КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция А.Н.Лебедева (1998) о нейронных кодах памяти и математическое моделирование памяти
Эта концепция заслуживает особого внимания, так как ставит вопрос о процессах запоминания и хранения энграмм с помощью нейронных кодов, а также позволяет (на основе использования некоторых характеристик основного ритма ЭЭГ, т.е. альфа-ритма), количественно оценить объем долговременной памяти и некоторые другие ее характеристики. Поэтому рассмотрим ее подробнее. Понятие о кодах. Как отмечает А.Н. Лебедев (1998), в ближайшем будущем нас ожидает открытие нейронных кодов памяти, которое будет иметь не меньшее значение, чем открытие азбуки, цифр, атомов и генетического кода. Идея о наличии нейронных кодов памяти базируется на представлении о дискретности мнемических процессов. Иначе говоря, предполагается, что существуют своеобразные «буквы» и «слоги» памяти, на основе которых формируется любая по сложности имодальности энграмма. Как известно, кириллица состоит из 33 букв, таблица Менделеева содержит чуть больше 100 различных атомов, всостав нуклеиновых кислот входит всего 4 нуклеотида, ав состав белков - около 20 аминокислот. Какое количество «букв» и«слогов» содержится в нейронном коде памяти, а также сам характер этих кодовых значений - вопрос, который сегодня интенсивно изучается. Приоритет в этом отношении принадлежит российским ученым, в том числе М. Н. Ливанову, Н.М. Бехтеревой, Е.Н. Соколову, А.Н. Лебедеву и их коллегам. Теоретической базой поиска нейронных кодов памяти является представление о том, что все психические процессы реализуются не за счет работы отдельных нейронов, а за счет функционирования нейронных ансамблей, в основе которого лежит процесс синхронной биоэлектрической активности. Как известно, человек отличается от животных не только интеллектом и относительно большим весом головного мозга, но и ярко выраженной регулярностью и ритмичностью мозговых волн с частотой около 10 Гц. Догадку о связи волновой активности мозга с интеллектом высказал еще в XVIII веке английский врач Дэвид Гартли. Основываясь на формуле планетарных циклов, выведенной незадолго до того Ньютоном, он предположил, что даже самые высокие движения души человека обусловлены периодическими, необычайно устойчивыми мозговыми процессами (в современных терминах - циклами нейронной активности). Именно Д. Гартли предположил, что лишь циклически повторяющиеся превращения материи служат основой личности и памяти, т.е. основой человеческого духа.
Использовать термин «нейронные коды» предложила Н. П. Бехтерева. Под этим термином она понимала группы потенциалов действия, генерируемые нейронами мозга. Каждая из этих групп потенциалов, по ее мнению, составляет букву нейронного кода. Однако пока идентифицировать эти «буквы» не удалось. Основные положения концепции А.Н. Лебедева о нейронных кодах памяти. Она базируется на результатах изучения природы ЭЭГ. Как известно, ЭЭГ отражает электрическую активность всей совокупности нейронов коры. В этом ее принципиальное отличие от методов регистрации электрической активности отдельных нейронов. Еще в 1938 году М.Н. Ливанов, изучая ритмы ЭЭГ, показал, что периодические процессы мозга узкополосны, а их спектры гребенчаты. Он же впервые описал явление захвата ритмов, а также показал, что синхронизация ритмичных колебаний в пространственно разнесенных билатерально симметричных пунктах мозга отражает напряженность психической деятельности человека и является наглядным проявлением ассоциативных процессов. Это позволило широко использовать метод картирования биопотенциалов для изучения психических процессов. Многочисленные исследования показывают наличие огромного разнообразия электроэнцефалографических узоров, которые в определенной степени сопоставимы с многообразием субъективных переживаний. Однако до настоящего времени найти четкую корреляцию между этими узорами и электрической активностью отдельных нейронов, а также между ними и конкретными психическими процессами - не удавалось.
В 1963 г. А Н. Лебедев и его коллеги обнаружили, что между волнами вызванных потенциалов ЭЭГ и волнами импульсации в толще мозговой коры существует явная связь: поверхностной негативности соответствует урежение импульсов в толще коры, а поверхностной позитивности - учащение. Это позволило А.Н. Лебедеву предположить, что импульсы и волны - два разных выражения пространственно-временной организации периодических процессов мозга. С помощью математических методов ему удалось показать, что регулярность волн ЭЭГ, а также феномен Ливанова, т.е. явление захвата ритмов на ЭЭГ - все это связано с особенностями нейронных циклов. А.Н. Лебедев также показал, что согласованность во времени нейронных импульсов - главное условие для существования нейронных ансамблей, создаваемых как под влиянием стимуляции, так и независимо от нее в ходе творческих озарений и обобщения данных, хранящихся в памяти. Волны импульсации в глубинах мозга следуют одна за другой с небольшими промежутками, равными длительности относительной рефрактерности после каждого нейронного импульса. Иначе говоря, способность нейрона к генерации следующего импульса восстанавливается не сразу после предыдущего, а с некоторой задержкой. Задержка, необходимая для восстановления исходного состояния нейрона, составляет всего около 10 мс. На ЭЭГ относительная рефрактерность проявляется в скачкообразных смещениях (ступеньках) фазы биоэлектрических волн при плавном учащении или уре-жении воспринимаемых стимулов, например, вспышек света. Это и есть феномен захвата, описанный в 1938 году М.Н. Ливановым, по подводу которого он говорил: «Достаточно возникнуть расхождению между частотой раздражения и частотой мозгового ритма на 1/10 долю периода, как прежний корковый процесс замещается новым». Относительная величина ступеньки, названная А.Н. Лебедевым частотной рефрактерностью, проявляется в биениях разночастотных альфа-колебаний в так называемых веретенах альфа-ритма, периодических волнообразных вздутиях и спадах амлитуды волн. Относительную величину ступеньки (10 мс), равную десятой части основного периода ЭЭГ (100 мс, т.е. периода альфа-ритма) А.Н. Лебедев предложил называть константой Ливанова (R = 0,1, или 10 %). Этот показатель мозговой ритмики доступен измерению и контролю.
Вторым важным количественным параметром ЭЭГ, отражающим работу нейронных ансамблей, по мнению А.Н. Лебедва, является частота самых мощных колебаний в спектре ЭЭГ. Чаще всего она составляет 10 Гц (F = 10 Гц). Эту константу, свойственную каждому человеку (у одного - 9 Гц, у второго - 10 Гц, у третьего - 11 Гц) А.Н. Лебедев предлагает называть константой Бергера (F). Суть концепции А.Н. Лебедева о нейронных кодах памяти заключается в предположении, что в мозге имеется множество нейронных ансамблей, ответственных за субъективное отражение, а также за формирование и воспроизведение энграмм. Каждый из этих нейронных ансамблей периодически активируется, т.е. генерирует определенный поток потенциалов действия (импульсов). Эта электрическая активность (паттерн) и представляет собой нейронный код памяти. Электрическая активность, т.е. закодированная информация каждого нейронного ансамбля отражается на ЭЭГ. Из-за биений частот, слагающих ЭЭГ, актуализированные образы памяти как бы пульсируют с периодом биений, максимальная длительность которого вычисляется по формуле: Т = 1/(R·F), где R - константа Ливанова, а F - константа Бергера. По мнению А.Н. Лебедева, нейронные коды памяти можно назвать также циклическими кодами, потому что цикличность, т.е. регулярность разрядов массы нейронов, отражаемая в регулярности волн электроэнцефалограммы, является специфической особенностью таких кодов. Нейронный ансамбль как единица памяти. Таким образом, согласно концепции А.Н. Лебедева, кодирование воспринимаемых и хранимых в памяти сведений (энграмм) осуществляется за счет электрической активности нейронных ансамблей. Иначе говоря, нейронными кодами памяти, или единицами памяти, служат циклически повторяющиеся волны импульсов, порождаемые нейронными ансамблями. Эти волны представляют собой пакеты синхронных импульсных разрядов многих нейронов, входящих в состав соответствующего ансамбля. Длительность одного цикла составляет около 100 мс (примерно такой же промежуток времени затрачивается мозгом на формирование перцептивного образа). Каждый нейронный ансамбль хранит информацию о каком-то объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. При этом А.Н. Лебедев подчеркивает, что не синапсы и даже не отдельные нейроны типа нейронов-детекторов или командных нейронов служат единицами хранения памяти, а лишь ансамбль содружественно пульсирующих нейронов.
Итак, согласно концепции А.Н. Лебедева, каждому приобретенному образу памяти (слову, предмету, явлению и т.п.) соответствует свой нейронный ансамбль. Нейроны ансамбля, хранящие один образ, активизируются согласованно и циклически. Колебания клеточных потенциалов, связанные с импульсацией нейронов, создают повторяющийся узор биопотенциалов. Каждому образу соответствует свой собственный узор. Число нейронов в каждом ансамбле варьирует. Чем больше нейронов вовлекается в ритмы какого-то ансамбля, тем выше вероятность осознания соответствующего образа. Минимальное количество нейронов, обеспечивающее устойчивость ансамбля, составляет 100-300 клеток. В отношении максимального числа нейронов в ансамбле - вопрос пока открыт: не исключено, что это величина составляет тысячу нейронов, или десятки или даже сотни тысяч нейронов. Указанные количественные характеристики клеточного состава нейронного ансамбля, вероятно, зависят от индивидуальных особенностей человека, что отражается на ЭЭГ значениями констант Ливанова и Бергера. Нейроны одного ансамбля не обязательно размещаются рядом: часть нейронов любого ансамбля располагается в ретикулярной формации ствола и промежуточного мозга, другие нейроны размещаются в старой и новой коре, в ее первичных, вторичных и третичных зонах. Некоторые нейроны ансамбля могут «замолкать» или включаться в работу другого ансамбля, другого образа. При этом ансамбль может не только приобретать нейроны (повторение), но и терять их (забывание). Любой ансамбль представляет собой совокупность нескольких групп нейронов. Каждая такая группа ансамбля - это «буква» нейронного кода. Число «букв» (N) в алфавите нейронного кода (т.е. число групп в ансамбле) находится в обратной зависимости от величины константы Ливанова, т.е. N=1/R. В каждом ансамбле одна из групп нейронов предназначена для указания на начало подачи информации. Остальные группы служат для передачи сообщения, или кодирования информации. Поэтому число групп, кодирующих информацию, или число кодовых единиц, на единицу меньше, т.е. N=1/R-1. С учетом средних значений величины R, равной 0,1, в каждом нейронном ансамбле общее число групп составляет 10, а число «букв» нейронного ансамбля достигает 9. Очевидно, что у людей, обладающих высокой лабильностью нервных клеток (т.е. коротким рефрактерным периодом) число «букв» нейронного кода может быть более 9. В процессе кодирования информации или ее актуализации (воспроизведения) в активное состояние вовлекаются все «буквы» нейронного кода, т.е. все группы нейронного ансамбля. Каждая группа нейронов («буква» нейронного алфавита) способна генерировать последовательно (от 1 до 10) когерентных залпов импульсов за один период доминирующих колебаний при условии, что интервалы между залпами не меньше, чем ливановская ступенька (R = 0,1) по отношению к длительности доминирующего периода. Имеющаяся у нейронов относительная рефрактерная фаза снижает способность нейрона включаться в коллективную деятельность под влиянием притекающих к нему импульсов от других нейронов. Емкость памяти (имеется ввиду долговременная память), согласно концепции А.Н. Лебедева, определяется длиной кодовых цепочек, т.е. общим суммарным числом отдельных нейронных ансамблей, которые могут последо- вательно вовлекаться в процесс памяти. Это число определяется частотной рефрактерностью, т.е. константой Ливанова. Максимально возможное количество разных кодовых последовательностей (С), т.е. емкость долговременной памяти рассчитывается по формуле: С = NN = (1/R-1) (1/R-1). По этим расчетам емкость долговременной памяти составляет 99, или 387 420 489 единиц памяти (в пределах полмиллиарда). Таким образом, согласно А.Н. Лебедеву, число нейронных ансамблей, составляющих объем долгосрочной памяти - огромно, и в то же время оно зависит от индивидуальных особенностей человека, что можно определить по параметрам альфа-ритма (например, по этим параметрам удается прогнозировать успешность обучения школьников). Активная и пассивная память в свете концепции А.Н. Лебедева. Согласно представлениям А.Н. Лебедева, в каждый конкретный момент времени актуализированы не все имеющиеся нейронные ансамбли (С), т.е. образы долговременной памяти, а только ограниченное их число (т.е. разных образов) - М. Причем в каждый текущий момент с вероятностью 1/М один из нейронных ансамблей (один из образов) имеет максимальную возбудимость. Число М служит мерой объема внимания. Остальные (С - М) ансамбли находятся в пассивном состоянии, и, по сути, составляют пассивную память. Основы научения и творчества. Согласно концепции А.Н. Лебедева, основы научения и творчества - это объединение нейронных ансамблей, циклическая активность которых коррелирует между собой. Объединение происходит в том случае, если моменты актуализации разных таких ансамблей (образов) совпадают во времени. Не объединяются навсегда в одном ансамбле только те образы памяти, циклическая активность которых не коррелирует между собой. Таким образом, как отмечает А.Н. Лебедев, предлагаемая концепция реализует одну из заветных целей И.П. Павлова - количественно объяснить известные психологические явления ипредсказать новые с помощью физиологических понятий.
5. Представление о мозговых механизмах непроизвольной и произвольной памяти) Представления о системах управления и регуляции памяти. Выше уже говорилось о существовании двух видов памяти - непроизвольной и произвольной (в первом случае запоминание и воспроизведение происходит без усилий, во втором - в результате осознанной мнестической деятельности). Косвенно это свидетельствует о наличии системы регуляции управления мнестическими процессами, а также о том, что эти процессы имеют разное мозговое обеспечение. Считается, что система управления ирегуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: 1) неспецифический (общемозговой) - сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп илобную кору, 2) модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью анализаторных систем. По современным представлениям, неспецифический уровень регуляции участвует в обеспечении практически всех видов памяти. Из клиники очаговых поражений мозга известно, что существуют так называемые модально-неспецифические расстройства памяти, когда ослабление или утрата функций памяти не зависит от характера стимула. Они возникают при поражении глубоких структур мозга, ретикулярной формации ствола, диэнцефальной области, лимбической системы, гиппокампа. В случае поражения гиппокампа возникает известное заболевание - корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события. Установлено также, что при активации ретикулярной формации формирование энграмм происходит эффективнее, а при снижении уровня активации, напротив, ухудшается как непроизвольное, так и произвольное запоминание любого нового материала, независимо от его сложности и эмоциональной значимости. Наряду с этим улучшение кратковременной памяти (увеличение объема при предъявлении информации в быстром темпе) может наблюдаться при электрической стимуляции таламокортикальной системы. В то же время при разрушении ряда областей таламуса возникают затруднения в усвоении новой информации или сохранении заученной ранее. В обеспечении произвольного запоминания, или мнестической деятельности, ведущую роль играют лобные доли коры, особенно левой лобной доли. Модально-специфический или локальный уровень регуляции памяти обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных и ассоциативных зон коры. При их нарушении возникают специфические изменения мнестических процессов, имеющие избирательный характер. Таким образом, система регуляции памяти имеет иерархическое строение и полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функционирования всех ее звеньев. Память следует понимать как системное (эмерджентное) свойство всего мозга и даже целого организма. Поэтому уровень, на котором возможно понимание памяти, - это уровень живой системы в целом. Модулирующая роль моноаминергической и холинергической систем мозга в процессах памяти. Предполагается, что основные медиаторные системы головного мозга - холинергическая и моноаминоергическая (т.е. норадренергическая, дофаминергическая и серотонинергическая) - принимают самое непосредственное участие в обучении и формировании энграмм памяти. Например, экспериментально установлено, что уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезию и нарушает извлечение следов из памяти. Р. И. Кругликов (1986) предложил концепцию, в соответствии с которой в основе долговременной памяти лежат сложные структурно-химические преобразования на системном и клеточном уровнях головного мозга При этом холинергическая система мозга обеспечивает информационную составляющую процесса обучения, а моноаминоергмческие системы мозга в большей степени связаны с обеспечением подкрепляющих и мотивационных составляющих процессов обучения и памяти. Показано, что под влиянием обучения увеличивается количество холинорецепторов на теле нейрона. В процессе образования условного рефлекса повышается чувствительность соответствующих нейронов к ацетилхолину, что облегчает обучение, ускоряет запоминание и способствует более быстрому извлечению следа из памяти. В то же время вещества, препятствующие действию ацетилхолина, нарушают обучение и воспроизведение, вызывая амнезию (потерю памяти). Важно подчеркнуть, что холинергическая система испытывает на себе модулирующее влияние со стороны мо-ноамионоергической системы. Под действием этих влияний может изменяться активность холинергических синапсов и запускаться цепь биохимических внутриклеточных процессов, приводящих к более эффективному образованию энграмм. Феномены памяти. Память является главным фактором для любого процесса обучения, поэтому методы улучшения памяти (т.е. методы ускорения ввода информации в тайники долговременной памяти, методы увеличения объема хранящейся в памяти информации и методы, облегчающие извлечение информации из памяти) представляют большой интерес для всех и особенно для тех, кто является участником процесса обучения и воспитания. В литературе описано множество примеров, демонстрирующих феноменальную память людей (Никонов Н., Нешев Г, 1988). Например, флорентиец Малбеки - библиотекарь Цезаря Борджа - помнил название 80 000 рукописей и точное их расположение в библиотеке. Самым известным из чудо-математиков был итальянец Иноди, который запоминал сложнейшие числа и комбинации. Так, он безошибочно определял, каким днем недели будет, например, 18 октября в 29 448 723 году. Безграничными возможностями запоминания обладал журналист С.В. Шерешевский, фантастические способности которого наблюдал известный патопсихолог А.Р. Лурия на протяжении 30 лет. Однако многие люди обладают сравнительно небольшой памятью, особенно, если они не стараются ее развивать, т.е. используют лишь 5-10% своих возможностей. Процесс запоминания и воспроизведения мы рассматриваем как реализацию условного рефлекса, выработанного на основе безусловного рефлекса. Для мнестического условного рефлекса как и для других условных рефлексов характерны стадии генерализации, специализации и автоматизации, что в конечном итоге позволяет приобрести мнестические умения и навыки. Все виды коркового торможения, включая внешнее и внутреннее (угасательное, дифференцировочное, запаздывающее и условный тормоз), влияют на закрепление и реализацию мнестических условных рефлексов. Поэтому эти рефлексы требуют подкрепления и периодического повторения. Для этих рефлексов особенно характерно явление отрицательного переноса навыка, т.е. затруднение выработки новых условных рефлексов, близких к уже выработанным рефлексам. Приемы, способствующие лучшему запоминанию и воспроизведению информации. По мнению специалистов, для лучшего запоминания вербального материала необходимо осознать цель и сроки запоминания (установка), понять смысл запоминаемого материала, т.е. перевести на «собственный язык». Для эффективного запоминания нужно повторение материала: чем больше объем вербальной информации, тем больше требуется повторений. Для облегчения перевода информации в долговременную память необходимо добиваться максимальной акцентуации внимания обучающегося на учебном материале, что может быть достигнуто только в случае создания у него положительно окрашенного эмоционального отношения к изучаемому материалу. При создании такого состояния увеличивается быстрота перевода информации в долговременную память, длительность ее хранения, а, главное, облегчается процесс извлечения информации из памяти. Эффективность обучения зависит от способности педагога сделать изложение своего предмета интересным и увлекательным. Для облегчения перевода информации в долговременную память и для облегчения ее извлечения необходимо всячески развивать и использовать приемы синестезии, то есть не ограничиваться одним каким-либо анализатором при приеме запоминаемой информации. Например, информация запоминается на слух, но лучшие результаты будут достигнуты при ее одновременной оценке слуховым и зрительным анализаторами, а еще более значимые результаты будут достигнуты при подключении тактильного анализатора, двигательного анализатора и т.д. Существуют различные методики развития памяти. Принимая во внимание, что извлечение материала из памяти иногда дается с большим трудом, чем нагружение памяти информацией, следует постоянно тренировать механизм извлечения. Для этой цели самым уместным приемом является заучивание стихов и их возможно более частое повторение. Таким довольно простым приемом очень успешно пользовался К. Маркс, который ежедневно заучивал новые стихи. В 60 лет он обладал настолько хорошей памятью, что за 6 месяцев изучил русский язык и читал А.С. Пушкина в подлиннике. Известно, что человек обладает двумя формами мышления - словесно-логическим (левополушарным) и образным или бессознательным, (правополушарным). Образное мышление превалирует при заторможенности сознания. Поэтому, по мнению ряда исследователей, целесообразно загружать мозг новой информацией (хотя бы и при беглом ее предъявлении) непосредственно перед отходом ко сну. Наутро объем информации будет своеобразно переработан в образной памяти и представлен на «суд» сознанию в наиболее лаконичной и точной форме. Среди фармакологических препаратов есть группа лекарственных средств, улучшающих память. К ним относятся адаптогены (например, женьшень), ноотропные вещества (пирацетам, этимизол, винпоцетин), нейропептиды (аргинин-вазопрессин), антихолинэстеразные вещества (прозерин), М-холиномимети-ки, β-адреноблокаторы (например, обзидан), психостимуляторы, предшественники синтеза РНК, глутаминовая кислота, фолиевая кислота. Угнетают память М-холинолитики (атропин, скополамин), кокаин, серотонин, резерпин, никотин, содержащийся в табачном дыме, алкоголь, блокаторы синтеза белка (РНК-аза, антибиотики типа пуримицина). Забывание- это невозможность извлечения из памяти в нужный момент необходимой информации, это невозможность узнать, припомнить что-либо. Забывание может проявляться и в виде ошибочного узнавания, припоминания. В целом, забывание многие расценивают как признак хорошо работающей памяти. Причиной забывания могут стать разные факторы, связанные как с самим материалом, его восприятием, так и с отрицательными влияниями других раздражителей, действующих непосредственно вслед за заучиванием (феномен ретроактивного торможения, угнетения памяти). Процесс забывания в значительной мере зависит от биологического значения воспринимаемой информации, вида и характера памяти. Забывание в ряде случаев может носить положительный характер, например, память на отрицательные сигналы, неприятные события. В этом справедливость мудрого восточного изречения: «Счастью память отрада, горю забвение друг». Забывание можно рассматривать как проявление угасания соответствующего мнестического условного рефлекса. Однако недавно было выдвинуто представление о том, что энграммы в нашем мозгу не разрушаются, а временно «сжимаются», или, как говорят специалисты по компьютерным технологиям, архивируются. Возможность «разархивирования», вероятно, у человека снижена, поэтому такую информацию можно извлечь только при особом состоянии, например, при гипнозе. Нарушения памяти, или амнезии. Когда в кинофильмах люди, потерявшие память, приходят в себя на больничной койке, они, как правило, ничего не помнят о своей прошлой жизни. Такое представление о ситуации, строго говоря, неверно. Амнезия может принимать разные формы, но утрата всех воспоминаний если и встречается, то в очень редких случаях. Различают нарушение памяти на текущие события (фиксационная амнезия, например, при синдроме Корсакова, при алкоголизме, при нарушениях функции гиппокампа), нарушение памяти на бывшие события (ретроградная, антероградная, антероретроградная амнезии) и общее нарушение памяти (прогрессирующая амнезия). У больных, страдающих эпилепсией, наблюдается потеря памяти, однако, воспоминания о событиях, происшедших за три года до проведения у них оперативного лечения эпилепсии, не нарушаются. Например, описан случай амнезии у больного Н. М., у которого она проявлялась в нарушении перевода декларативной информации из кратковременной памяти в долгосрочную. Больной был не в состоянии запомнить новые факты, но вполне мог освоить выполнение различных действий. Его ретроградная амнезия - результат хирургической операции, при которой у него была удалена большая часть обоих гиппокампов и миндалин. Другой известный случай амнезии описан у больного Н.А., получившего проникающее ранение мозга во время фехтовального поединка. Долговременная память на события, предшествовавшие несчастному случаю, у данного больного также не была затронута. Амнезия у него проявлялась в неспособности к усвоению нового материала, особенно вербального, т.е. фиксационная амнезия. К примеру, Н.А. быстро забывал списки слов или логическую прозу, но в тоже время он легче запоминал человеческие лица и места в окружающем пространстве. При ранении у него было повреждено левое дорсомедиальное ядро таламуса - очень небольшой участок мозга. Амнезия также встречается у больных с синдромом Корсакова. Это болезнь хронических алкоголиков, которые часто подолгу обходятся без еды. Она возникает в результате нехватки витамина В, (тиамина) и обычно прогрессирует. Больные с корсаковским синдромом не только испытывают трудности при усвоении нового материала (фиксационная амнезия), но и страдают амнезией на те события, которые происходили в их жизни до развития патологического процесса (ретроградная амнезия). Встречается и еще один вид амнезии, которую легко идентифицировать и изучать (так как больного можно обследовать и до, и после лечения). Это амнезия, развивающаяся после электрошоковой терапии. Этот метод лечения, состоящий из 6-12 процедур, назначаемых через день, применяют при тяжелой депрессии. В этих случаях после электрошоковой терапии память на недавние события снижается, а долгосрочная память сохраняется. В промежутках между процедурами антероградная амнезия частично исчезает, память восстанавливается, но остаточные явления амнезии на протяжении всей серии накапливаются. Предполагается, что амнезия при электрошоковой терапии развивается вследствие нарушения функций височной области и гиппокампа, особенно чувствительных к факторам, вызывающим судороги. Специфические особенности каждой разновидности амнезии и привели к представлению об особой роли в нормальном функционировании памяти двух таких областей как гиппокамп и миндалина, которые, повидимому, необходимы для консолидации следов памяти - переноса декларативной информации в долгосрочную память. * * * В целом, представленные в этом подразделе главы данные свидетельствуют о необходимости осмысления накопленных в науке фактов в свете новых представлений о физиологических механизмах памяти.
Вопросы для повторения и самоконтроля: 1. Дайте общую характеристику речи человека. 2. Дайте общую характеристику эволюционных аспектов речи. 3. Расскажите о физиологических основах речи человека. 4. Дайте общую характеристику мыслительной деятельности человека. 5. Расскажите о физиологических процессах, лежащих в основе мышления. 6. Дайте общую характеристику сознания человека. 7. Дайте общую характеристику эмоций человека. 8. Перечислите методы изучения и диагностики эмоций. 9. Дайте общую характеристику нейроанатомическим особенностям эмоций. 10. Дайте общую характеристику гуморальным аспектам формирования эмоций. 11. Каковы физиологические механизмы эмоций? 12. Охарактеризуйте память человека, ее виды. 13. Дайте общую характеристику основным гипотезам и теориям памяти. 14. В чем сущность концепции А.Н.Лебедева о нейронных кодах памяти и математическом моделировании памяти? 15. Дайте общее представление о мозговых механизмах непроизвольной и произвольной памяти.
Литература 1. Анатомия человека (в двух томах) /под ред. М.Р. Сапина. М.: «Медицина», 1993. 2. Агаджанян Н.А., Власова И.Г. и др. Основы физиологии человека: учебние.-М.:изд-во РУДН,2000.-408 с. 3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. -М.: Высшая школа,1991.-256 с. 4. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология.-М.:Просвещение,1970.-224 с. 5. М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 448 с. 6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.-М.: Изд-во МГУ,1989.-398 с. 7. К.В.Маринова Вопросы общей и возрастной физиологии нервной системы. М., 1992.- 136 с. 8. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: учебное пособие.-М.: изд-во УРАО,1988.-240 с. 9. Основы психофизиологии: учебник /Отв. ред. Ю.И.Александров.-М.:ИНФРА,1998.-432 с. 10. В.И.Циркин, С.И.Трухина Физиологические основы психической деятельности и поведения человека.-Н.Новгород:изд-во НГМА,2001.-305 с.
Оглавление Введение…………………………………………………………………………. Глава I. Речь как основа сознания (физиологические аспекты)……………… 1.Общая характеристика, виды речи…………………………………………… 2. Физиологические основы речи………………………………………………. 3. Эволюционные аспекты речи………………………………………………… Глава II. Физиологические аспекты мыслительной деятельности человека… 1.Общее представление о мыслительной деятельности человека…………… 2. Общее представление о физиологических процессах, лежащих в основе мышления………………………………………………………………………. Глава III. Сознание как физиологическая проблема…………………………… Глава IV. Физиология эмоций…………………………………………………… 1.Определение термина «эмоция»……………………………………………… 2. Методы изучения и диагностики эмоций……………………………………. 3. Нейроанатомия эмоций………………………………………………………. 4. Гуморальные аспекты формирования эмоций (нейрохимия эмоций)…….. 5. Физиологические механизмы эмоций (теории, гипотезы)…………………. Глава V. Общая характеристика памяти человека…………………………….. 1.Нервная или нейрологическая память……………………………………….. 2.Сложные виды памяти………………………………………………………… 3.Физиологические механизмы памяти………………………………………… 4.Концепция А.Н.Лебедева о нейронных кодах памяти и математическое моделирование памяти…………………………………………………………… 5.Представление о мозговых механизмах непроизвольной и произвольной памяти……………………………………………………………………………..
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |