Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА : Учёт по центрам затрат и центрам ответственности




4.

2.

1.

Формирование управленческого учета как самостоятельной ветви учета в Украине сложилось под влиянием развивающихся рыночных отношений, обусловивших все возрастающих информационных потребностей менеджмента.

Официальное признание размежевания финансового и внутрихозяйственного (управленческого) учета в украинской практике состоялось в 1999 г. с принятием

Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Статья 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определяет внутрихозяйственный (управленческий) учет как систему обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием.

Пункт 5 статьи 8 Закона предусматривает, что с целью обслуживания внутренних информационных потребностей управления предприятие самостоятельно, исходя из особенностей деятельности, разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета и отчетности.

Для того, чтобы управленческий учет на отечественных предприятиях функционировал как комплексная, интегрированная система информационного обеспечения поддержки управления необходимо, чтобы предприятия при разработке систем и форм внутрихозяйственного учета и отчетности следовали бы Концептуальным основам управленческого учета, его общеметодологическим принципам и конструкциям, апробированным в мировой практике.

В процессе эволюции производственного учёта сформировались определённые общеметодологические конструкции управленческого учёта:

1. Управленческий учёт организуется на основе общих принципов исходя из технологических и организационных особенностей конкретного предприятия, внутренних потребностей, целей и задач управления.

2. Управленческий учёт является учётом внутренних потребностей и служит интересам предприятия.

3. Управленческий учёт является не регламентируется государством, не ограничен правовыми актами и учётными стандартами. В методологии управленческого учёта нет ограничений, используется любая система, дающая результат, полезная управляющим.

4. Администрация предприятия самостоятельно решает, в какой форме, и по какой системе будет организован управленческий учёт.

5. Методология управленческого учёта может быть разработана на самом предприятии, либо заимствована им извне на коммерческой основе.

6. Хотя методология управленческого учета не стандартизирована, принципы и методы управленческого учёта разрабатываются как национальном, так и на международном уровне.

Наиболее известными национальными разработками по управленческому учету является французский Национальный план счетов (PCG), разработанный Национальным советом по бухгалтерскому учету, а также Положения Института управленческого учета США.

В пяти главах третьего титула PCG осуществлена подробная методическая проработка проблем организации управленческого учета.

Так, глава А посвящена

 

В главе В

 

Глава С

 

Глава D

 

В главе Е

 

Отсюда следует, что для Франции характерен значительный уровень стандартизации в системе управленческого учета.

Подробная методическая проработка проблем организации управленческого учета на национальном уровне содержится также в Положениях Института управленческого учета США (Statemente of Management Accounting – SMA); их более 60, в т. ч.:

 

 

Организационно-методические аспекты управленческого учета в Украине рассматриваются в отраслевых Методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости (в машиностроении, черной металлургии, сельском хозяйстве и др.) и частично – в П(С)БУ 16.

Что касается методической проработки проблем организации управленческого учета в международной практике, то современная концептуальная основа управленческого учета представлена и в специальной публикации Международной федерации бухгалтеров (IFAC), - одной из наиболее авторитетных в мире организаций профессиональных бухгалтеров. В этом документе рассмотрены 4 категории концепций:

 

 

Названные концепции взаимосвязаны и в совокупности составляют концептуальную подпочву управленческого учета. Существенно, что концептуальная основа была разработана с учетом наилучшей международной практики. Поэтому ее можно использовать как руководство для разработки и оценки системы управленческого учета на конкретном предприятии.

Система разработанных IFAC нормативов по практике международного управленческого учёта (разработано 7, действуют 6) и нормативов по исследованиям в его области (разработано 12, действуют–10), содержит рекомендации относительно гармонизации методов и приёмов управленческого учёта.

 

Хотя методы и приёмы управленческого учёта варьируют в зависимости от целей управления, они должны основываться на концептуальных принципах, служащих основой организации и методологии правленческого учёта (рис.1).

Организационные формы учета производственных затрат и калькулирования представляют собой генеративные системы, фокусирующие технологию бизнесовых процессов, действующие нормы бухгалтерского учета, учетную политику предприятия.

В результате взаимодействия этих факторов в управленческом учете формируется та или иная его организационная форма, которая строится по следующим признакам-основаниям: используемые бухгалтерские счета; применяемые предприятием подходы к группировке издержек, зависящие от выбранного объекта учета затрат, полноты их охвата, оперативности учета и контроля затрат. На рисунке 2. показан алгоритм формирования и дифференциации организационных форм и систем управленческого учета


 

Принципы Содержание, значение принципов

 

 

 

1. Возникновение и генезис системы учета по центрам ответственности

2. Цели и принципы учета по центрам ответственности

3. Концепция центра ответственности

4. Центры ответственности и места затрат: общность и отличия

5. Организационно-технологические факторы бизнеса, их значение для обособления центров и делегирования ответственности

6. Механизм установления контролируемых статей затрат и доходов

7. Типология центров ответственности как результат делегирования прав и ответственности

8. Модель обособления центров ответственности по функциональному признаку

9. Бюджеты линейных и генеральных центров, их взаимосвязь

10. Формирование и представление в отчетности данных о фактических затратах центров

11. Отчеты об исполнении бюджетов центров как вид внутренней отчетности: назначение, порядок составления, взаимосвязь

12. Показатели оценки деятельности центров

1. Одним из путей преодоления монополизма в принятии управленческих решений является децентрализация управления (рис.1).

 
 

 

 


Жизнеспособность децентрализации управления на практике связывается с системой является «респосибилитиблцентр», предусматривающая учет по центрам ответственности и местам формирования затрат. Наиболее эффективно сочетание этой системы со «стандарт кост».

2. Современная система учет по центрам ответственности должна быть нацелена на выполнение следующих функций (рис. 2):


Современная система учета по центрам ответственности предусматривает ее организацию по следующим принципам:

§ установление центров ответственности;

§ определение контролируемых статей затрат и поступлений с тем, чтобы менеджер отвечал только за контролируемые им затраты и поступления;

§ составление бюджета для каждого центра;

§ персонализация учетных документов;

§ сбор и систематизация информации о затратах/поступлениях в разрезе центров;

§ регулярная отчетность центров об исполнении бюджетов,

§ аналитическая оценка деятельности центров и их руководителей.

3. Для того, чтобы правильно выделить центры ответственности, следует опираться на концепцию центра ответственности (рис. 3.).

 

 


 

 

4. В контексте концепции центров ответственности возникает вопрос о соотношении центров ответственности и мест возникновения затрат. Центр ответственности - сфера деятельности (сегмент или подразделение предприятия), возглавляемую менеджером, наделенным необходимыми полномочиями и персональной ответственностью за показатели деятельности центра. Принципиальным отличием центров ответственности от мест возникновения затрат является учёт ответственности. Наряду с различиями существует и общность этих объектов.

5. Для выделения центров важно обосновано делегировать менеджерам соответствующие полномочия в принятии решений и закрепить за ними персональную ответственность. Для этого, в первую очередь, необходимо принять во внимание:

§ организационно-технологическую структуру предприятия,

§ должностные инструкции, устанавливающие права и обязанности конкретных работников.

Делегирование прав и ответственности тому или иному менеджеру должно осуществляться с учетом его возможности контролировать те или иные показатели деятельности вверенного ему центра, - статьи затрат, статьи поступлений или др.

6. Определение контролируемых статей – ключевая задача внедрения учета по центрам ответственности. Для закрепления ответственности целесообразно исходить не только из возможности абсолютного, но и относительного контроля, - он также требует закрепления ответственности. Для этого имеет смысл позаимствовать из зарубежной практики понятие относительного контроля, руководствуясь при этом рекомендациями Комитета по стандартам и концепциям затрат США.

7. В соответствии с природой средств и ответственности, делегируемой субъектам управленческого учёта, в зарубежной практике сложилась определенная типология центров ответственности: центры затрат, центры доходов/прибыли, центры инвестиций.

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.