Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление Духовного регламента




Было закончено было к 1720 году, после чего он целый год рассматривался Сенатом, архиереями, архимандритами и самим государем. Он заключал в себя изложение всех важ­нейших пунктов церковной реформы, разделяясь на три части: 1) описание и вины синодаль­ного управления, 2) дела, ему подлежащие и 3) самих управителей должность и сила. Харак­тер его изложения весь проникнут духом современной борьбы реформы с противодейство­вавшими ей предубеждениями и явлениями, и потому отличается обиличительным направ­лением, тенденциозностью, даже страстностью. 0 винах новой формы церковного управле­ния в нем говорится, что коллегиальное управление, в сравнении с единоличным, может ре­шать дела скорее и беспристрастнее, менее боится сильных персон и, как соборное, имеет больше авторитета, с другой стороны — менее опасно для государства, ибо простые люди, не зная различия между духовной и самодержавной властью и удивляемые славой и честью патриарха, считают его вторым государем, самодержцу равносильным или и больше его и, если случится между патриархом и царем разногласие, то скорее пристанут к первому, меч­тая, что поборают по самом Боге — в доказательство представлены указания на византий­скую историю, на историю папства и на подобные же "и у нас бывшие замахи"; президент же коллегии не имеет ни такой народ удивляющей славы, ни силы, имея голос равный с голоса­ми других членов; и в случае суда над ним не нужно обращаться за этим судом на сторону, так как он подлежит суду самой коллегии. Восстает Регламент и против другой народ удив­ляющей славы, славы епископов, воспрещает водить их под руки, кланяться им в землю и воздавать "лишнюю и — почитай — царскую честь," отнимает у них право церковной ана­фемы и предоставляет это право одной духовной коллегии; делает колкую заметку и против архиерейских слуг, злоупотребляющих своей властью при владыке для лакомства и наживы. Особенно горячо говорится в Регламенте ο расколах и суевериях, с которыми реформе при­ходилось считаться всего более. Синоду вменяется в обязанность подвергать строгому ис­следованию акафисты и службы святым, чудотворные иконы, мощи и другие святыни, "мно­го бо ο сем наплутано," всякие чудеса и пророчества, выводить почитание 12 пятниц, обычай "людем, далече отстоящим, молитвы чрез посланников их в шапку давать" и другие суевер­ные обычаи. Большие отделы посвящены распоряжениям об усилении в народе и духовенст­ве религиозного образования — об издании для народа катехизических книжек, ο заведении при архиерейских домах духовных школ, об усилении церковной проповеди; сатира прони­кает и в эти положительные отделы Регламента — здесь, например, встречаем обличитель­ные характеристики невежественного и упрямого великорусского начетчика и гордого киев­ского школяра, изучившего риторику и вообразившего, что уже все познал, и карикатурный портрет южно-русского ритора-проповедника, подражателя польских казнодеев. В 1722 году вышло в таком же роде Прибавление к Регламенту, содержавшее правила относительно бе­лого духовенства и монашества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.