Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Число прибывших (вся миграция), Россия, тыс. чел.




Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания.

Преобразуйте предлагаемый текст в схему.

Социальный контроль – это система регламентации, определяющая поведение индивида или социальной группы, при условии выполнения которой общество сохраняется как целостность. Выход же индивида или группы за пределы установленной регламентации автоматически означают попадание их в «пространство наказания». Таким образом, понятие социального контроля укладывается, если говорить максимально просто, в старую как мир и вечно актуальную дилемму «можно-нельзя».

Принято различать два основных вида социального контроля – формальный и неформальный. Формальный контроль осуществляется специально выделенными для этой цели официальными субъектами власти: юридический, идеологический, профессиональный контроль. Неформальный контроль воплощается в неписанных системах оценок и реакций, связанных с общественным мнением, традициями, привычками, обычаями и т.п.: моральный контроль, национально-этнический контроль, семейно-родовой контроль. Эти шесть основных форм социального контроля в своей совокупности охватывают фактически все виды и уровни жизнедеятельности любого человека и любой социальной группы.

Ответ:

 

Нет однозначного ответа на вопрос, насколько миграционная мобильность в России в советский период поддерживалась или сдерживалась государством. С одной стороны, в стране постоянно развертывались организованные государством кампании по переселению многих тысяч и даже миллионов человек в районы быстрого индустриального развития, в основном на востоке страны. С другой – государство сдерживало миграцию, в том числе посредством системы паспортизации и сопутствующей ей прописки. Процесс организованного переселения в районы быстрого индустриального развития не всегда шел гладко, и даже в период безусловного господства плановой экономики население в основном совершало самодеятельные переселения. Максимального значения организуемая государством миграция достигла в конце 1940-х гг. и составляла 40% всех переселений. По оценкам для конца 1970-х – начала 1980-х гг., доля управляемой миграции в России составляла 15%.

В годы репрессий конца 1920-х – начала 1950-х гг. осуществлялись массовые высылки и депортации сотен тысяч людей в регионы Севера и Сибири. Многие крупные города в российском Заполярье создавались за счет фактически бесплатного изнурительного труда заключенных. Репрессированные после отбытия срока заключения оставались на поселении в северных городах и зачастую не имели права выезжать оттуда. Долгое время государство стимулировало миграцию в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, устанавливая надбавки к заработной плате и предоставляя многие льготы работающему там населению.

Население, проживающее в месте жительства с рождения и не с рождения, %

 

Многие исследователи признают, что с конца 1990-х гг. миграция, связанная со сменой постоянного места жительства, вытесняется временными формами пространственной мобильности. Об этом свидетельствует широко развернувшаяся в постперестроечное время внутренняя трудовая миграция. По масштабам она напоминает «отходничество», распространенное в России в конце XIX – первой трети XX в. Согласно данным одного из недавних российских обследований населения, распространенность работы на выезде составляет 4,4%: столько опрошенных указали, что в течение последних двух лет они или члены их семьи выезжали с целью заработка в другие населенные пункты. По крайней мере для 2/3 опрошенных работа на выезде является основным и/или единственным занятием.

Временная трудовая миграция способствует формированию миграционных намерений, т.е. в перспективе ведет к миграции, уже связанной с изменением постоянного места жительства. Респонденты, которые имели работу на выезде, чаще собираются в будущем переехать в другой населенный пункт: такие намерения высказывали 41% тех, кто ездит постоянно, 22% выезжающих иногда и только 11% не выезжающих на заработки. Работа на выезде – хороший способ подготовить свой переезд (люди часто переезжают туда, куда ранее приезжали на время). Так, по данным опроса, проведенного Центром миграционных исследований в 2004 г., среди причин, побудивших респондентов выбрать для жительства именно данный населенный пункт, 15% указали, что здесь ранее работали сами или родственники. По рангу эта причина уступает только переезду к родственникам. Потенциальный мигрант имеет возможность подготовить свой переезд: встроиться в рынок труда, подыскать подходящее жилье для семьи.

Источник: Мкртчян Н.В., канд. геогр. наук, вед. научн. сотр. Института демографии ГУ-ВШЭ. «Миграционная мобильность в России: оценки и проблемы

анализа».

 

1. Охарактеризуйте динамику пространственной мобильности населения России в середине 20-х гг. ХХ в. – начале XXI в. Свои выводы подтвердите тремя ссылками на статистические данные.

2. Какова эволюция роли государства в миграционных процессах в России в данный период. Используя знания курса обществознания и привлекая исторические сведения, укажите, в чем заключаются причины данной эволюции?

3. Автор исследования связывает процессы миграции и урбанизации. Опираясь на статистические данные, подтвердите вывод автора. Используя знания курса обществознания и привлекая исторические сведения, объясните данную связь

 

Ответ:

1. Пространственная мобильность была достаточно низкой в начале данного периода. Затем наблюдается ее резкий, скачкообразный рост. Высокий уровень мобильности наблюдается до конца 70-х гг. ХХ в. и затем начинается ее равномерное, неуклонное снижение.

Обоснования. 1. В 1926 г. число людей, живших с рождения с своих населенных пунктах, было втрое больше числа приезжих. 2. К 1979 эти показатели стали примерно равны, затем число живущих в своих населенных пунктах с рождения стало больше числа приезжих. 3. На отрезке с 1939 г. до нач. 80-х гг. число прибывших в российские города колеблется в пределах 5- 7 млн. чел в год, затем оно неуклонно снижается, в это же время начинает снижаться число прибывших в сельские поселения.

2. Роль государства в миграционных процессах была высокой с 30-х гг. ХХ в. и до конца 70-х гг., затем она снижалась и практически утратилась к настоящему времени.

Объяснение. Советское государство с его авторитарным политическим режимом и плановой экономической системой имело широкие возможности для организации миграции значительных масс населения и нуждалось в такой миграции для индустриализации страны и освоения ряда регионов. К 80-м годам данные задачи были решены. Современное российское государство лишено возможности организации миграции административным путем.

3. Число людей, прибывших в города во второй половине ХХ в. вплоть до середины 90-х гг. значительно превышает число прибывших в сельские поселения. Миграции в России в ХХ в. были, прежде всего, вызваны потребностями индустриализации, а она сопряжена с ростом численности городского населения, увеличения количества городов.

Познавательные задачи

1. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.

MV = PQ,

где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.

Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.

Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически.

1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.

2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.

3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.

 

Ответ:

Все три вывода правильные,

что доказывается выведением формулы: Р = MV: Q

2. Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их корней.

1. Урбанизация, гражданство, политика.

2. Философия, софистика.

 

Ответ: 1. В основе этих терминов – слово «город» (в латинском, русском и греческом вариантах соответственно). Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества. Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. 2. София – в перевод с греческого «мудрость». Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном искажении логических законов.

 

3. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.

Ответ: 1. Являются ли эти нормы общеобязательными? 2. Являются ли эти нормы формально определенными? 3. Приняты ли эти нормы государством? 4. Поддерживаются ли эти нормы принудительной силой государства? 5. Являются ли эти нормы правилами общего порядка, определяют ли они права и обязанности всех людей и организаций во всех соответствующих им случаях?

 

4. Представьте себе такую ситуацию. Ваш друг прочитал статью, посвященную изучению одного из природных явлений, и рассказал вам о выводах автора. Вам нужно убедиться, что это статья – результат научного изучения данного явления. Сформулируйте пять вопросов, ответы на которые убедят вас в обоснованности того или иного суждения относительно характера знания, изложенного в статье.

Ответ: Могут быть сформулированы, например, такие вопросы:

1. Рассмотрено ли данное явление объективно, таким, какое оно есть, или автор привносит в рассмотрение вопроса что-то субъективное? 2. Опирается ли автор на рациональные методы обоснования выводов или ограничивается ссылками на мнения, авторитеты? 3. Стремится ли автор к открытию, познанию, обоснованию закономерностей развития данного явления? 4. Пытается ли автор проникнуть в сущность явления? 5. Можно ли проверить выводы автора (методами наблюдения, эксперимента, логическим путем и др.)?

Принимаются любые другие вопросы, отвечающие условиям задания.

5. Решите правовые задачи.

1. 15-ти летний З. в момент ограбления магазина был задержан охранниками и препровожден в отделение милиции. Следователю, который хотел его допросить, З. ответил, что он отказывается давать показания на основании статьи, закрепленной Конституцией РФ.

Вправе ли З. отказаться от дачи показаний? Какую статью (если не номер, то по сути) подразумевает З. и какие права в этой статье закреплены?

2. Для рассмотрения уголовного дела в отношении У. и других 27 октября 2007 г. была сформирована коллегия присяжных заседателей, в состав которой включен К.

30 октября 2007 г. К. не прибыл на судебное заседание без объяснения причин неявки. 19 ноября 2007 г. он повторно не явился в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя.

Может ли К. быть привлечен к ответственности за неисполнение обязанностей присяжного заседателя?

Если да, то какой орган будет принимать об этом решение и как может быть наказан К.?

3. Л. не доволен оплатой, которую владелец частного предприятия (он трудился на нем две недели) произвел с ним. Л. заявил владельцу, что обратится с жалобой в суд. Тот ответил, что поскольку между ним и Л. не был заключен трудовой договор, то официально трудовые отношения не возникли, а значит суд не примет иск. «Но ведь я работал, а трудовых отношений значит не было?» – воскликнул Л. Разрешите ситуацию, опираясь на трудовой кодекс РФ.

Ответ:

Ссылки на конкретные статьи закона не обязательны.

1. З. вправе не давать показания. Он воспользовался статьей 51 Конституции РФ, которая предоставляет право не свидетельствовать против себя и иных лиц.

2. Может. Суд, рассматривающий дело, может вынести постановления о наложении на К. денежного взыскания.

3. Трудовые отношения возникают не только при заключении трудового договора, но и на основании фактического допущения сотрудника к работе с ведома и по поручению работодателя. (Ст. 15 ТК РФ).

6. Решите правовые задачи.

1. Несовершеннолетний М. – работник ОАО, без уважительных причин не прошел ежегодный медицинский осмотр, в связи с чем он был отстранен от работы начальником цеха. За время отстранения от работы М. заработная плата не начислялась. М. считает, что и отстранение от работы из-за того, что он не прошел мед.осмотр, и невыплата ему заработной платы за это время является нарушением трудового законодательства.

Прав ли М.? Ответ обоснуйте.

2. Собственник 3-х комнатной квартиры гражданин К., являясь индивидуальным предпринимателем, организовал в одной из комнат своей квартиры пошив женской одежды. Жалоб от соседей К. никуда не поступало, поскольку деятельность К. им не мешала. Однако, сотрудники ДЭЗ потребовали у К. прекратить заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью на дому и арендовать для этого нежилое помещение.

Кто прав в споре? Ответ обоснуйте.

3. Гражданин А. был осужден за совершение преступления к лишению свободы. По решению суда назначенное наказание он будет отбывать условно. Во время течения испытательного срока были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания области, в которой он проживал. А. решил зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты, однако избирательной комиссией области в регистрации ему было отказано на том основании, что он осужден судом к лишению свободы, а срок наказания еще не истек, и, следовательно, он по Конституции РФ не имеет права быть избранным.

Законны ли действия избирательной комиссии? Ответ обоснуйте.

Ответ: Ссылки на конкретные статьи закона не обязательны.

1. Нет. Лица не достигшие возраста 18 лет обязаны проходить ежегодный мед. осмотр (ст. 266 ТК РФ). Лица не прошедшие мед. осмотр не допускаются к работе (ст. 76 ТК РФ). За время отстранения от работы заработная плата не начисляется.

2. Прав К. Ст. 17 ЖК допускает использование жилого помещения для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает прав других лиц.

3. Нет. Согласно ч.3 ст.32 Конституции РФ «не имеют права быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда», А. же не находится в местах лишения свободы, отбывая наказание условно.

 

7. Представьте себе такую ситуацию:

Гражданин Борисов взял в бюро проката телевизор сроком на 2 месяца. При заключении договора прока арендодатель в присутствии Борисова поверил исправность телевизора, но через 45 дней телевизор сломался, и Борисов обратился в бюро с просьбой заменить телевизор другим.

В бюро заменить телевизор отказались и, кроме того, потребовали от Борисова оплатить ремонт телевизора, поскольку он сломался в процессе эксплуатации Борисовым.

Кто прав в этой ситуации? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Бюро проката в данном случае обязано заменить телевизор другим или осуществить его ремонт (ст. 631 ГК РФ).

 

8. Решите правовые задачи. При их решении вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно.

1. В газете «Наш край родной» был опубликован только что подписанный Президентом РФ Федеральный закон. Документ содержал указание на место издания, даты принятия, подпись Президента. Может ли гражданин сослаться на данную публикацию закона в своем исковом заявлении? Ответ обоснуйте.

2.Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье.

Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита? Какой ответ должен быть дан гражданину С.?

3. Гражданин Л. потребовал в Администрации города предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано.

Правомерен ли отказ Администрации города гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять?

Ответ: 1. Нет, т.к. федеральный закон считается официально опубликованным только в следующих изданиях: «Российская газета», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства».

2. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.152.1) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина. Так как права гражданина С. нарушены, он вправе обратиться в суд за их защитой.

3. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в реализации их прав. Если должностные лица, препятствуют гражданам в реализации их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то они привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Таким образом, гражданин Л. может обратиться в прокуратуру города с жалобой на нарушение его прав администрацией города.

9. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться необходимо положениями «Всеобщей декларации прав человека».

9.1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _____________________________

9.2. Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________________

9.3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушив его право _____________________________

9.4. Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде» А.Пушкина, нанявшись на работу к попу. Воспользовался своим правом ________________________

9.5. Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право_________________________

9.6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана-царевича, нарушив тем самым его право________________________

9.7. Приказав Чернавке увести царевну и бросить связанной в лесу, царица посягнула на_____________________

9.8. Брак королевича Елисея и царевны был заключен при________________________

9.9. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на___________________________

9.10. Папа Карло, подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на____________________________

9.11. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право____________________

9.12. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино______________________________

9.13. Когда Буратино, лиса Алиса отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом___________________________

 

Ответ:

9.1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на свободу передвижения.

9.2. Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на личную неприкосновенность.

9.3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушив его право неприкосновенность жилища.

9.4. Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде» А.Пушкина, нанявшись на работу к попу. Воспользовался своим правом на труд.

9.5. Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на владение имуществом.

9.6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана-царевича, нарушив тем самым его право на жизнь и личную неприкосновенность.

9.7. Приказав Чернавке увести царевну и бросить связанной в лесу, царица посягнула на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

9.8. Брак королевича Елисея и царевны был заключен при свободном и обоюдном согласии.

9.9. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на неприкосновенность жилища.

9.10. Папа Карло, подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на получение бесплатного образования.

9.11. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на пользование культурными учреждениями.

9.12. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино иметь имущество в собственности.

9.13. Когда Буратино, лиса Алиса отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину.

 

10 Решите правовые задачи. При их решении вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно.

1. 17 - ти летний К. пришел устраиваться в крупный супермаркет на работу фасовщиком. В отдел кадров он представил свой паспорт, приписное свидетельство, справку из ЖЭУ и справку о состоянии здоровья. Однако его попросили предоставить характеристику из школы и справку из милиции об отсутствии правонарушений, объяснив это тем, что в своей работе молодой человек будет иметь дело с продуктами и непродовольственными товарами, и администрация супермаркета должна быть уверена в том, что на фасовке не будет хищений. Права ли администрация? Свой ответ объясните.

2. Р. работает по трудовому договору. В июле он успешно сдал экзамены в университет и 28 августа узнал, что зачислен. Р. подал заявление о расторжении трудового договора, в котором указал причину увольнения, но работодатель обязал его отрабатывать 2 недели. Прав ли работодатель? Ответ обоснуйте.

3. 18-летний К. вместо службы в армии проходит альтернативную гражданскую службу в госпитале для ветеранов. Укажите возможную причину, по которой ему разрешили заменить военную службу альтернативной. Какими нормативно-правовыми актами регулируется его деятельность?

Ответ:

1.Администрация. В данном случае администрация может сама навести справки о работнике, однако работник не обязан предоставлять дополнительные документы.

2.Не прав, поскольку по ТК РФ (ст.80) данное увольнение по инициативе работника связано с уважительной причиной.

3. Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; деятельность регулируется ТК РФ и ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Задания на работу со статистическими источниками




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.