КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет андрагогики
Темы рефератов 1. Общественное воспитание и социальная работа. 2. Причины кризиса современной семьи. 3. Модели семейных отношений. 4. Ошибки семейного воспитания. 5. Правила семейного воспитания. 6. Виды отклоняющего поведения у детей. 7. Технология и искусство воспитания. 8. Комплексный подход к воспитанию. 9. Этические воспитательные дела. 10. Социально- ориентированные воспитательные дела. 11. Эстетические и физкультурные воспитательные дела. 12. Экологические и трудовые воспитательные дела. 13. Компьютерная поддержка воспитания. 14. Методы формирования создания личности. 15. Методы организации деятельности. 16. Методы стимулирования.
Рекомендуемая литература 1. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 299 с. 2. Зайцева Т. П. Энциклопедия современного учителя / Т.П. Зайцева. – М.:Астрель, 2000. – 264 с. 3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб.пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 565 с.
Глава 4. АНДРАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям, качественных изменений в сфере науки, техники и технологий, развития возможностей самореализации личности закономерно происходит усложнение функций и структуры сферы образования взрослых людей. Во второй половине XX в. В сфере образования взрослых сформировались новые принципы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых – андрагогика. Андрагогические основы и технологические приемы обучения взрослых, находясь в периоде становления и развития, тем не менее, уже оказывают воздействие на всю сферу образования.
Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом и имеет греческое происхождение (андрос мужчина, человек; агогейн – вести), таким образом, андрагогика – это «ведение взрослого человека». В Российском педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» (2003 г., Б.М. Бим-Бад). Как синонимичные в литературе используются такие термины как «педагогика взрослых», «теория образования взрослых». В странах Европы, Америки андрагогика рассматривается как научный подход к процессу учения взрослых. В этом значении андрагогика – наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни. И как любая развивающаяся наука она имеет свои особенности. Из них мы выделим несколько: это – социальные мифы, существующие вокруг образования взрослых, объект и предмет андрагогики. Попробуем сделать обзор перечисленных особенностей. Одна из многих проблем андрагогики выражается в противоречии между потребностью взрослых получить новое или расширить старое образование и архаичности воззрений современного общества. На основе этого противоречия развилось немало социальных мифов. Например, такие: − образование дается один раз и на всю жизнь; − учеба – дело малоприятное; − взрослым учиться неприлично – это унизительно; − взрослым учиться не нужно: общественное мнение ограничивает с помощью социального неодобрения деятельности людей, особенно в стадии поздней (свыше 60 лет) взрослости, вынуждая их вести определенный «приличный для этого возраста» образ жизни (помогать, но не более); − взрослые не могут успешно учиться в силу возрастных изменений, ухудшения памяти, например.
Проанализируем их. Миф первый: «образование – явление однократное». И.В. Гете (немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель) еще на рубеже XVIII-XIX вв. утверждал, что «наши предшественники могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получали в своей молодости. Но что касается нас, то мы должны снова приступать к учебе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни». Можно смело сказать, что это положение не только не потеряло свою актуальность в связи с высокой скоростью научно-технического прогресса. Миф второй: «учеба – дело малоприятное». Конечно, учеба – дело непростое и, часто, очень интересное. Учеба – обычное дело для любого живого существа. Мы каждый день встречаем что-то новое и чему-то учимся, за счет чего приспосабливается к изменяющейся среде. Не вызван ли этот миф издержками не собственно учебы, но образования в жестких рамках социалистического строя, когда обучающий просто не имел возможности учесть индивидуальные особенности каждого своего подопечного в силу избытка обучаемых в классах (30-40 человек), жесткого учебного плана, «спущенного сверху». Этот план лимитировал учебное время (независимо от индивидуальных особенностей всем обучающимся отпускается определенное время), темп учебного процесса, было регламентировано также содержание образования. Результат известен – масса осложнений в самом учебном процессе и, в конечном итоге, фальсификация результатов обучения. Последнее достигалось господством, во-первых, ограниченной системы оценок (3,4,5 – все положительные), во-вторых, негласным, но всем известным запретом на отрицательные результаты обучения («неудовлетворительные оценки ставить нельзя»), в-третьих, субъективностью оценивания знаний учащихся учителем (в условиях отсутствия квалифицированного тестирования). Миф третий: «взрослым учиться неприлично – это унизительно». Развеять этот миф легко. Дело в том, что в андрагогической модели обучения ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся – активен, он один из равноправных субъектов обучения. Миф четвертый: «взрослым учиться не нужно, их функция – помогать молодым». Продолжительность жизни человека изменилась – возросла с 30 лет в начале XIX в. до 70-75-85 лет – в XXI в. Состояние его здоровья улучшилось, благодаря достижениям медицины (практике переливания крови, системе прививок от инфекционных заболеваний, открытию антибиотиков, синтезу сульфаниламидов и т.д.). Условия жизни населения изменились кардинально благодаря электричеству, водопроводу, канализации, современному транспорту и другим благам цивилизации. А архаичные воззрения на деятельность людей в определенных возрастах остались. Это характерно для России, особенно – для провинциальной России.
Миф пятый: «взрослые не могут успешно учиться в силу возрастных изменений». Конечно, каждый возраст человека имеет свои характеристики и свои ограничения и болезни. Но вспомним, что, например, у Ивана Петровича Павлова русского ученого с мировым именем (1849-1936) научная карьера имела три этапа. Первый был посвящен изучению физиологии пищеварения. В 1904 г. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за эти исследования. Свою вторую карьеру он начал в 50 лет, приступив к изучению психических рефлексов. Третий этап научной карьеры начался, когда Павлову минуло 80 лет, и он занялся поиском причин психических болезней. Результатом этой работы стала книга, названная «Условные рефлексы и психиатрия», которая считается выдающимся вкладом в психиатрию. Отсюда, социальные мифы, существующие вокруг образования взрослых, – это просто мифы, считаться с которыми не стоит. Доказательством этому утверждению можно считать популярность андрагогики в мировом образовательном пространстве. Обсудим собственно понятие андрагогика. Окончательно сформулировал основы андрагогики в 1970 гг. Малкольм Шеппард Ноулз (американский ученый) в монографии «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». Отечественные ученые С. Змеев, М. Кларин, В. Исаев, А. Бояршинов в соответствующих источниках обсуждают проблемы новой науки в отечественном образовательном пространстве. К таким проблемам относятся актуальность андрагогики (работа на обширный рынок образования); отличия андрагоги от педагогики (образования взрослых от образования невзрослых); принципы; технологии обучения и результаты.
Андрагогика как наука предлагает принципы, методы и средства, которые обеспечивают развивающую, социализирующую и адаптирующую роль образования в жизни взрослого человека. Функцией андрагогики является разработка теоретических и методологических основ учебной деятельности, помогающих приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения науки и культуры, выявление более действенных методов, способов мотивации в обучении взрослого человека. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации. Развитие теории и практики обучения взрослых в международном опыте прошло несколько этапов. Первым этапом в становления андрагогики можно считать почти столетний период, начиная с середины 30-х гг. XIX в. Для многих стран Европы и Америки это было время стихийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народных масс), инициированного бурным развитием промышленного производства и социальными преобразованиями. Во второй половине XIX в. в России и за рубежом получают распространение воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки. Появляются публикации, в которых признанные научные деятели высказывают свои соображения о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта. В конце XIX в. понятие «обучение взрослых» было выделено в качестве самостоятельного явления, идея самодеятельности взрослого населения в процессе культурно-просветительской работы стала ориентиром в деятельности соответствующих общественных институтах, появляются яркие личности, вносящие вклад в образование взрослого населения. Поскольку образование пересекло пределы традиционно установленных возрастных границ, обучение взрослых прочно вошло в практику образовательных учреждений закономерно появились вопросы о том, как учить взрослых. Возникла необходимость в формировании специальной области знания, посвященной проблемам образования взрослых. Оформлению статуса андрагога способствуют создание в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования кафедр соответствующего профиля, разработка специальных учебных и образовательных программ и открытие курсов по подготовке и переподготовке андрагогов, выпуск учебных пособий, адресованных «учителям взрослых», рост интереса к различным формам обмена опытом андрагогической работы. На рубеже веков вся эта работа в значительной мере координируется на международном уровне в организационном (конгрессы, конференции), исследовательском (научные программы, кросс-культурные исследования), практическом (проектная деятельность) планах. Как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Разрабатывая теоретические и методологические основы деятельности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравственные ориентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека. Она раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации. Андрагогическая подготовка делает реальным решение проблемы образования в течение жизни. Таким образом, линии исторического развития андрагогики как науки, сферы социальной практики и учебной дисциплины выстраиваются следующим образом: – расширение практики образования взрослых и усложнение социальных и личностных потребностей в сфере образования; – поиски и формирование государственно-общественных предпосылок и механизмов реализации непрерывности образования на этапе обучения взрослых; – углубление знания о внутренних закономерностях, обусловливающих активность и успешность образования взрослого во все периоды и во всех социальных ситуациях его жизни; – совершенствование путей интеграции внешних и внутренних факторов, обусловливающих эффективность образования взрослого населения; – интернационализация проблематики образования взрослых. Многие российские ученые рассматривают андрагогику как самостоятельную науку и научную дисциплину, как область научного знания и как отрасль педагогической науки (Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров, С. И. Змеёв и др.). Научный контекст андрагогического знания определяется рассмотрением таких категорий, как: – человек (в его целостности на этапе жизнедеятельности, характеризуемом как взрослость); – взрослость (качество, задающее возрастной и социальный диапазон рассмотрения специфики взрослого человека как субъекта обучения); – образование (социокультурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества (образа) на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношениях обучения и воспитания); – образование взрослых (находящийся в контексте непрерывного образования процесс профессионально-личностного становления человека, осуществляющийся в вариативных формах); – непрерывное образование (образование, рассматриваемое в соотнесении с целостным пространством жизнедеятельности человека); – андрагог (общее название для специалистов, содержание работ которых связано со сферой обучения взрослых). Современное поле исследований в области андрагогики включает: – изучение образовательных потребностей различных категорий и групп населения с учетом возраста, пола, социального статуса, уровня профессиональной подготовки, состояния здоровья; – изучение и моделирование направлений, форм и функций образовательной деятельности взрослого человека на уровне базового и дополнительного профессионального образования, самообразования, образовательного досуга, просветительской деятельности, духовного развития; – разработку содержательно-целевого, технологического, кадрового обеспечения системы образования взрослых. Принципами формирования и развития андрагогического знания являются: интегративностъ, практико-ориентированность, гуманитарность. Таким образом, предмет андрагогики – принципы, методы и средства обучения взрослого человека в контексте его жизненного пути, при этом обучение – есть средство развития способности личности к самореализации и саморазвитию. Освоение андрагогики как сферы социальной практики предусматривает приобретение профессиональных установок, знаний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых. В России процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении, постоянно растет в силу ряда причин: – компенсация пробелов в базовом общекультурном образовании взрослых (коммуникативные способности, социальная адаптация, владение компьютером и др.): – расширение наукоемких производств повышает требования к уровню квалификации сотрудников, инициируя повышение их квалификации и переподготовку кадров; – потребность переобучения людей, потерявших работу; – необходимость обучения мигрантов находящихся на территории российского государства для обеспечения трудоустройства; – необходимость овладения новыми профессиями и социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас; – потребность в непрерывном профессиональном образовании и интеграции в общество взрослых инвалидов; – социальная реабилитация и духовное развитие людей, совершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, с помощью различных форм образования и просветительства. Андрагог – это человек, основной профессиональной функцией которого является обучение взрослых. Однако андрагогическую (образовательно-воспитательную) функцию может и вынужден принимать на себя любой специалист, работающий в системе «человек – человек». Основные андрагогические принципы, которые составляют теоретические и методологические основы обучения взрослых людей: – принцип систематичности обучения, предусматривающий соблюдение соответствующих целей, содержания, методов, способов, форм, средств обучения и оценивания его результатов; – принцип опоры на опыт обучающегося, используемого в качестве одного из источников их обучения; – принцип развития образовательных потребностей, согласно которому процесс обучения строится в целях формирования у обучаемых новых образовательных потребностей, которые конкретизируются не только после, но и в процессе достижения определенной цели обучения; – принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретенных обучаемым знаний, умений и компетенций; – принцип индивидуализации обучения, предусматривающий использование индивидуальных образовательных программ, учитывающих конкретные потребности и цели обучения, опыт и исходный уровень подготовки обучаемых, их когнитивные и психофизиологические особенности; – принцип эклектичности обучения, означающий предоставление обучающимся определенной свободы выбора целей, содержания, методов, форм и средств обучения, сроков, времени и места обучения, самоооценивания его результатов; – принцип совместной деятельности, предусматривающий совместную учебную деятельность обучающегося с обучающим-преподавателем, а также с другими обучающимися – коллегами по группе; – принцип контекстного обучения, предусматривающий соответствие профиля содержания и осваиваемых студентами образовательных программ предметным областям их производственной деятельности, потребностям их личностного саморазвития и профессионального становления, успешного выполнения их социальных ролей. Сформулированные принципы обучения взрослых не являются чем-то совершенно противоположным принципам педагогики. Они не являются конкретными рекомендациями, не иерархичны, предполагают обязательное использование, как принципы теории обучения. Теория обучения включает такие принципы, как системность и индивидуальность. Главное их отличие от педагогических принципов заключается в том, что они предписывают обязательную совместную деятельность обучающегося и обучающего в процессе обучения. Это, так называемые субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе. Смело можно сказать, что субъект-субъектные отношения – это «сон золотой» педагогики. Описанные особенности принципов, процессов и результатов андрагогики напоминают знаменитый «Дальтон-план», созданный и внедренный в педагогическую практику США Е. Паркхерст в начале ХХ века. Это система индивидуализированного обучения, рассчитанная на социальную зрелость обучающихся. Обучающиеся свободно (осознанно) выбирают последовательность изучения материала и вид занятий. Время обучающихся не то что не лимитируется, но и не структурируется обучающим. Они должны были сделать это сами. Таким образом, дальтон-план позволяет приспособить темп обучения к возможностям обучащихся и побуждает их к самостоятельному поиску рациональных приемов работы для оптимального достижения результата. Контроль результатов проводится по специальной системе учетных карточек («сдал-не сдал»).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 5682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |