Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана наименований места происхождения товаров




Ст.1482 упоминает о такой градации, указывая на то, что в качестве товарных знаком могут быть зарегистрированы - словестные, изобразительные, объемные и иные обозначения или их комбинации.

Словестные - некие оригинальные слова, словосочетания и фразы. Словестное обозначение не обязательно всегда должно быть представлено одной лексической единицей, это может быть и словосочетание, и фраза. Например, с утра мужчины смотря - "Лучше для мужчины нет!". Вот словестное обозначение в виде фразы, которая зарегистрирована в качестве товарного знака.

Изобразительный - обозначение в виде разнообразных рисунков, значков, орнаментов и т.д. Например, знаменитый трилистник или представляющий собой вид треугольника три полосы - товарный знак Адидас. Сопля - Nike. Три пересекающихся вектора - Reebok. Во всех этих случаях речь идет об изобразительном обозначении.

Товарный знак может быть объемным - некое изображение трехмерное. Например, товарный знак ягуар представляет собой помещаемое на переднюю часть капота изображение представителя семейства кошачьих.

Или были распространены различные продукты парфюмерии, которые имели оригинальные флаконы, изображения - оригинальный флакон духов, некоторые из них являются зарегистрированными объемными товарными знаками. Могут быть комбинированные товарные знаки, т.е. обозначения, которые представляют собой некую комбинацию вышеобозначенных обозначений.

При этом как мы видим, соответствующий перечень видов товарных знаков ст.1482 не является исчерпывающим, а, следовательно, правовую охрану в качестве товарного знака может получить обозначение, которое не входит ни в один из вышеперечиленных разрядов. Правила подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака, например, указывают на допустимость регистрации в качестве товарного знака звуковых обозначений различных шумовых эффектов, заставок музыкальных и прочее. Всем известные заставки, музыкальные мелодии, которые звучат при включении телефонов фирмы Nokia - это зарегистрированный звуковой товарный знак. Большинство звуковых обозначений радиостанций также имеют в РФ правовую охрану в качестве звуковых товарных знаков. Может быть регистрация световых эффектов в качестве товарных знаков. И опять же это не исчерпывающий перечень. Во Франции в качестве товарного знака был зарегистрирован обонятельный знак - запах пряжи определенного производителя. Т.е. соответствующий перечень не является исчерпывающим. При этом мы должны понимать, что на самом деле это не классификация, потому что закон не устанавливает окончательного количества разрядов, и их в принципе невозможно создать хотя бы за счет того, что последним будет "и комбинация". Это значит, что окончательного количества не будет, комбинаторика приводит нас к неисчисляемому количеству вариантов. Но с т.з. познавательной, методологической понимание возможных видов обозначений, получаемых правовую охрану в качестве товарных знаков, вполне полезно.

Отсутствие качеств классификации за перечислением, используемым в ст.1484 не означает, что действующее законодательство не признает те или иные классификации товарных знаков. На самом деле признает, и они имеют достаточно серьёзное правовое значение. В частности, в ст.1508-1509 воплощается деление знаков на обычные и общеизвестные. Эта классификация создана для того, чтобы отразить особенности, присущие правовой охране именно общеизвестных товарных знаков. При этом п.1 ст.1508 говорит о том, что общеизвестным может быть признан товарный знак, который в результате его интенсивного использования стал широко известным среди потребителей в отношении товаров данного лица. В качестве общеизвестных могут быть признаны -

товарные знаки, охраняемые в РФ на основании их регистрации

товарные знаки, охраняемые в РФ без регистрации на основании МД

обозначения, не охраняемые в качестве товарных знаков, но используемые в подобном качестве.

Относительно последней рубрики мы должны понять, что наша правовая система основана на принципах обязательной регистрации для получения обозначением свойств и качеств товарного знака. Без регистрации в качестве товарного знака на территории РФ охрану обозначения получить невозможно. Но в мире есть и другие системы. Например, у проклятых американцев обозначение получает правовую охрану без регистрации, само начало его использования дает эту самую правовую охрану. И может оказаться так, что обозначение товаропроизводителя размещенного на территории США не имеет там регистрации, а, следовательно, не имеет статуса товарного знака на территории РФ, но если оно будет признано общеизвестным, то такую правовую охрану на территории РФ оно получит. Подавляющее большинство спортивных товаропроизводителей и их обозначений являются для РФ общеизвестными товарными знаками, и целый ряд из них в свое время не получал отдельной, на основании регистрации, правовой охраны на территории РФ.

Признание их общеизвестным осуществляется решением Роспатента и, принимая положительное решение на основании поступивших документов, а там Роспатент исследует длительность использования товарного знака, расходы, которые товаропроизводитель несет на рекламу, его продвижение в массы, социологические опросы относительно широкой известности и целый ряд других документов, так вот при положительном решении Роспатент вносит соответствующий товарный знак в перечень общеизвестных товарных знаков. Эта процедура для отечественного правопорядка естественна и традиционна. Но в литературе отмечают, что она традиционно нарушает статью 6-bis Парижской конвенции. Потому что в Парижской конвенции указывается, что общеизвестные товарные знаки охраняются на территории государств членов Парижского союза безо всякой регистрации. А вот это решение Роспатента и включение на основании положительного решения в соответствующий перечень, воспринимается не иначе как скрытая регистрация. Это не называется регистрацией, но статуса общеизвестного и соответствующей правовой охраны, у знака нет до тех пор, пока он в этом перечне не окажется. Получается, что у нас не явочный порядок получения статуса общеизвестного, а регистрационный. На сегодняшний день перечень общеизвестных товарных знаков включает 143. Почти 528 тысяч товарных знаков, из них всего 143 являются общеизвестными. В этот перечень входит хорошо знакомые нам обозначения. Самые последние обозначения - Heinz, Vogue, Chanel, Зенит. А дальше там знакомые обозначения, это практически все известные спортивные бренды, пищевые бренды - Кока-кола, и иже с ними. Кому интересно, на сайте Роспатента есть этот перечень, с ним можно ознакомиться.

В чем же тайный смысл выделения общеизвестных товарных знаков? В чем значение получения, тем или иным обозначением статуса общеизвестного товарного знака? Специфика заключается в особенностях правовой охраны. Первую особенность мы уже констатировали - если обычные обозначения могут получить статус товарного знака, а, следовательно, правовую охрану, только в результате регистрации, и, причем в рамках регистрации проверяется соответствие этих обозначений критериям охраноспособности, которые установлены в действующем российском законодательстве, то общеизвестный товарный знак может получить охрану и без таковой регистрации. Вполне возможна ситуация, когда сначала обозначение регистрируется в качестве товарного знака, а потом по прошествии определенного периода времени, приобретая известность среди широких слове населения, потребителей оно переходит в разряд общеизвестных. В данном случае оно зарегистрировано. Но существуют случаи, когда общеизвестным становится товарный знак и не имеющий регистрации в подобном качестве исходно на территории РФ.

Если правовая охрана обычных товарных знаков является срочной, происходит за счет выдачи свидетельства на 10 лет, правда срок может быть продлен на 10 лет каждый раз. Но строго формально эта охрана является срочной. И если срок истёк, и от заинтересованного лица не поступило заявление о продлении охраны, охрана прекращается. В то время как общеизвестные товарные знаки охраняются бессрочно.

В отношении обычных товарных знаков правовая охрана предоставляется в отношении определенных классов товаров, работ или услуг. Мы говорили о Ниццком соглашении и МКТУ, которая утверждена этим Ниццким соглашением. Когда регистрируется товарный знак, когда ему предоставляется правовая охрана, заявитель исходно испрашивает правовую охрану по определенным классам и дальше в решении Роспатента и в реестре отражается, что обозначение охраняется по тем-то тем-то классам. В общем и целом можно по всем 45-ти получить охрану, вопрос только в деньгах, потому что за правовую охрану по каждому классу нужно заплатить. Если ты не собираешься в этом сегменте работать, то какой тебе тайный смысл получать правовую охрану по соответствующему классу, это абсолютно бездумное расходование денежных средств. Поэтому, как правило, правовая охрана предоставляется только по нескольким классам. Если для обычных товарных знаков охрана будет только в отношении тех классов, для которых это испрошено в заявлении и указано в положительном решении Роспатента, то общеизвестный товарный знак, его правовая охрана распространяется и на товары, не являющиеся однородными с теми, в отношении которых он признан общеизвестным. По сути, правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется на все классы. Вот почему в ситуации, которая складывалась при объективном понимании однородности товаров и проблемы, которые возникали у Балтики, вот почему Балтика стремилась получить статус общеизвестного товарного знака. Потому что на тот момент, это избавило бы их от всех проблем, от любых товаров или услуг, маркируемых с помощью соответствующего обозначения, даже если круг потребителей, в общем и целом совпадает. Балтика потом таки получила правовую охрану. Так вот третья особенность - охраняется по всем классам в отличие от обычных товарных знаков.

Вот три концептуальных особенности, которые характеризуют статус общеизвестного товарного знака и позволяют объяснить, почему многие товаропроизводители стремятся получить этот статус.

Еще одна классификация, которая закреплена в ГК - дифференциация в зависимости от числа лиц, имеющих право на использование товарного знака:

1. Коллективные товарные знаки

2. Индивидуальные товарные знаки

Эта классификация воплощена в предписаниях ст.1510-1511. Эта классификация призвана отразить особенности правового режима именно коллективных знаков. В указанных статьях эта специфика правового режима коллективных товарных знаков и закреплена. Специфика состоит в том, что применительно к коллективному знаку право на его использование принадлежит всем лицам, которые входят в объединение и производят товары определенного качества или иных общих характеристиках. Применительно к коллективным товарным знакам очень специфическим образом выглядит исключительное право на товарных знак, монополия, которая принадлежит обладателю на товарный знак, потому что эта монополия предполагает сосуществование нескольких лиц, обладающих этим самым исключительным правом. По сути дела, эта монополия против тез, кто в это объединение не входит и правами не обладает.

С т.з. действующего законодательства, субъектом права на товарный знак может выступать ЮЛ или ИП. Ст.1478 эту констатацию закрепляет. Обратить внимание, что нет никакого подразделения по видам ЮЛ, которые могут в качестве обладателей товарных знаков выступать. В этой связи оказывается, что обладателем права на товарный знак может быть не только коммерческая организация, но и ЮЛ, которое является некоммерческой организацией. На взгляд Павлова это разрушает общую логику средств индивидуализации. Почему во всех остальных средствах индивидуализации только предприниматели, а здесь любое ЮЛ? Кроме того, именно внутреннюю логику товарных знаков, если у нас некоммерческая организация может быть обладателем на товарный знак, то почему тогда только гражданин, являющийся предпринимателем, может выступать в таком качестве? Почему гражданин, которые не имеет статуса предпринимателя, обладателем права на товарный знак быть не может? Сказав А, надо говорить и Б. Но это мнение дилетанта. Например, А.П. Сергеев не видит в этом ничего сверхъестественного. В этом подходе ст.1478 есть один психологический плюс - она легализует нарушения, которые были ранее. В прежнем законодательстве, логика была выдержана куда в большей степени - обладателем права на товарный знак мог выступать только коммерсант, это прямо было написано в законе. Но ни что не помешало получить право на товарный знак "Третья столица" правительству республики Татарстан, которое явно к разряду коммерческих организаций не относится.

Данное правило в прежнем законе не помещало получить право на товарный знак, представляющий собой стилизованное графическое изображение Петропавловской крепости и помещенное туда словестное обозначение - 300 лет Санкт-Петербургу. Это был 2003 год, действие закона, в котором только коммерческие организации. Тем не менее, фонд, который был создан при Правительстве СПб, зарегистрировал на свое имя этот товарный знак. Фонд, который очевидно являлся некоммерческой организацией. Т.е. в прежнем законе логика выдерживалась, но по факту на практике никто ее не соблюдал, и обладателями прав товарные знаки в многочисленных ситуациях становились не только коммерсанты. В свое время спорные советские водочные бренды были закреплены за одним из министерств РФ, тоже не помешало этому правило, которое фигурировало в законе о товарных знаках, о том, что обладателем права на товарный знак может выступать только предприниматель или коммерческая организация. В этом смысле, наверное, можно оправдать это правило, по крайней мере, его никто обходить не будет. Но является ли это правильным направлением, Павлов не знает, у него большие сомнения.

Обозначение признается товарным знаком с момента его регистрации в Роспатенте. Порядок регистрации регламентируется предписаниями ст.1492- 1507, а также подзаконным нормативным актом Роспатента - Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, которые утверждены приказом Роспатента от 5.03.2003 года.

После регистрации в установленном порядке, обозначение получает статус товарного знака, а обладатель право на использование этого обозначения, получает право на товарный знак. Сущность права на товарный знак воплощена в ст.1484 - право на товарный знак является исключительным, т.е. по сути дела это некая абсолютная монополия. Абсолютная в том смысле, что она охраняется против всех, а монополия в том смысле, что с позитивной точки зрения обладатель права на товарный знак может осуществлять использование обозначения любым непротиворечащим закону способом. А с т.з. негативной использование соответствующего обозначения иным лицом, без разрешения обладателя исключительного права, невозможно, являет собой нарушение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Исключительное право на товарный знак рассматривается в действующем правопорядке рассматривается в качестве оборотоспособного, и, следовательно, оно может быть отчуждено по договору об отчуждении, а равным образом, обладатель этого права может распорядиться им путем разрешения использования посредством заключения лицензионного договора.

Требования к таким договорам (лицензионному и договору отчуждения) воплощены в ст.1488-1489. И поскольку сам объект, правами, в отношении которого распоряжается управомоченное лицо за счет договора об отчуждении либо лицензионного договора, сам этот объект подлежит регистрации в Роспатенте, переход прав на объект также подлежит регистрации в Роспатенте. Это особенность, специфическая формальность, которая предопределена статусом и правовым режимом товарного знака.

Если те средства индивидуализации, которые рассматривались нами ранее, выступают традиционными объектами правовой охраны, то наименование места происхождения товара это относительно новый объект правовой охраны. Впервые он такую охрану получил в 1992 году с принятием Закона О товарных знаках. Сейчас правила этого закона имплементированы в ГК и включены в параграф 3 Главы 76.

П.1 ст.1516 содержит легальную дефиницию наименований места происхождения товаров. Эта дефиниция перегружена частностями, поэтому занимает почти пол страницы. Но если без потери смысла сократить, то в качестве наименования места происхождения товара будет пониматься некое географическое обозначение, ставшее в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого предопределены природными условиями и (или) людскими факторами, широко известным. И вот из этой легальной дефиниции мы видим те признаки, которым должно соответствовать обозначение, претендующее на наименование места происхождения товара.

Обозначение должно включать указание на некий географический объект. Поскольку в основе наименования места происхождения товара лежит название географического объекта, а эта величина объективная, очевидно, что здесь не предъявляется требование новизны, а соответственно не может использоваться и такой показатель новизны как приоритет.

Обязательным условием правовой охраны соответствующего географического обозначения является его связь с особыми свойствами товара. И именно эта связь предопределяет, что в глазах потребителей это географическое обозначение, этот товар ассоциируется как происходящий из определенного географического объекта. Причем соответствующая связь может обуславливаться либо исключительно природными условиями, наиболее наглядный показатель различные минеральные воды. В РФ правовую охрану в качестве наименования места происхождения товара имеют 137 обозначений, большинство из них это название минеральных вод. Здесь явно, что связь особых свойств товара, происходящие из данного географического объекта, предопределены именно природными условиями, теми климатическими особенностями, составом почвы и прочими природными факторами.

Эта связь может обуславливаться человеческими факторами. Например, навыками, опытом или традициями производства. Таковы, в частности, наименование места происхождения товара №2 - Гжель, №30 - Хохлома и целый ряд иных, ростовская финифть и т.д. Здесь именно человеческий фактор, традиции, навыки соответствующего производства предопределяют особые свойства товара. Возможен и комбинированный вариант - когда особые свойства товара предопределены одновременно и природными условиями и людскими факторами. Например, №111 - Астраханские арбузы. Состав почвы, климатические условия, в купе с традициями выращивания этого объекта. Сочетание этих двух факторов и предопределяет особые свойства соответствующего товара. Или еще один пример, №65 - Русская водка. Павлов знал, что он хоть кого-нибудь порадует, не останется единственным человеком, в которого этот факт, вселяя веру в блестящее будущее. Правда Павлов не понимает, с каким обозначением ассоциируется русская водка, видимо да, раз оно зарегистрировано, значит объяснили. В принципе, в качестве географического объекта название страны может выступать, потому что это любой объект как природного свойства, как география физическая, так и объект, являющийся продуктом административного-территориального деления. Тут нет ограничений.

Соответствующие свойства товара, эти особые свойства, они должны носить стабильный, устойчивый и известный характер. Вот как раз ассоциация у потребителей происхождения этих товаров из определенного географического объекта и вызывает к жизни необходимость в этой правовой охране. Наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны только после его регистрации в Роспатенте. Существует правда в законе вариант, что наименование места происхождения товара может охраняться и без регистрации в Роспатенте, в силу МД, но этот вариант для РФ является нерабочим. Потому что участником ключевой конвенции в области охраны наименований мест происхождения товаров - Лиссабонское соглашение 1958, РФ не является. А поэтому международных актов, опосредующих правовую охрану наименований мест происхождения товаров у нас нет.

При этом мы должны отличать регистрацию наименования места происхождения товара с одной стороны и предоставление права на использование наименования места происхождения товара с другой стороны. Для того чтобы получить правовую охрану использования наименования места происхождения товара, это наименование нужно сначала зарегистрировать. Поэтому получается, что если заинтересованное лицо, которое расположено в соответствующем географическом объекте, и в рамках этого географического объекта производит товары, обладающее особыми свойствами, устойчивыми и известными, которые предопределены особенностями природными и (или) людскими факторами, чтобы получат право на использование этого наименования места происхождения товара, лицо должно получить свидетельство. А дальше все различается. Если это наименование места происхождения товара еще в РФ не охраняется, то его нужно сначала зарегистрировать, а потом получить свидетельство. Если оно уже охраняется на территории РФ, то можно перейти к варианту два - испрашиванию именно права на использование наименования места происхождения товара. Т.е. сама по себе регистрация наименования места происхождения товара является условием, предпосылкой для предоставления права на использование соответствующего обозначения. Причем, мы должны понимать, что в качестве наименования места происхождения товара в Роспатенте на территории РФ может быть зарегистрировано и название географического объекта, находящегося в другой стране. Единственное условие, что для такой регистрации заявитель должен представить доказательства, что на территории той страны, где этот географический объект расположен, он также имеет правовую охрану в качестве наименования места происхождения товара. У нас 137 наименований места происхождения товара у нас зарегистрировано, около 15-ти из них это иностранные географические объекты - Пармезан, Пармская ветчина, различные наименования места происхождения на территории Чехии для товаропроизводителей пива, и ряд иностранных обозначений на территории иных государств. Т.е. в общем и целом это возможно. Единственно, просто требуется дополнительное доказательство.

Сначала надо зарегистрировать наименование места происхождения товара, причем регистрация наименования места происхождения товара по факту действует бессрочно. Раньше в законе о товарных знаках было написано прямо о бессрочном характере действия, сейчас этой нормы нет, но среди условий прекращения действия регистрации наименования места происхождения товара, указание на какой-либо срок отсутствует. Поэтому де-факто и сейчас правовая охрана имеет бессрочный характер. Это порождает некоторую проблему. Дело в том, что из числа зарегистрированных наименований места происхождения товаров - 137, где-то порядка 30-35 являются спящими. Т.е. это наименования, которые зарегистрированы, но права на использование их по тем или иным причинам у всех заинтересованных лиц прекращено. Потому что свидетельство на использование носит срочный характер - 10 лет. И, например, если эти 10 лет истекли, и заинтересованное лицо не обратилось за продлением правовой охраны, то действие свидетельства в виду обозначенных темпоральных причин прекращается. Получается обладателей права на использование наименования места происхождения товара нет, но само наименование в реестре находится, т.е. его оттуда никак не вынуть. Это создает серьезные проблемы для участников оборота. Почему? Основная специфическая черта наименования места происхождения товаров заключается в том, что если лицо не имеет свидетельства на право использования, то оно не вправе помещать на своем товаре обозначение соответствующего зарегистрированного наименования место происхождения товара. Причем не вправе это делать, даже в том случае, если товар действительно исходит из этого региона, либо в качестве обозначения используются слова тип, род, вид, имитация и т.д.

Т.е. в отношении зарегистрированных наименований места происхождения товара использование этих обозначений возможно только лицами, получившими свидетельство. Лицо, не имеющее свидетельство, не может это обозначение использовать, даже если действительно производит товары в данном регионе. Если хочет использовать, ему надо получить свидетельство, без свидетельства использовать нельзя. И получается абсурдная ситуация. Наименование места происхождения товара зарегистрировано, ни одного правообладателя нет, потому что все у кого было свидетельство, их срок истек, или лицо в установленном порядке отказалось от использования соответствующего права и это свидетельство прекращено досрочно.

Ни одного правообладателя нет, но использовать обозначение иному лицу, не имеющему свидетельство нельзя. Почему? Чей интерес этим запретом нарушается? Когда есть обладатель права, все понятно, это охраняется интерес обладателя свидетельств, но когда их нет, почему производя товар в соответствующем регионе нельзя указывать в качестве действительного и соответствующего полностью действительности информацию о том, что товар в этом регионе произведен. Разумнее в отношении спящих наименований места происхождения товара было бы прекращать их правовую охрану. Это открывало бы дорогу любому участнику оборота соответствующее обозначение использовать. Но наше законодательство в этом вопросе построено несколько иным образом.

Правовая охрана самого наименования, зарегистрированного наименования места происхождения товара действует де-факто бессрочно. Что касается права на использование наименования места происхождения товара, то это право возникает посредством подачи заявки заинтересованного лица в Роспатент и получение свидетельства.

Срок действия свидетельства составляет 10 лет, но может быть многократно продлен каждый раз на 10 лет. Право на использование наименования места происхождения товара носит специфический характер. Это право хотя и называется исключительным, а параграф 3 главы 76 оперирует термином исключительное право, тем не менее, оно отличается от классических исключительных прав. В классическом варианте исключительное право суть монополия. Исключительное, оно потому и исключительное, что позволяет исключить всех из возможности использования. Здесь же у обладателя исключительного права как таковой монополии нет, потому что всякое заинтересованное лицо может получить свидетельство на использование наименования места происхождения товара. И этих свидетельств, а соответственно обладателей прав на использование, может быть бесчисленное множество. По сути дела право на использование наименования места происхождения товара действует только в отношении тех, у кого нет свидетельства. Для них исключена возможность использования данного обозначения даже в качестве действительного места происхождения товара, для них не допускается использование наименования даже в сочетании с такими выражениями как род, вид, тип, имитация. Эта монополия против тех, у кого свидетельства нет, но против тех, у кого наряду с тобой есть свидетельство, монополия не действует, они точно также обладают правом на использование обозначения. Поэтому если географический объект получает правовую охрану и регистрируется в качестве наименования места происхождения товара, то для всех товаропроизводителей данного региона, которые выпускают соответствующие товары, для них единственный вариант продолжить использование соответствующего обозначения - получить свидетельство.

Если нет свидетельства, это обозначение ты использовать не можешь. Если есть, можешь вполне. Правда чтобы получить свидетельство ты должен осуществлять производство в границах соответствующего географического пункта, и ты должен обосновать, что производимый товар обладает теми особыми свойствами, которые включены в реестр при регистрации наименования места происхождения товара. Дьявол в деталях. Тут таится самая большая загадка. Чтобы получить свидетельство я должен доказать, что я в этом географическом объекте произвожу товар, и оно обладает свойствами, зарегистрированными для данного обозначения.

Проблема состоит в том, что свойства они указываются заявителем при регистрации наименования места происхождения товара, но эти свойства либо информация о них закрыта, либо их описание в реестре таково, что понять и подтвердить наличие этих свойств крайне затруднительно.

Например, подавляющее большинство народных промыслов и соответствующих наименований мест происхождения товара - Гжель, Хохлома их особые свойства в реестре описываются примерно следующим образом - с использованием традиций производства, явно выражена экспрессия в изображении того-то и того-то. Как доказать, что твой товар обладает явно выраженный экспрессией? Или, Воронежский хлеб, описание свойств - выращен с использованием традиций сельскохозяйственного производства Черноземья. Как подтвердить? Ты производишь на территории воронежской области хлеб, как подтвердить с использованием традиций или нет? А цена вопроса всего на всего, дадут тебе или не дадут свидетельство. А если тебе не дадут свидетельство, то ты просто, даже производя товар в данном регионе, не сможешь использовать название данного географического объекта. Это приводит к вопиющим ужасам безобразиям. По этой причине в отношении минеральных вод появляются наименования дублеры.

Есть наименование места происхождения товара Ессентуки, и есть рядом Ессентуки-33. А почему разные? Потому что заявляется некий порядок особых свойств, там химический состав - содержание такого компонента столько-то и т.д. Ты добываешь воду из скважины рядом и один компонент на единицу отличается. Если он у тебя отличается на единицу, то ты не сможешь претендовать на получение свидетельства по прежнему обозначению, потому что особые свойства твоего товара не соответствует заявленным особым свойствам.

И тогда два варианта: либо ты, даже добывая воду в этом регионе, не можешь использовать указания на то, что она произведена там, либо ты регистрируешь наименование дублер. Но тогда теряется различительная способность у соответствующих объектов. Потому что сложно понять чем Ессентуки-17 отличается от Ессентуки-33, для Павлова это одно и то же. В то время как обязательным элементом любого средства индивидуализации, в том числе наименования места происхождения товара, очевидно, выступает различительная способность. Потому что если различительной способности нет, если она утрачивается, если соответствующее обозначение перестает восприниматься потребителями, перестает ассоциироваться с товарами, производимыми в определенном географическом регионе, то это означает, что правовая охрана вообще исходно не должна предоставляться, либо должна быть прекращена.

Тем не менее, такие дублеры встречаются часто. Это, по всей видимости, завязано на то, что выполнить жесткие требования соблюдения особых свойств производимого товара по сравнению с теми особыми свойствами, которые содержатся в реестре либо крайне затруднительно, либо принципиально невозможно. Поэтому с наименованиями мест происхождения товара у нас в этой связи творится некое безобразие.

В сухом остатке. Специфика исключительного права состоит в том, что нет полной монополии. Это право действует против тех, у кого нет свидетельства, но принципиально допустимо существование неограниченного числа свидетельств на использование одного и того же обозначения. Отсюда и специфика правового режима. Поскольку отсутствует монопольность, исключительность в истинном смысле этого слова, распоряжение право на наименование места происхождения товара оказывается невозможным.

Например, зачем лицензионный договор, если всякое заинтересованное лицо, не обращаясь к обладателю свидетельств, может получить право на использование обозначения путем обращения к регистрирующему органу и самостоятельного получения аналогичного свидетельства. Тут никакого разрешения со стороны правообладателя не требуется, потому что отсутствует исключительность. Зачем договор об отчуждении, если отсутствует исключительность и само название тесно связано с географическим объектом.

Если у тебя есть желание получить право на использование наименования соответствующего места происхождения товара, то тебе не надо обращаться к правообладателю, тебе надо обратиться в регистрирующий орган и получить автономно и независимо от существования иных правообладателей свидетельство на использования наименования места происхождения товара. Вот два специфических момента - исключительное право, которое по факту не совсем исключительное, хотя и называется таковым, и отсутствие оборотоспособности соответствующего средства индивидуализации как раз характеризует правовой режим, свойственный для наименований места происхождения товара.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.