КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V». Поэтому важно выяснять запрос, с которым они приходят -. Х-г- j г г j 3 страница
1 Фонематическое восприятие Тестирование проводится в виде игры. Ребенок садится W г таким образом, чтобы ему не было видно артикуляции логопе- На схеме (приложение 2) этот раздел выделен особо. Фо- да. Если при обследовании ребенок видит лицо говорящего, то приятия является обязательным разделом обследования В случае появления затруднений проводится специаль- ния ошибок. С этой целью условия предъявления материала При заполнении протокола и речевой карты логопед отме-
могут быть изменены по нескольким параметрам. Например, чает все пары> которые ребенок различает недостаточно четко, если это возможно, уменьшено количество слогов в ряду до и усЛовия, способствующие повышению качества различения, двух; изменена екорость, громкость произнесения; увеличен если они есть. уровень контроля и мотивации. Влияние этих факторов на у деТей предшкольного возраста состояние фонематиче- качество воспроизведения рядов может свидетельствовать о ского анализа изучается через возможность услышать нали- несформированности произвольной деятельности у ребенка. чие (отсутствие) звука в слове. Ребенку предлагается класси- Неизменно плохое качество воспроизведения, как правило, фицировать материал с точки зрения наличия в слове того указывает на несформированность фонематического слуха или иного звука. При этом может изучаться возможность вы- первичного генеза. деления одного звука или пары, как правило, оппозиционных При грубо выраженных недостатках различения оппози- звуков,
Для детей, имеющих отклонения в формировании произ- разрешается проговаривать вслух названия картинок, прежде носительной стороны речи видоизменяется набор оппозици- чем он определит, к какому классу оно относится. В этом онных звуков. Наряду с вышеперечисленными парами детям задании реализуется сочетание артикуляторных кинестезии предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые и слуховых образов слов. пропускаются, смешиваются и заменяются в их собственной Более простое для ребенка совместная работа с логопе- речи. Поэтому в задание может включаться различение свис- дом* Ребенок берет картинку в руки, ее название сначала четко тящих и шипящих звуков, рил. Кроме того, внимательному проговаривает логопед, а затем проговаривает ребенок, после изучению подвергается более широкий спектр звуков, проти- чего пытается определить место данного слова в классифика- вопоставляемых в русском языке по признаку звонкости - «ии- В этом тесте активизируется речеслуховой и речедвига- глухости (б — п, в — ф, с — з, ш — ж и другие, а также их тельный анализаторы. мягкие варианты), по признаку мягкости - твердости, по ме- ПРИ Дальнейшем упрощении задания ребенку предлага- сту и способу образования. Такое подробное изучение необхо- ется матеРиал Для аудирования: он слушает вербальный ма- димо, чтобы специалист осознавал, насколько дефекты произ- териал и с °ом°Щью условного знака (хлопок руками, подпры- . гивание на месте, указание на материализованную опору) от -, - мечает те слова, в которых слышит заданный звук, строил коррекционную работу адекватно дефекту ребенка, с __ ■ ^ J -, „ Наконец, аналогичное задание, направленное на выявле- целью предотвращения проблем формирования письменной ■ • „ 7 ч „ j--*- ние дефектной модальности (анализатора), предполагающее речи в дальнейшем. JT „ \ *- / ^ «—* наиболее низкий уровень сложности: ребенку предоставляет- ся возможность отраженного проговаривания предлагаемых • при проведении обследования письменной речи часть лингвистических единиц, прежде чем он решит проблему его может быть проведена фронтально в подгруппе или
наличия заданного звука в слове1. в классе. Полнота и развернутость обследования зависит от запроса ^ родителей или педагогов и характера речевого дефекта ребен- Щ Обследование речи Младших школьников ка. В наиболее полном и развернутом виде процедура обсле- W' дования представлена на схеме (см. приложение 3). Так она Процедура обследования школьников отличается от про: проводится в том случае, когда запрос сформулирован следу- цедуры обследования речи дошкольников по нескольким по- ющим образом: «Не успевает по программе русского языка и/ казателям: или чтения», «Много ошибок на письме», «Плохо читает», «Учи • в обследование включается большой блок заданий, направ- Таким образом на первый план выдвигаются проблемы рованное нарушение звукопроизношения в виде пропуска Диагностический этап начинается с наиболее сложных • обследование включает меньшее количество игровых за- но к процедуре обследования, необходимо установить контакт ная деятельность (или ее начатки); Установление контакта начинается с представления. Не • поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, ус- надо ждать от ребенка, когда он назовет свои фамилию и имя. ложняется и расширяется языковой материал;' Логопед должен представиться сначала сам, а потом поинте- • в ходе тестирования возможно использование той лингви- ресоваться именем ребенка. Не забывайте улыбаться, обраща-стической терминологии, которая была изучена к моменту ясь к ребенку, смотреть на него, а не в медицинскую карту или обследования (предложение, словосочетание, суффикс, окон- его тетради. Доброжелательный тон, спокойная обстановка по-чание, гласный, согласный звуки и др.); могут уменьшить тревожность ребенка, снизить уровень его
• часто необходимо установить уровень овладения школь- беспокойства. Ведь школьники достаточно взрослые люди, ником учебной программой, например, по русскому языку, чтобы осознавать свои.проблемы (речь идет, прежде всего, о чтению и математике; • s детях с сохранным интеллектом). Поход к логопеду дети рас- ~ сматривают как экзамен, на котором будут выискивать их не- 1В предшкольном возрасте в ряде случаев проводится проверка „ s ■ , f«j *-«- достатки. Да и кому приятно, проходить обследование по пово- уровня сформированности предпосылок готовности к обучению " ". „ п т-Г * ™™„„™,~ т> ~„«„„ ™„т__, „™_ „„ „~к™ ^„^ „„„„„^,„„„ „„„ ДУ неудач в своей деятельности? Поэтому необходимо с пер- грамоте. В работах разных авторов набор этих предпосылок мо- ■ **J J ^. J " ** жет значительно отличаться. Поэтому мы советуем вам следо- вых шагов Убедить ребенка, что логопед — союзник, что вать советам того автора, чьей классификации дислексии и дис- обследование нужно, чтобы помочь ребенку, а не для того, что- графий вы пользуетесь. Что же касается диагностики уровня бы с лупой выискивать отдельные дефекты и недочеты. владения навыками элементарного звукового анализа, то на.этом Поэтому после того как вы представились, попытайтесь мы остановимся в последующих разделах. объяснить цели обследования. Например, это может звучать следующим образом: «Я, знаю, что у тебя есть проблемы с чте- мер описать какой-либо случай из жизни (как провел канику- Ученика 3-4 классов можно попросить самостоятельно номить время обследования, но и стимулирует активность са- сформулировать проблему. мого ребенка. Кроме того, ограничение объема позволяет нам В ходе беседы наряду со слабыми сторонами необходимо оценить умение ребенка планировать и равномерно распреде- выяснить и сильные стороны ребенка: какие предметы он лять информацию. Ребенку предоставляется возможность вы- любит, когда и сколько пятерок он получил, какие у него есть полнить эту работу полностью самостоятельно без подготови- увлечения и достижения. тельной работы. Поэтому на время написания можно изолиро- Во многих методических рекомендациях в качестве воп- вать ребенка в отдельной комнате и в это время продолжить росов для беседы, направленной на выяснение кругозора ре- беседу с мамой или изучение работ ребенка. Если вы решили бенка, предлагаются вопросы типа: оставить ребенка в своем кабинете, то вы не должны общать- — Где ты живешь?, ся с матерью или на глазах ребенка изучать его тетради. Эти — Как зовут твою маму? действия могут его отвлекать, что в результате приведет к — Как зовут твоего папу? И т.д. недостоверным данным. Ряд детей, особенно те, кто постарше, воспринимает эти Когда работа готова, обязательно предложите ребенку еще вопросы, мягко говоря, с удивлением. Поэтому их удобнее за- раз проверить ее самостоятельно и только после этого присту- давать в формализованном стиле, например как необходимый пайте к совместной проверке. Совместная проверка написан- набор сведений для заполнения данных в речевой карте. В ного представляет очень много данных об уровне теоретиче- результате совместной деятельности по заполнению докумен- ский и практической грамотности ребенка, способах его дея- тации формируются предпосылки для организации совмест- тельности по самопроверке, способах чтения письменного текста ной работы по выявлению особенностей и механизмов рече- и наличия учебной произвольной деятельности у ребенка, вых недостатков. На основании данных, полученных при изучении письмен ИИ Письменная речь решается вопрос о направлениях дальнейшего обследования. ™, Если у ребенка присутствуют ошибки, которые могут быть В обследование входят письмо и письменная речь (про- обусловлены несформированностью устной стороны речи, не- дуктивный вид речевой деятельности) и чтение (рецептивный обходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить вид речевой деятельности). Письмо и чтение обследуются, как языковую компетенцию в этой сфере. правило, оба. Поскольку в подавляющем большинстве случа- Если у ребенка недостатки письма обусловлены недоста- В начале обследования логопед предлагает ребенку вы- зом страдают. Это может сделать либо логопед, владеющий полнить небольшую творческую письменную работу, напри- методиками психологического и нейропсихологического тес- тирования, либо психолог, также владеющий этими методика- чтобы было затруднено дальнейшее чтение. Такой механиче- ми. Поскольку изолированные формы недостаточности пись- ский способ указания снижает эмоциональную нагрузку поис- ма встречаются редко, есть смысл в совместном консультиро- ка и исправления ошибки, позволяет ребенку почувствовать вании логопедом и психологом школьников с проблемами себя комфортнее, не испытывать чувства, что к нему «приди- письменной речи. раются». Если в процессе анализа письменных работ был обнаруже- После первого прочтения просим ребенка просмотреть ны ошибки, обусловленные несформированцостью языковых текст еще раз и подготовиться к пересказу. Ребенок готовится средств устной речи, необходимо провести углубленное обсле- самостоятельно (или делает вид, что готовится). Затем его дование письменной речи. В качестве дополнительных тестов просят рассказать, что он прочитал. можно использовать различные виды записи, способствующие Таким образом, логопед обследует технику чтения и про- Как правило, нарушения письма и чтения выступают в качество пересказа, как связного текста (это, скорее, относится комплексе. Поэтому после выполнения небольших по объему к качеству устного рассказывания), сколько то, какой уровень письменных работ можно предложить для чтения текст. значения текста ребенок понял й каким образом он выделяет Для обследования отбирается небольшой по объему не- ключевые опоры при анализе и воспроизводстве текста, пользовать учебник по чтению, но взять еще не изученный логия, общий смысл и скрытый смысл текста. Фактология рассказ, немного забежав вперед по программе обучения. Текст включает в себя перечень внешних событий, фактов и прямых должен быть доступен по содержанию, не насыщен незнако- оценок этих событий, содержащихся в тексте. Общий смысл мыми словами. Размер шрифта должен соответствовать раз- текста включает в себя тему и рему текста: о чем этот текст меру шрифта учебника или быть немного крупнее. Для уче- и что об этом сообщается нового, интересного. Скрытый смысл ника первого класса подбирается текст с иллюстрациями. или подтекст — это скрытое внешнее содержание текста, ино- Сначала необходимо дать ученику некоторое время на под- сказание, идея, заложенная автором (для чего этот текст напи- готовку к чтению, настроить его на предстоящую работу. По- сан, почему этот текст написан, чему учит этот текст). Особен- просите ребенка, прежде чем читать вслух, глазами просмот- но яркое расхождение между фактологией, общим содержа- реть текст и, если что-либо непонятно, дать нам вопросы. Пе- нием и подтекстом наблюдается при анализе сказок, причт, ред чтением вслух необходимо обязательно дать установку на басен. При всей своей внешней простоте они сложны для ана- уровень восприятия текста. Как правило, первый раз мы про- лиза детьми. Естественно, что анализ скрытого смысла ребе- сим ребенка просто прочитать текст. нок может производить на уровне своего возраста и своего В ходе чтения логопед обращает внимание на способ чте- понимания мира. ния, наличие ошибок и их характер. Прерывать чтение ребен- При попытке анализа содержания текста мы наблюдаем ка для того, чтобы он исправил ошибки, допустимо только в различные проявления его непонимания: том случае, если они, по нашему мнению, могут повлиять на • т, «тт • отсутствие соотнесения текста и денотатного плана (текст понимание прочитанного. Воздержитесь от замечании: «Про- „л„„„ «^ не является для ребенка носителем информации о реаль- данное слово в тексте пальцем или указкой таким образом, • анализ содержания текста затруднен вследствие низкого вопросы). В, этом задании мы более или менее снимаем про-уровня техники чтения; блему необходимости проговаривания текста, которое может • анализ информации затруднен вследствие недостаточное- затруднять процесс осмысления прочитанного. Для результата восприятия текста как языковой единицы; тивности обучения школьника более важен процесс успешно- • анализ информации затруднен вследствие несформирован- го осмысления прочитанного «про себя», чем совершенная ности языковых и речевых средств; техника чтения вслух. • успешно воспринимается фактология текста, но при этом Детям, у которых выражены проблемы чтения, постепенно отмечаются трудности на других уровнях переработки ин- в ходе обследования предлагаются для чтения и осмысления формации вследствие несформированности интеллектуаль- все более и более мелкие единицы. От чтения текстов перехо- ных операций. дят к чтению предложений, затем слов, слогов и отдельных „ букв. В ходе такого поэтапного уменьшения единиц для чтения Для проверки понимания текста, в зависимости от возраста „ -,„ выясняется, какие проблемы являются ведущими в трудно- _., стях формирования процесса чтения — механизмы слогослия- Самое сложное — выделить из текста ключевые слова (ело-, X ч тл ния, идентификации букв или один из механизмов, обеспечива- восочетания, предложения). Как правило, дети, которые недо- ■ «. *■ - ющии беглое чтение — механизм вероятностного прогнозиро- статочно глубоко восприняли семантику текста, не могут вы- - _, *-*-*- вания. В сопоставлении с данными, которые будут получены в тт - ходе обследования устной речи и других психических функ- дословныи пересказ текста. Необходимо отметить, что жест- „ -, -, „ ' -. - ции, решается вопрос о ведущем механизме дефекта. кое следование образцу, вплоть до того, что ребенок, не вспом- _. „ ^^ _^ В современной логопедии существует обширная номенк- ■ ■ - * латура подходов к классификации дисграфии и дислексии. И лее, свидетельствует о неблагополучии именно в области вое- ^^„^^^ на практике логопеды придерживаются различных взглядов _ „ на причины дефектов письма и проблем освоения данного Задание средней степени сложности — пересказ текста. „ „ т_ ■ ■ v вида речевой деятельности. Это зависит от многих причин, в И последнее, самое легкое задание — ответы на вопросы. ■, ^. „ - частности, каким образом был предложен материал во время При этом необходимо учитывать, что выявление скрытого _. тт г - - ■ • обучения в вузе. Не навязывая читателям собственных под- при обследовании психических функции придерживаться ре- _ ■ ■ комендации того специалиста, который является автором по- процессе поиска ответов. Вопросы логопеда должны иметь 0 ^ ^ „ ,. л нравившейся вам классификации или принадлежит к той же четкую формулировку и отражать основное содержание пред- „ ~ ложенного текста. Известно, что отсутствует прямая корреляция между уров с пониманием текста после его прочтения вслух, логопед мо- _- „ Обследование устной речи школьников по сравнению с жет предложить ему прочитать следующий равноценный от- „ _. дошкольниками имеет некоторую специфику. При совпаде- рывок «про себя» и подготовиться к пересказу (ответам на ■ *-• -г j *-. -« нии основных подходов, принципов и методов обследования виды и характер вербального и наглядного материалов, а так чения, которое наступает после выполнения письменных за- же виды заданий отличаются. даний и чтения. Оно начинается с обследования связной речи. В ходе бесе- При анализе качества устного высказывания логопед ре- ды с ребенком выясняются его ведущие неформальные инте- шает те же задачи, что и у дошкольников. ресы, социальная среда, в которой он воспитывается. С учетом Оцениваются следующие параметры: полученных данных ребенку предлагается составить рассказ- _ „ гч л • Строение текста как лингвистической структуры, описание по памяти. Это может быть описание домашнего " _ * ■ *^, ■. л • Грамматическое оформление высказывания (тип исполь- животного, загородного дома, любимой марки машины и проч. * „ г, л зуемых предложении, их структура, наличие средств сло- Главное, чтобы этот рассказ имел коммуникативную направ- J * " ' *J J^ * л, / «\ тз войзменения и словообразования, адекватность их исполь- ленность, не был формальным («чтобы отвязалась»). В этом ■. \ ^
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |