Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание социальной ответственности




Анализ результатов исследования. Основные тенденции развития исследуемого явления.

Большинство опрошенных (76,3%) слышали о понятии социальной ответственности бизнеса в сравнению с 23,7% предприятий, что не слышали об этом понятии.

К факторам, которые повлияли на эти показатели, по нашему мнению, можно отнести следующие: финансово-экономический кризис 2014-2015 годов; коммерциализация отношений медиа-компаний по размещению пресс-релизов по КСО; индивидуальное понимание термина «социальная ответственность» респондентами.

Однако в течение последних лет значительные изменения состоялись на уровне осведомленности о социальной ответственности в зависимости от размера предприятий, региона их размещения и сферы деятельности. Прослеживается прямая зависимость - чем больше компания, тем выше уровень осведомленности (см. табл.2.1).

 

Табл. 1.1. Осведомленность предприятий о социальной ответственности в разрезе их размера.

  До 50 человек От 50 человек От 251 до 500 человек Больше чем 500 человек Всего
Слышали о понятии социальной ответственности бизнеса   86,9 91,8 98,1 76,3
Не слышали о понятии социальной ответственности бизнеса   13,1 8,2 1,9 23,7

 

Наиболее информированными о социальной ответственности являются строительные компании, предприятия, относящиеся к сфере связи, СМИ, консалтингу, юридических услуг, ресторанного и гостиничного бизнеса. Наименее информированными являются предприятия отрасли производства промышленных и потребительских товаров, торговли.

На уровень осведомленности предприятий о социальной ответственности их форма собственности фактически не влияет. С небольшим преимуществом государственные и акционерные компании опережают частные.

Под социальной ответственностью компании преимущественно понимают оказание благотворительной помощи общине, развитие собственного персонала, честное ведения бизнеса и соблюдение и защиту прав человека. Меньше ассоциируют с социальной ответственностью внедрения принципов и практик подотчетности, прозрачности и этического поведения, осуществления экологических проектов и участие в региональных программах развития (рис.2.1).

Рис. 2.1. Ответы респондентов на вопрос «На Ваш взгляд, что означает выражение «социальная ответственность бизнеса?»»

 

Уровень понимания социальной ответственности:

- часть предприятий, которые относятся к социальной ответственности оказание благотворительной помощи общине и развитию собственного персонала является достаточно большой;

- лишь треть предприятий ассоциирует осуществление экологических проектов и участие в региональных программах развития с социальной ответственностью;

- наименьшая часть предприятий отнесли к социальной ответственности такой аспект, как открытость компании.

Существует зависимость в понимании социальной ответственности в зависимости от размера предприятий. Так, с увеличением их размера растет доля предприятий, которые относятся к социальной ответственности такие ее составляющие, как: внедрение принципов и практик подотчетности, прозрачности и этического поведения; применение в политике компании принципов этического и ответственного отношения к потребителям; осуществление экологических проектов и участие в региональных программах развития. Это еще раз свидетельствует о разрыве, который существует между крупными компаниями и компаниями малого и среднего бизнеса в понимании и внедрении социальной ответственности.

Анализ ответов предприятий по основным составляющим социальной ответственности в разрезе формы собственности существенных разногласий не обнаружил, за исключением двух составляющих:

1. Так, государственных предприятий, которые считают, что честное ведение бизнеса является составляющей понятия социальной ответственности, в 1,5 раза меньше, чем предприятий других форм собственности.

2. Почти вдвое меньше и доля предприятий государственной формы собственности, чем доля акционерных компаний, которые относят осуществление экологических проектов к проявлению социальной ответственности предприятий.

Доля предприятий государственной формы собственности, которые отнесли осуществление экологических проектов к проявлению социальной ответственности составляет 27,8%.

По результатам полученных данных можно сделать вывод о влиянии на понимание социальной ответственности специфики деятельности предприятий. Так, наибольшая доля предприятий, которые осуществление экологических проектов отнесли к проявлению социальной ответственности, относится к области производства товаров промышленного потребления и финансов.

Честное ведение бизнеса как составляющей социальной ответственности рассматривают в основном предприятия торговли, бытовых и коммунальных услуг и строительства, что обусловлено конкурентностью рынка для этих товаров. Наибольшая доля компаний, которые предоставляют услуги, юридические услуги, занимаются туризмом, СМИ, ресторанным и гостиничным бизнесом, чем предприятий других отраслей, заботу о персонале отнесли к проявлению социальной ответственности - наем и содержание персонала именно для этих категорий бизнеса является важным, поскольку именно люди влияют на успешность их бизнеса.

На внедрение политики социальной ответственности непосредственно влияет отношение компаний к социальной ответственности. Результаты исследования зафиксировали значительные изменения в отношении компаний к пониманию необходимости активно участвовать в решении социальных и экологических проблем, а не полагаться только на государство.

Так, доля тех, кто согласен с утверждением: «Бизнес должен активно участвовать в решении социальных и экологических проблем общества и жизни общества» (сумма ответов «полностью согласен» и «скорее согласен») выше (68,1%), чем тех, кто считает: «Бизнес должен только обеспечивать прибыль владельцам и платить налоги» (сумма ответов «полностью согласен» и «скорее согласен») (49,1%) (рис. 2.2). Следует отметить, что доля тех, кто абсолютно согласен с тем, что бизнес должен принимать активное участие в решении социальных и экологических проблем общества, вдвое больше, чем тех, кто абсолютно согласен с тем, что бизнес должен платить налоги и обеспечивать прибыль владельцами (29,2% против 14,9%).

 

Рис. 2.2. Ответы на вопрос «Насколько Вы согласны со следующим утверждением о роли бизнеса в жизни общества?»

 

Существенных различий в отношении к роли бизнеса в решении социальных и экологических проблем по форме собственности не существует. Доля государственных и акционерных компаний по активной роли бизнеса в решении социальных и экологических проблем общества несколько выше, чем соответствующая доля предприятий частной формы собственности. При этом следует отметить, что количество акционерных компаний, которые абсолютно согласны с таким решением, вдвое превышает количество государственных предприятий (45,1% против 21,2% соответственно). Доля предприятий государственной и акционерной формы собственности, которые не поддерживают утверждение, что бизнес должен только обеспечивать прибыль владельцам и платить налог, выше (41% и 40,5% соответственно), чем доля тех, кто согласен с таким утверждением (28,9% и 36,3% соответственно).

Анализ ответов о роли бизнеса в решении социальных и экологических проблем общества по размеру предприятий показал, что доля крупных предприятий, которые считают, что бизнес должен принимать активное участие в решении указанных проблем ниже, чем малых и средних компаний.

Анализ отношения предприятий различных сфер деятельности в социальной ответственности показал, что отдельная группа компаний (которые предоставляют связь, юридические, туристические услуги, занимаются ресторанным и гостиничным бизнесом, производящих товары производственного назначения и сельскохозяйственные предприятия, СМИ) больше склонна к мнению, что бизнес должен принимать активное участие в решении социальных и экологических проблем общества, в отличие от предприятий транспорта, которые больше придерживаются мнения, что бизнес должен приносить прибыль своим владельцам и платить налоги.

 

Рис. 2.3. Ответы респондентов на вопрос «Считается, что бизнес является социально ответственным, если несет ответственность за влияние своих решений и деятельности на общественность и окружающую среду и способствует устойчивому развитию общества. Каково Ваше отношение к этому?»,% (N = 60)

 

Что касается отношения компаний к необходимости внедрять политику и практику социальной ответственности, то чуть больше половины опрошенных (53,3%) отметили, что политика и практика социальной ответственности должна внедряться каждым предприятием, а меньшая часть (41,1%) убеждены, что социальная ответственность только для тех, кто хочет этим заниматься. Только 5,6% компаний считают, что они вообще не должны заниматься социальной ответственностью (рис. 2.3).

Доля предприятий государственной формы собственности, которые поддерживают активные подходы социально ответственного бизнеса составляет 51,1%, доля тех, кто считает, что социальная ответственность только для тех компаний, кто хочет этим заниматься составляет 48,9%. Причинами такой позиции можно рассматривать финансово-экономический кризис и реализацию вместо проектов корпоративной социальной ответственности благотворительных проектов, которые, как правило, не повлияли на финансовые показатели компаний, а следовательно, не заинтересовали руководство.

Доля акционерных обществ, которые считают, что каждая компания должна внедрять социальную ответственность в свою деятельность составила 62,1%. Это может быть связано, по мнению экспертов, с требованием самих акционеров.

В отношении компаний разного размера к внедрению политик и практик социальной ответственности существенных разногласий нет. Доля предприятий, где работает более 500 человек, которые считают, что внедрение социальной ответственности является обязанностью каждой компании, составила 60,4%.

Компании производства товаров промышленного назначения и компаний связи чаще, чем предприятия других отраслей экономики, считают, что внедрение социальной ответственности должно стать обязанностью каждой компании, а компании, которые производят потребительские товары и предприятия транспорта, наоборот, чаще считают, что такой подход должен внедряться только теми компаниями, которые хотят это делать.

Выводы

1. В исследования прослеживается прямая зависимость - чем больше предприятие, тем выше уровень осведомленности.

2. Большинство предприятий к социальной ответственности относят предоставление благотворительной помощи общине, развитие собственного персонала и честное ведение бизнеса. Только треть компаний ассоциируют осуществление экологических проектов и участие в региональных программах развития с социальной ответственностью. Наименьшее количество предприятий отнесло к социальной ответственности такой аспект, как открытость компании.

3. Предприятия в основном осознанно воспринимают социальную ответственность. Количество компаний, которые считают, что бизнес должен принимать активное участие в решении социальных и экологических проблем составило 29,2%. Это может свидетельствовать о двух моментах: во-первых, концепция социальной ответственности получает признание со стороны предприятий и осознание неизбежности их активного участия в решении социальных и экологических проблем общества, а во-вторых, власть активно начала привлекать бизнес к решению социальных и экологических проблем общин.

4 Половина предприятий считает, что политика и практика социальной ответственности должны внедряться каждой компанией




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.