Разделы
бизнес-плана
| Краткая характеристика
| Примечание
|
Титульный лист
| Содержит:
- название предприятия;
- реквизиты предприятия;
- указание организационно-правовой формы;
- сведения о составе учредителей;
- информация о периоде планирования;
- составитель бизнес-плана
| Грамотно оформленный титульный лист придаст бизнес-плану профессиональный вид
|
Резюме
| Содержит описание:
- основной цели проекта;
- предлагаемого продукта или услуги (краткую характеристику);
- способов решения поставленной задачи;
- ожидаемого результата и эффективности проекта;
- конкурентных преимущества;
- требуемой суммы инвестиций
| Обычно резюме оформляется уже после написания всех других разделов бизнес-планирования. Целью раздела является привлечение интереса к проекту, описание возможностей для бизнеса и стратегия их реализации, информация о прибыли по инвестированному капиталу
|
Описание объекта
| - полное описание объекта;
- его функции;
- сферу применения;
- отличительные особенности;
- лицензионно-патентные права
| Описание объекта (продукции или услуги) содержит наглядные данные, которые позволят представить разрабатываемый объект со всеми его отличительными характеристиками
|
Характеристика отрасли
| Характеристика отрасли отражает:
- описание аналогов предлагаемого объекта;
- их отличительные особенности;
- конкурентоспособность аналогов и перспективы развития
| Характеристика отрасли учитывает наличие других предпринимателей, знание своих конкурентов, их возможности и способности, которые позволят позиционировать себя и дать оценку месту данного проекта с учетом конкуренции
|
Маркетинговый план
| Изучает, формирует структуру и уровень спроса, а также содержит описание:
- маркетинговой среды;
- потребителей продукта или услуги, их вкусов и предпочтений;
- способность платить и готовность покупать;
- сильных и слабых сторон конкурентов;
- оценки и указания доли рынка;
| Целью является разъяснить, как предполагаемый бизнес намерен воздействовать на рынок и реагировать на обстановку для обеспечения сбыта товара
|
Продолжение таблицы 4.1.
|
| - особых характеристик рынка;
- паблик релейшнз;
- рекламы;
- продвижения на рынок;
- ценовой политики;
- плана послепродажного обслуживания и поддержки продукта;
- прогнозов объемов продаж;
- плана модернизации и утилизации продукта;
- оценки результатов
|
|
Производственный план
| Содержит весь комплекс программ для производства и реализации продукции:
- план исследований и разработок;
- описание и характеристику ресурсного обеспечения;
- способы и источники получения ресурсов;
- описание производственных мощностей;
- состав комплектующих изделий;
- характеристику производственных процессов;
- характеристику оборудования;
- описание производства;
- возможность модернизации и совершенствования продукции;
- подбор и обучение персонала
| Представление информации по обеспеченности выпуска продукции с производственной стороны и разработка мер эффективности и надежности организуемого производства. Дается графическая характеристика производственного цикла бизнеса
|
Организационный план
| Отражает способы управления реализацией бизнес-плана:
- размещение предприятий и всего недвижимого имущества;
- размещение другой собственности;
- источники снабжения материалами;
- источники снабжения рабочей силой;
- организацию функционирования;
- возможность реорганизации;
- деловое расписание;
- квалификационные требования;
- состав подразделений и их функций
| Приводится информация об организационной структуре фирмы, персонале, кадровой политике и системе стимулирования работников в достижении фирмой высоких экономических результатов
|
Окончание таблицы 4.1.
|
Финансовый план
| Описывает финансовое обеспечение предполагаемого проекта:
- потребность в финансах;
- структуру капитала;
- источник финансирования;
- финансовые показатели;
- организацию финансового планирования, анализа и учета;
- описание отчетности;
- оценку привлекательности бизнеса
| Обобщаются материалы, показывающие потенциал фирмы в стоимостном выражении. Анализируется состояние потока реальных денег (наличности), устойчивость предприятия, источники и использование средств
|
Юридический план
| Обеспечивает правовую поддержку проводимого мероприятия:
- условия оформления и регистрации предприятия;
- вопросы лицензирования;
- вопросы сертификации;
- патентные права;
- условия реорганизации;
- условия ликвидации
| Дается информация по правовому обеспечению деятельности фирмы: форме собственности и правовом статусе фирмы
|
Управленческий план
| Отражает функции и задачи менеджмента в обеспечении успешной реализации бизнес-планирования:
- структуру и систему управления;
- процедуры управления;
- политику в области подготовки кадров;
- контроль исполнения;
- механизмы стимулирования;
- формы вознаграждения
| Обобщается деятельность по координации работы всех участников функционирования организационного механизма
|
Оценка и страхование риска
| Содержит описание возможных рисков:
- политических;
- финансово-экономических;
- организационных
| Приводится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба, описание организационных мер по профилактике и управлению рисками, разрабатывается программа страхования от рисков
|
Оценка эффективности предпринима-
тельского проекта
| Содержит общую оценку эффективности предпринимательского проекта:
- показатели прибыли;
- показатели рентабельности;
- социальную значимость проекта;
- долговременные перспективы осуществляемого плана
| Анализируются главные достоинства проекта и его основные недостатки, вероятность осуществимости проекта и оценка целесообразности реализации проекта
|