у Мимнерма, философское у Солона и Теогнида, тоскливое и обличительное у Архилоха и Симонида.

[46] Ода (от греч. ode - песня) жанр лирической поэзии и музыки торжественного, патетического характера, где прославляются события или герои. Как хоровая песня ода возникла у Пиндара.

[47] По преданию, Аполлон разыскивал место для оракула и нашел его в Дельфийской долине, охраняемой Пифоном. В единоборстве бог победил чудовище и основал на месте поединка Дельфийский оракул. В память об этом мифическом событии и были учреждены Пифийские игры.

[48] Связь между звуками в рамках кварты можно уподобить современной системе звукоряда в объеме октавы.

[49] Агон – место для соревнований.

[50] Дифирамб — особый вид древнегреческой лирики, развивавшийся в связи с культом Диониса, названный одним из эпитетов этого божества и отражавший на себе черты бога вина, необузданного веселья и душевных страданий.

[51] Дионис (Вакх в Римской мифологии) - в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Бог восточного (фракийского или лидийского) происхождения, культ которого в Греции утвердился сравнительно поздно и с большими трудностями. Хотя имя Диониса найдено еще на табличках критского линейного письма (14 в. до н. э.), его развитие и утверждение связано с периодом роста полисов в материковой Греции (8-7 вв. до н. э.), когда единый культ Диониса вытеснил культы местных богов и героев. Как божество земледельческого круга, он нередко противопоставлялся солнечному Аполлону — богу родовой аристократии. В философии и искусстве новейшего времени это переосмыслено как противопоставление двух начал, бытующих в природе человека, светлого (аполлонийского) и темного (дионисийского). Дионис — олимпиец, но в число олимпийских богов вошел сравнительно поздно.

[52] В этом разделении можно усматривать истоки последующего деления драмы на трагедию и комедию.

[53] Прокл – древнегреческий философ. В его «Хрестоматии» содержатся сведения о различных древнегреческих музыкально-поэтических жанрах.

[54] К сожалению, огромная литература дифирамба, за весьма скудными исключениями, потеряна.

[55] Высшего развития дифирамб достиг в Афинах, где ежегодные чествования Диониса со времени Пизистрата и сыновей его получили грандиозные размеры. Здесь дифирамб продолжал развиваться, независимо от драмы. Поэт, композитор и учитель музыки Лас из Германы, усилил музыкальный аккомпанемент дифирамба и освободил этот вид лирики от дробления на строфы и антистрофы, благодаря чему открывался простор самым сложным ритмическим образованиям и обеспечивалось дальнейшее самостоятельное развитие музыки и мимического искусства. В этой форме дифирамб благотворно воздействовал на успехи греческой музыки вообще. Первенствующее значение в трагедии принадлежало тексту, в дифирамбе — музыке. Лас устроил публичные состязания дифирамбических хоров на Дионисовых празднествах. Впоследствии драматические представления на так называемых больших Дионисиях в Афинах предварялись состязаниями дифирамбических хоров мальчиков и взрослых мужчин. Уцелевшие названия дифирамбов указывают на разнообразие их по содержанию: «Данаиды», «Одиссей», «Ниоба», «Персефона», «Гименей» и т. п. Благодаря многосторонности содержания и той легкости, с какою музыка дифирамба, господствовавшая над текстом, приспособлялась к новым вкусам и понятиям, этот вид лирики, хорошо известный Цицерону и Горацию, перестал существовать со смертью того культа, часть которого он составлял.

[56] Роща находилась на северо-западе от Афин. Свое название она получила от имени мифологического героя Академа, похороненного в этой роще. В 4 веке до н.э. в этой роще занимался со своими учениками Платон. Его школа получила название Академия.

[57] Фила – территориальный округ.

[58] Сатировская драма – пьеса, в которой хор состоял из сатиров. В качестве сюжета избиралось одно из мифических повествований, но развертыапние событий в нем поворачивалось в комическое русло: например, сатиры встречаются с вином, огнем, музыкой, но находят им неверное применение. Единственный сохранившийся текст сатировской драмы принадлежит Еврипиду («Киклоп»).

[59] Хор - греч. choros, групповой танец.

[60] Хор в трагедии составлял 12-15 хоревтов. в комедии – 24.

[61] Первого актера ввел Феспид, в дальнейшем у Эсхила появляется второй актер, спустя несколько десятилетий Софокл вводит третьего.

[62] Все фрагменты текста «Поэтики» цитируются по изданию Аристотель. Поэтика / Аристотель и античная литература. – М., 1978.

[63] Романские церкви базиликального типа имеют упорядоченный план с четким выделением функционального назначения и символики каждой части храма — двухбашенного фасада, нартекса, продольных нефов, хора с обходом, крипты, башни над средокрестием. Важнейшим нововведением романских зодчих была разработка системы сводчатых перекрытий всего храма (цилиндрические и крестовые своды).

[64] Вазари (Vasari) Джорджо (1511-74) - итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555-71); архитектурный ансамбль Уффици (ныне музей, с 1560). Автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

 

[65] Романские языки (от лат. romanus — римский) - группа родственных языков индоевропейской семьи, развившихся из латинского языка: испанский, португальский, каталанский, галисийский; французский, окситанский; итальянский, сардинский.

 

[66] В 330 году император Константин на берегу Босфора основал Новый Рим – город, получивший название Константинополь. В 395 году произошло разделение на Западную и Восточную римские империи и, соответственно, западную и восточную ветви христианской церкви.

[67] Аврелий Августин родился в 354 году в Северной Африке в городе Тагасте. На формирование его взглядов и переход к христианству огромное влияние оказал епископ Медиолана (Милана) Амвросий (необычайно талантливый проповедник). С 395 года и до конца своей жизни (430) был епископом города Гиппон. Оставил общирное теологическое наследие.

 

[68] Ивритская поэзия не имеет рифмы, постоянного метра; количество ударных и безударных слогов не регламентировано. Музыкальный ритм определялся текстом и тоже не подчинялся устойчивому размеру.

[69] Василий Великий, архиепископ Кессарии, 330-379 гг..

[70] Иероним Блаженный (347-420 гг.) - богослов из Стридона, известен переводом на латинский язык Библии.

 

[71] По мнению Герцмана (с.244), речитирование (от лат. recitare – оглашать, зачитывать вслух) является промежуточной формой между двумя типами звуковых потоков – слитным и широким (растянутым), торжественной речью и пением.

[72] Карл Великий (лат. Carolus Magnus) (742-814) - франкский король с 768, с 800 император; из династии Каролингов. Устройство государства Карла знаменовало собой развитие феодализма. Высшая знать страны, связанная с Карлом ленной присягой, обязана была являться на войну с подвластными людьми. С 789 Карл неоднократно издавал указы, предписывавшие каждому свободному человеку найти себе сеньора, под началом которого он должен служить. Увеличивалось число зависимых крестьян. Империя Карла делилась на округа во главе с назначенными монархом из местной знати графами, обладавшими административной и военной властью и председательствовавшими в судах с участием присяжных из местных свободных мужчин. Контроль над деятельностью графов и суд от имени государя осуществляли разъездные, «государевы посланцы». Ежегодно созывались т. н. «майские поля», съезды высшей светской и церковной знати, на которых Карл представлял указы и капитулярии, касающиеся всех сторон жизни, в т. ч. церковной. Карл Великий пережил двух своих законных сыновей и оставил трон третьему - Людовику Благочестивому. Империя Карла Великого распалась вскоре после его смерти (Верденский договор 843).

[73] Алкуин (Alcuin) Флакк Альбин (ок. 735-804) - англосаксонский ученый, автор богословских трактатов, учебников философии, математики и др.; деятель «Каролингского возрождения», советник Карла Великого. Аббат Турского монастыря.

[74] В докаролингскую эпоху использовались различные местные уставы в богослужебной практике. Одно из самых ранних свидетельств о порядке богослужения - “Regula” (Правило) Св. Бенедикта[Бенедикт из Нарсии (480-530) – аббат и основатель монастырей в Субиако и Монте-Кассино (529) в Италии]. Он предложил устав для своего ордена, «школы служения Господу». По этому уставу ежедневно отводилось шесть часов для молитвы, пять часов для хозяйственных работ и четыре часа для изучения Писания. Он же расписал, в какой последовательности исполнять псалмы в течение недели.

[75] Ноэан – типовая мелодическая формула, позволяющая определить принадлежность к тому или иному ладу.

[76] Иоаннн Дамаскин (ок. 675 — ок. 749) - византийский богослов, философ и поэт. Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.

[77] Помимо этого, византийская ладовая система включала 3 ихоса гексахордных (промежуточных или совмещенных – c d e f g a; d e f g a h; e f g a h c), два порченных, искаженных гептахордных ихоса (c d e f g a h; d e f g a h c).

[78] Тоновый состав звукорядов церковных ладов не совпадает с аналогичными по названию античными ладами. По мнению Ю. Холопова, в анонимном трактате “Alea musica” за основу систематизации ладов ошибочно была принята систематизация греческих транспозиционных гамм, переданная Боэцием. Но нельзя не согласиться и с гипотезой Н.Ефимовой: категории античной теории не напрямую переносились, а приспосабливались (не стремясь с точности) к христианской певческой практике.

[79] По мнению современного исследователя-богослова, наступил период, когда послушание стало оставлять мир. Личность, полагающая онтологическое основание во Христе, начинает превращаться в личность, полагающую онтологическое основание в себе самой, тем самым утрачивает себя концепция послушания. Человек обретает силу и власть над звуковым потоком – тем, что ранее составляло с ним органическое единство. Один из ученых монахов конца 9 - первой трети 10 вв. Хукбальт, вводя буквенную нотацию, пишет: «Нотированная данным способом мелодия может быть пропета без учителя».

[80] Нотолинейная (нота – лат. знак, греч. пишу) запись позволяет увидеть то, что невозможно услышать. Линейная нотация даёт визуальный образ музыкального процесса. Композитор работает не только слухом, но и зрением. Принцип композиции осуществляется как диспозиция определённых графических элементов. Само понятие «музыка res facta» – записанная прежде, чем исполненная – говорит о примате графического, визуального образа.

[81] По мнению М.Аркадьева, в этом сказалось влияние традиции менестрельного искусства.

[82] Герман Контрактус – современник гвидо, умер в 1054 г.. Псевдо-Хукбальд (трактат “Musica enchiriadis”, ок. 860?) разработал нотацию, которая получила название дасийной.

 

[83] Идея ключей появилась у Гвидо в трактате «Пролог к Антифонарию».

[84] Монохорд – это звукоряд, который соответствует 7 звукам A B C D E F G, ибо, по утверждению Гвидо, «во всякой мелодии всего лишь 7 звуков»

[85] Цветные линии исчезли в 13 веке. Буквы-ключи сохранились в трансформированном виде до наших дней.

[86] Перевод текста Ю. Москвы: «Чтобы слуги смогли воспеть открытыми сердцами чудесные твои деяния, сними вину с нечистых уст, Святой Иоанн».

[87] Диафония – с греч. разнозвучие.

[88] Тенор – от лат tenere – держать. С 13 века название голоса, ведущего хорал.

[89] Многоголосие как сумма различных по диапазонам тембровых голосов – удел более поздней практики – с середины XV века.

[90] Название связано с одной из основных средневековых теоретических категорий discantus. Ф. Кельнский пишет: «Дискант – есть согласное сочетание различных мелодий», понимая под этим тип многоголосия, ритмизованного по типу нота-против-ноты. Такой тип многоголосия типичен для жанра кондукта, являющегося обработкой гимнов и секвенций. Другое значение дисканта – голос над кантусом.

[91] В этом обнаруживается путь к технике изоритмии, сложившейся позднее.

[92] Кретьен де Труа (Chretien de Troyes) (ок. 1130 — ок. 1191), французский поэт. В рыцарских романах, в стихах («Клижес», ок. 1176, «Ланселот, или Рыцарь телеги», 1176-81) и др. использованы мотивы Артуровских легенд (кельтские народные предания, в центре которых образ короля бриттов Артура [5-6 вв.], боровшегося с англосаксонскими завоевателями).

[93] Диминуция (от лат. diminution – уменьшение) – общее обозначение украшений, связанных с дроблением основных тонов мелодии на группы более мелких нот.

[94] Бурдон – от франц. bourdon – густой бас; непрерывный, неизменяющийся по высоте звук, извлекаемый на открытой струне, расположенной вне грифа.

[95] Трубадур – trobador – изобретающий, находящий новое.

[96] Куртуазность (англ. courtly love; франц. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский) - средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце 11 века в поэзии трубадуров при дворе владетельных сеньоров Аквитании и Прованса. Важнейшее воздействие на сложение идеала куртуазной любви оказал римский поэт Овидий (1 в.), поэтический «трактат» которого — «Искусство любви» — стал своеобразной энциклопедией поведения рыцаря, влюбленного в Прекрасную Даму: он дрожит от любви, не спит, он бледен, может умереть от неразделенности своего чувства. Представления о подобной модели поведения усложнились за счет христианских представлений о культе Девы Марии — в этом случае Прекрасная Дама, которой служил рыцарь, становилась образом его духовной любви. Значительным было также воздействие арабской мистической философии, разрабатывавшей концепцию платонического чувства. Куртуазная любовь не была явлением исключительно литературным, а представляла собой комплекс многих факторов — социальных, религиозных, эротических, философских. Нередко высказывается мысль о революционном влиянии куртуазии на Европу, повлекшем за собой смягчение нравов и сложение кодекса рыцарской чести. Свой расцвет куртуазная культура пережила при дворе Алиеноры Аквитанской, супруги французского короля Людовика VII, а затем короля Англии Генриха II, покровительницы Бернарта де Вентадорна и других поэтов, прославлявших куртуазную любовь. Дочь Алиеноры графиня Мария Шампанская вдохновила Кретьена де Труа (ок. 1130 – ок.1191) на написание куртуазного романа «Ланцелот, или Рыцарь телеги». Вскоре доктрина куртуазности была «кодифицирована» в трех книгах Андре ле Шапелена. В 13 в. крупнейшим произведением куртуазной культуры стала поэма «Роман о Розе», написанная ок. 1230 рыцарем Гильомом де Лорисом (ок. 1210–1240) и представляющая собой куртуазно-любовную аллегорию, своего рода «словарь символов» любви. Концепция куртуазной любви и куртуазная культура широко распространились в Европе. Произведение немецкого миннезингера Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» — свидетельство этого влияния. В Англии самым значительным памятником куртуазии стала «Аллегория Любви» Льюиса. В Италии куртуазия распространилась в 12 в., и в 13–14 вв. получила свое наивысшее воплощение в поэзии «нового сладостного стиля», в поэтических вставках в «Новой жизни» Данте, в сонетах Франческо Петрарки к Лауре. В «Божественной комедии» Прекрасная Дама Данте — Беатриче — становится не только его платонической возлюбленной, но и духовным провожатым поэта к таинствам Рая.

 

 

[97] Голиарды (школяры) - бродячие поэты-клирики, завсегдатаи таверн. На Соборе 1227 года голиардам было запрещено петь скабрезные песни на мотивы католических молитв.

[98] Слово искусство в этот период понималось в античном смысле - как techne, учение.

[99] К 1316 году относится рукопись “Roman de Fauvel” («Роман о Фавеле») Жерве де Бю, где наряду с поэтическим текстом содержится приложение более 130 образцов различной музыки – мотетов, кондуктов, рондо, баллад и пр. Среди них – 5 мотетов Витри. Рукопись хранится в Национальной библиотеке Парижа.

[100] Мензура - от лат. mensūra, что означает мера.

[101] Термин “barform” был введен немецким ученым А. Лоренцем, который позаимствовал определение из реплики Ганса Сакса во второй сцене 3 акта оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

[102] Данте Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, оказавший большое влияние на развитие европейской культуры. Ему принадлежат философские и политические трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304-07, издание 1529), «Послания» (1304-16). Вершина творчества Данте — поэма «Божественная комедия» (1307-21, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. XIII в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д'Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» («Дольче стиль нуово»). Ее главный отличительный признак — предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием «Новая жизнь» (ок. 1293-95, издание 1576). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущих к более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.