КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности подготовки учителя к педагогической деятельности по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
Основной формой организации учебного процесса является урок. Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала на каждый день, месяц, четверть на всем протяжении учебного года. Интенсивность отдельного урока определяется количеством нового учебного материала, нормой физической нагрузки на каждого ученика при продолжительности урока в 45 минут. Такая система дает возможность, не переутомляя ученика, эффективно использовать учебное время. Работа на уроках определяется твердым недельным расписанием, что дает учителю возможность четко спланировать работу по программе на весь год. Приступая к планированию учебно-воспитательной работы, прежде всего, необходимо хорошо изучить программу. Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обучения, количество часов, отводимых на каждое задание, и средства выполнения. Учебная программа – документ, который определяет содержание и объем знаний, умений и навыков по каждому учебному предмету, содержание разделов и тем с делением их по годам обучения. Учебные программы должны отвечать высокому научному уровню, предвидеть воспитательный потенциал, генерализировать учебный материал на основе фундаментальных положений современной науки, группировать его вокруг ведущих идей и научных теорий. В них не должно быть усложненного и второстепенного материала; их назначение – реализовывать межпредметные связи; идеи взаимосвязи науки, практики и производства, предвидеть формирование умений и навыков учеников по предмету. Структура учебной программы: 1. пояснительная записка, которая содержит изложение цели обучения по определенному предмету, признаки процесса (организация обучения каждого класса);
2. содержание учебного материала, поделенное на разделы и темы с определением количества часов на каждый из них; 3. объем знаний, умений и навыков для учеников каждого класса; 4. перечень наглядности, литературы для учеников и методической литературы для преподавателей; 5. критерии оценивания знаний, умений и навыков, касающихся каждого из видов работ. Важную роль играет авторская модернизация учебных программ в зависимости от новых методических открытий, научно-методического прогресса и изменений в социальной жизни. Знания и навыки, которые учащиеся должны усвоить в каждом классе, надо распределить по четвертям и неделям. Начинающим педагогам часто кажется, что такая работа не нужна, что в учебной программе все это есть. Но хотя программа и раскрывает методическую последовательность усложнения учебных задач по годам обучения, однако, многих частных вопросов методики преподавания она не касается. Педагогический процесс — творческий процесс. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов — дело самого учителя, организатора работы. Некоторые начинающие учителя спрашивают, как можно реализовать программу, когда в ней даются иногда невыполнимые рекомендации. Например, в беседах об искусстве указываются такие картины, репродукции которых найти в магазинах не всегда удается. Или в разделе по рисованию с натуры предлагается ставить натюрмортные постановки из таких предметов, которых в сельской местности нет. Учебная программа не требует такого буквального исполнения. Она указывает, с какими художниками надо познакомить учащихся, и какие произведения наиболее ярко раскрывают творческое лицо художника. Вполне понятно, что если у преподавателя нет указанных репродукций картин того или иного художника, то он может заменить их другими картинами того же художника.
То же и с натюрмортными постановками. Программа указывает только степень сложности форм предметов для натурных постановок, но если у учителя нет указанных предметов, он может заменить их другими, аналогичными по форме. Поэтому, планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой — согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении. При составлении индивидуального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса. Такие годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. Составляя годовой план работы без иллюстраций, многие неудачно планируют отдельные виды занятий по четвертям: на конец четверти относят либо беседы об искусстве, либо уроки рисования с натуры. Такое планирование занятий нельзя признать удачным. Дети, заканчивая занятия в школе, уходят на каникулы без всякого настроя на дальнейшую работу по изобразительному искусству. Если бы последним заданием в четверти было декоративное или тематическое рисование, то ребята легко настроились бы на продолжение этой работы и в каникулярное время. Дети охотно выполняют декоративные работы и тематические композиции, связанные с праздниками — Нового года, Восьмого марта, Первого мая и др. Иллюстрированный план позволяет сразу увидеть эти недочеты. Кроме того, в иллюстрированном плане легко отразить и характер учебных постановок, и их методическую направленность. Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы. Такие иллюстрированные планы в значительной степени облегчают дальнейшую работу по ежегодному планированию учебного материала — составлению календарных планов для каждого класса, тематических разработок и конспектов уроков.
Одновременно с составлением учебного плана преподаватель подбирает дидактический и методический материал. Сюда входит методическая и специальная литература, выписки из нее в виде цитат, аннотаций, иллюстративный материал, различного рода методические пособия (схемы, плакаты, приборы), образцы народного творчества. Например, если в школе нет слайдов, мало репродукций и необходимой наглядности, надо систематически собирать бытовую графику: открытки, конфетные обертки, торговые знаки, рисунки на конвертах и пр. Собранный материал следует систематизировать. Например, есть большое количество рисунков с конвертов. Среди них пейзажи, животные, цветы, праздничные эмблемы, архитектурные памятники, спортивные сюжеты. Необходимо для каждого раздела заготовить из рисовальной бумаги раскладушку-гармошку и наклеить на нее определенную серию. Если это пейзажи, то желательно соблюдать последовательность: зима, весна, лето, осень. Или же: лесные пейзажи, поля, горы, моря, реки и озера. Если это подборки растений, можно дать серию цветов, ягод, фруктов и пр. Подборки не должны быть слишком большими (5 – 8 рисунков). Используются они в качестве раздаточного материала перед выполнением творческого задания. Рассматривая их, учащиеся накапливают зрительные впечатления, получают, импульсы к работе. Иногда такие подборки могут заменить отсутствующую модель. Например, учащиеся должны дать декоративную обработку цветка. Но зимой цветов нет. Учитель может предложить рассмотреть подборки, составленные из открыток. Открытки (цветные фотографии, рисунки) также склеиваются в гармошку по 4 – 5 штук, и перед учеником разворачивается ряд роз разного цвета и формы, лилий, незабудок и т. п. Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методические таблицы) следует завести специальные папки.
Более детальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те мероприятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала. Вышеизложенное дает возможность учителю увереннее приступать к составлению конспекта урока. Алгоритм действий учителя при планировании урока: - Исходя из цели урока, определить тип урока и его вид. - Выбрать вид и методы контроля знаний учащихся. - Разработать структуру урока, исходя из выбранных методов и видов контроля знаний учащихся. Основные требования к оформлению конспекта урока: 1. Точная формулировка темы урока. 2. Формулировка триединой цели урока – дидактическая цель, воспитательная цель, развивающая цель. Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. 3. Определения типа урока. 4. Указание дидактических средств и литературы, используемых на уроке. 5. Точное соблюдение структуры выбранного типа урока. Таким образом, основными методическими документами, необходимыми учителю для организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству являются: 1. Государственный стандарт базового и полного среднего образования. 2. Программа. 3. Календарно-тематическое планирование. 4. Годовой учебно-воспитательный план. 5. Планы-конспекты уроков.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |