Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матрица компетенций




Содержание разделов дисциплины

Система знаний об общении в

Л.В. Анпилогова, Тюлюлюкина Т.Н.,

Образовательные возможности

Методические указания

По направлению подготовки

о трудоемкости дисциплины

1.2 Рабочая программа дисциплины

1.2.1 Рабочая программа дисциплины для бакалавров очного отделения

1.2.2 Рабочая программа дисциплины для бакалавров заочного отделения

1.3 Матрица компетенций по дисциплине

2 Учебно-методические материалы

1.4 Технологическая карта контрольных мероприятий освоения дисциплины

к практическим занятиям

2.2 Риторика [Текст]: Учебное пособие для студентов спец. соц., гуманит., и экон.

направлений /Авт.-сост. и ред.

Л.В. Анпилогова. – Оренбург:

Оренбургский институт экономики и

культуры, 2010. – 632 с.

общения в деятельности журналиста [Текст]: Учебное пособие /Авт.-сост. и ред.

Магеррамов И.А., Захаров. В.Н. –

Оренбург: «Вестник Оренбургэнерго», 2000. – 385 с.

содержании образования студентов [Текст]: Учебное пособие. /Авт.-сост. и ред.

Л.В. Анпилогова. - Оренбург: «Оренбургская губерния», 2001. – 167 с.

2.5 Культура профессионального общения журналиста [Текст]: Учебно-методическое пособие /Авт.-сост. Л.В. Анпилогова,

И.А. Магеррамов. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. – 118 с.


№ раздела Наименование раздела Содержание раздела
     
1. Понятие риторики   Риторика как наука и учебный предмет. Речь как сфера общения: - коммуникативный аспект речи; - информативный аспект речи; - психологический аспект речи.
2. Функционирование риторики в обществе   Сферы функционирования риторики в обществе. Особенности использования знаний по риторике в разных сферах деятельности: - средства массовой информации; - система паблик рилейшнз; - речевая коммуникация. Устные коммуникации в системе СМИ.
3. Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации   Виды речевого воздействия. Факторы, правила и приемы речевого воздействия. Коммуникативная позиция участников общения. Способы речевого воздействия на личность. Тактики речевого воздействия: прямые и косвенные.
4. Социально ориентированный диалог   Понятие диалога. Типы диалога. Условия успешного ведения диалога.
5.   Современный публичный монолог. Особенности монолога как одного из видов речевой деятельности. Особенности современного публичного монолога: - социально-политического; - академического; - судебного; - социально-бытового; - теле- и радиоречи.
6. Публичное выступление как условие решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности.   Особенности публичного выступления как условия решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности: Виды публичных выступлений: виды публичных выступлений по цели; виды публичных выступлений по форме; Особенности подготовки публичного выступления: подбор материала по выбранному вопросу; синтаксическое развертывание и оформление материала. Техника подготовки публичного выступления. Основные трудности публичного выступления. Общие требования к публичному выступлению.
7. Риторические средства выражения   Понятие риторических средств и их роли в элокуции. Понятие тропа (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение). Понятие риторической фигуры: - фигуры выделения; - фигуры синтаксиса; - фигуры речемыслительные; - фигуры, выражающие эмоции.
8. Взаимодействие оратора с аудиторией   Особенности взаимодействия оратора с аудиторией: - чувство аудитории; - состав слушателей; - портрет аудитории; - «борьба слушателей с оратором. Поведение оратора в аудитории. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.
9. Убеждающее выступление и его основные особенности   Убеждение аудитории. Основные виды убеждающих выступлений: - воодушевляющие; - агитационные; - собственно убеждающие. Демонстрация убежденности оратора посредством аргументации: - тезис и аргументы; - убедительность аргументов; - правила аргументации; - способы аргументации; - помехи восприятию аргументации; - правила эффективной аргументации.
10. Публичные дебаты и полемика   Публичные дискуссии в современном обществе. Отличия спора и обсуждения проблемы. Дебаты как разновидность обсуждения проблемы: - особенности дебатов; - подготовка дебатов; - проведение дебатов; - участие зрителей в дебатах. Особенности спора: - содержание спора; - классификация сора; - роль вопросов и ответов в споре; - доводы в споре Полемические приемы в публичных дискуссиях.

 

№ ОК, ПК Содержание компетенции № раздела дисциплины «Риторика»
    1.   2. 3.   4.   5. 6.   7.   8.   9.   10.  
ОК-1 готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности +                  
ОК-2 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности   +                
ОК-3 способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы       + +          
ОК-4 культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь           +   + + +
ОК-5 понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности   +                
ОК-6 готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности     + +            
ОК-7 умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности                 + +
ОК-8 способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта     +              
ОК-9 понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности     + +           +
ОК-10 способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности       +       + + +
ОК-11 готовность и способность работать в коллективе, творческой команде       +           +
ОК-12 владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности                    
ОК-13 способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности + +                
ОК-14 способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности +               +  
ОК-15 способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности                   +
ОК-16 способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны + + + + + + + + + +
ОК-17 свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного - национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций   +         +      
ОК-18 умение пользоваться изученными иностранными языками в личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в Интернет-сети     +           +  
ОК-19 способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях                 + +
ПК-1 понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ     + + +         +
ПК-2 понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества   + +              
ПК-3 ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции                 +  
ПК-4 понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций   + +     +     +  
ПК-5 знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ   +                
ПК-6 знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ   +                
ПК-7 понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре                    
ПК-8 знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков + +             + +
ПК-9 знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ                    
ПК-10 базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций           +   + + +
ПК-11 знание основ международного гуманитарного права, правовых норм, регулирующих функционирование СМИ в России, в том числе прав и обязанностей журналиста, авторского права                    
ПК-12 понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике     + + +          
ПК-13 ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов, понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционировании СМИ и политологического знания для журналиста                    
ПК-14 ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России                    
ПК-15 понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения           +     + +
ПК-16 понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях                    
ПК-17 ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста +   + +            
ПК-18 представление об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политике)                    
ПК-19 знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно - круга обязанностей корреспондентского корпуса                    
ПК-20 знание основ менеджмента в СМИ   +                
ПК-21 понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую)         + + +   +    
ПК-22 осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста                    
ПК-23 знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики                 +  
ПК-24 знание возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании                    
ПК-25 знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики +       +          
ПК-26 знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения)       + + +   +    
ПК-27 углубленное знание особенностей новостной журналистики и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика)                    
ПК-28 осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике                    
ПК-29 знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий                    
ПК-30 знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ             +      
ПК-31 знание иностранного языка и умение применять его в связи с профессиональными задачами                    
ПК-32 знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика)                    
ПК-33 ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ                    
ПК-34 знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа                    
ПК-35 знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ   +                
ПК-36 знание основ рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты) + +                
ПК-37 представление о технологии текстового и внетекстового продвижения публикаций СМИ       + + +     +  
ПК-38 знание основ организации научного исследования в сфере журналистики         +          
ПК-39 выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы           +        
ПК-40 собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ +         +        
ПК-41 оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных                    
ПК-42 редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов         + +        
ПК-43 осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории                    
ПК-44 осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта +         +     + +
ПК-45 участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект                    
ПК-46 принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу                    
ПК-47 участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия)                 +  
ПК-48 участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов                    
ПК-49 обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку +                  
ПК-50 привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ                 + +
ПК-51 работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов           +        
ПК-52 работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации)           +        
ПК-53 принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.)                   +
ПК-54 участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах                 +  
ПК-55 организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии       +   +        
ПК-56 участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач     +              
ПК-57 готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами +       + +     +  
ПК-58 участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий                    

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 47; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.