КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое инноватика.
Инноватика - комплексная, междисциплинарная область знаний об инновациях, наука о возникновении, производстве и распространении практических новшеств, о содержании, условиях и результатах этих процессов. В современных российских условиях можно выделить следующие ее направления как основные, первостепенные: 1) понимание истории инноватики, ее становления за рубежом и в России; 2) исходные, базовые теоретические положения, методология и методика инновационной деятельности; 3) неопределенности и риски в инновациях, пути их снижения; 4) инновационный опыт российских предприятий, фирм; 5) венчурное предпринимательство и проблемы становления национальной инновационной системы в России. А также состояние и перспективы подготовки специалистов по инноватике в наших вузах. В настоящей статье дана краткая характеристика этих направлений. Термин «инновация» (innovation) первоначально, еще в XIX веке, связывался с изменениями в культуре. И до сих пор это его значение сохраняется в этнографии. В Толковом словаре В. Даля слово «новшество» также имеет культурный смысл: «введенье новизны, новых обычаев, порядков». В начале XX века термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 году Вернер Зомбарт в большой статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию предпринимателя как инновато-ра. Нарисовав образы ряда пионеров раннего капитализма, в частности Сименса, Вернер Зомбарт заключил: основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире.
В 1911 году Йозеф Шумпетер предложил более общую концепцию инновационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли. В конце 1930-х годов он ввел различение базовых инноваций и инноваций-следствий (Basisinnovationen und Folgentnnovationen). Это стало важным шагом в становлении теории инноваций. После великой депрессии начала ЗО-х годов XX века среди менеджеров США, а затем и других развитых капиталистических стран становится популярным словосочетание «инновационная политика фирмы» как символ способности фирмы выйти из депрессии. С самого начала внимание сосредоточилось на фирме как инициаторе и создателе инноваций, на ее восприимчивости к инновациям, на зависимости этой восприимчивости от организационных структур и методов управления. Затем предметом изучения и управления стал маркетинг: поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных стадий и нововведения в целом. Постепенно стала расти роль государственной политики в отношении инновационной деятельности фирм, помогающей их конкурентоспособности на международном рынке; в 1980-х годах в странах с развитой рыночной экономикой возникли национальные инновационные системы. Другая ситуация с инновациями сложилась в странах с плановой экономикой. Здесь доминировало централизованное, мобилизационное управление научно-техническим прогрессом на общенациональном, государственном уровне. Административно-командное внедрение инноваций позволило Советскому Союзу поначалу достичь выдающихся успехов в отдельных областях, прежде всего в военно-технических. Но проблемы широкого распространения нововведений и их использования гражданскими потребителями не решались. Постепенно нарастало отставание советской экономики от экономики США и развитых стран Западной Европы по важнейшим показателям, определяющим качество жизни населения. Появилась угроза отставания и в области вооружений, особенно в информационно емких видах техники.
Часть советских ученых осознавала необходимость переместить центр внимания на первичный уровень технических и организационных нововведений, рождающихся в деловых организациях, и помогать успешному их осуществлению. Во ВНИИ системных исследований АН СССР и Госкомитете по науке и технике СССР уже в 1977 году был инициирован поисковый про- ект «Факторы, способствующие и препятствующие эффективному осуществлению нововведений в организациях», а с 1980 года стал осуществляться крупный проект «Нововведения в организациях». Около десяти лет он был центром развития инноватики в Советском Союзе. Были осмыслены исходные положения этой области знания, ряд выводов и предложений прикладного характера вошли в проект Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы. Однако судьба Комплексной программы НТП СССР была предрешена. Руководству партии стало уже не до долгосрочной программы: за четыре года (1981-1984) скончались три генеральных секретаря ЦК КПСС, на этот пост заступил четвертый - М.С. Горбачев. К началу 1990-х годов сохранявшиеся очаги технических нововведений гасли под напором начинавшегося спонтанного передела собственности, который уже трудно назвать нововведением. Затем свершилась трансформация советского общества, плановая экономика сменилась рыночной, многоукладно-смешанной, В настоящее время российское общество ориентируется на инновационный путь развития. Возрастает экономически, социально и политически мотивированный спрос на продукт-ные, технологические и иные инновации. Следовательно, растет и спрос на специалистов в области инноватики. Прежде всего - на подготовку таких специалистов в системе высшего образования. Вывод очевиден: сегодня России требуется множество специалистов по инноватике; пришло время широкой их подготовки в вузах, а также время инновационной переподготовки специалистов других областей знания путем овладения основами и методами инноватики.
Основы инноватики можно представить в виде нескольких исходных положений. Во-первых, принимается базовое определение инновации как процесса создания, распространения и использования новшества для удовлетворения новой или для лучшего удовлетворения прежней потребности людей; его новизна удостоверяется патентом или иным видом государственной лицензии. Во-вторых, инновационный процесс рассматривается как цикличный, основной формой которого является расширенное воспроизводство. Вместе с тем его экономическая и иная эффективность реализуется во взаимодействии с его средой и зависит от стадии его жизненного цикла - инновационная стратегия фирмы выстраивается как последовательная смена реализуемых инноваций новыми, более конкурентоспособными. В-третьих, формирование современной инновационной стратегии фирмы и успешная реализация конкретных инноваций во многом зависят от ключевой фигуры инновационных процессов — менеджера по управлению инновациями, от его профессиональной подготовки и успешного использования методов такого управления. Необходимым дополнением основ инноватики служит знание природы инновационных рисков, способов их оценки и путей снижения. Например, путем формализованного анализа рисков, разработки бизнес-планов инновационных процессов с поправкой на риск и др. Один из распространенных способов - оптимизация портфеля инновационных проектов по критериям «риски-доходы». Кроме того, требуется знание инновационного опыта российских предприятий, фирм на современном этапе их эволюции, понимание того, что на данном этапе инновационная стратегия фирмы является одним из основных ее конкурентных преимуществ. Вопреки пессимистическим настроениям, позитивный опыт инноваций накапливается в различных отраслях народного хозяйства и в ряде регионов страны. После финансового кризиса 1998 года многие фирмы успешно прошли первую стадию оживления инновационных процессов, на которой первостепенное значение имело соответствие продукции ГОСТам, техническим условиям или лучшим зарубежным аналогам. В начале нынешнего десятилетия значительная часть предприятий вступила во вторую стадию инновационного развития, когда продукция оценивается с позиций потребителя: качественный товар должен отвечать его ожиданиям. Теперь эффективность инноваций предприятий, фирм зависит уже не только от инициативы их директоров, но все больше - от научной обоснованное-ти самих инноваций, квалификации менеджеров инноваций, качества социально-экономических институтов российского общества и его регионов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |