Учебная дисциплина «Основы юридической риторики» относится к вариативному циклу ООП.
До изучения данной учебной дисциплины студенты должны изучить дисциплины «Теория государства и права», «Судоустройство и правоохранительные органы», «Профессиональная этика», «Конфликтология».
Общая трудоемкость в зачетных единицах – 2, в часах – 72.
Тематический план для студентов очной формы обучения:
№
п/п
Раздел (тема)
учебной
дисциплины
Семестр
Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)
Всего часов
лекции
Практические
занятия
СРС
Предмет риторики как науки и учебной дисциплины. Юридическая риторика, ее предмет и задачи
Риторический идеал античности и традиции русского красноречия
Риторический канон. Инвенция.
Диспозиция. Элокуция
Меморио. Акцио гипокризис
Речевое воздействие
Общие особенности подготовки публичного выступления
8.
Оратор и аудитория
9.
Жанры публичных выступлений
Итого:
3.1 Содержание дисциплины и образовательные результаты, коды формируемых компетенций:
№
п/п
Наименование раздела
учебной дисциплины
Коды формируемых
компетенций
Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
знать:
историю европейской и русской риторики; историю судебного красноречия; законы и категории общей и юридической риторики; требования к речевому поведению юриста в различных коммуникативных ситуациях;
особенности эристики, диалектики, софистики; этические правила ораторской деятельности.
уметь:
избегать логических ошибок; точно и ясно отвечать на поставленные вопросы; профессионально задавать вопросы; определять предмет спора; эффективно вести полемику; убеждать оппонента.
владеть:
навыками доказывания и убеждения; навыками выстраивания доводов в споре и способами опровержения
2.
Риторический канон
ОК-3, ОК-4
ПК-6-7, ПК-9, ПК-16
Знать: этапы классического риторического канона и их характеристику; виды и способы деятельности оратора на каждом этапе риторического канона; коммуникативные качества речи; барьеры и коммуникативные ошибки в речи; причины коммуникативных ошибок; методы преподнесения материала; классификацию риторических фигур; фигуры мысли; место метафоры в теории и практики красноречия; особенности письменной и устной речи; виды выразительности речи.
Уметь: завоевывать доверие слушающих; чувствовать речевые ошибки; преодолевать барьеры речи; фиксировать коммуникативные ошибки и их избегать; развивать коммуникативные качества речи; контролировать темп и ритм речи; вызвать интерес у слушающих и запомниться; достигать коммуникативный успеха речевой деятельности.
Владеть: внутренней речью; культурой речи; эмоциональностью и выразительностью речи; рефлексивным, нерефлексивным и эмпатическим способами слушания; методами преподнесения материала.
3.
Риторика и речевое воздействие в юридической практике
знать:
способы речевого воздействия; психологию общения и восприятия речи; условия эффективного речевого общения; вербальные и невербальные формы психологического воздействия; технические приемы нейролингвистического программирования сознания и поведения слушателей; изобразительно-выразительные средства речи.
уметь:
формулировать мысли; выбирать средства языка; формулировать и обосновывать правовую позицию; анализировать, правильно оценивать и опровергать правовую позицию и аргументы процессуального противника; формулировать и обосновывать собственную позицию;
владеть:
речевыми формами и методами воздействия на слушающих; речевыми эмоциями;; риторическими приемами аргументации; выразительными средствами языка; интонацией; техникой речи.
4.
Общие особенности подготовки публичного выступления
ОК-2; ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7; ПК-6;ПК-9;ПК-15
Знать:
виды публичных выступлений по цели и по форме; основные требования к публичному выступлению; основные характеристики аудитории и способы привлечения и поддержания внимания аудитории;
уметь:
работать над речевой формой выступления; формулировать мысли; выбирать средства языка; формулировать и обосновывать правовую позицию; анализировать, правильно оценивать и опровергать правовую позицию и аргументы оппонента; формулировать и обосновывать собственную позицию; привлекать внимание аудитории; взаимодействовать с аудиторией и воздействовать на нее;
владеть:
навыками работы с аудиторией; различными способами подготовки к публичному выступлению; интонацией, техникой речи.
5.
Жанры публичных выступлений
ОК-2; ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7; ПК-6;ПК-9;ПК-15
Знать:
специфику использования различных жанров публичной речи в юридической практике; правила эффективной аргументации; ошибки и уловки в демонстрации;
уметь:
готовить выступления разных жанров; завоевывать доверие слушающих; вызывать интерес у слушающих и запомниться; достигать коммуникативного успеха речевой деятельности.
Владеть:
соответствующей ситуации мимикой и жестикуляцией; логическими и психолого-риторическими приемами убеждения;
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел I. История ораторского искусства.
Определение риторики и современной риторики как дисциплины. Предмет и структура общей риторики. Понятие эффективной речи. Общая и частная риторики. Юридическая риторика как вид частной риторики, ее предмет и задачи.
Категории, закономерности и законы риторики.
Универсальный характер риторики. Использование в теории ораторского искусства познавательных возможностей философии, логики, социологии, психологии, этики, теории коммуникации, языкознания, а также – основ сценической речи.
Неориторика как продолжение традиций классической риторики. Неориторика и психолингвистика.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление