Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие структуры управления




Структура управления СКД

Лекция 5.

Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и слож­ная организационная структура. Под структурой управления СКД понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных эле­ментов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обес­печивающих их функционирование как единого целого. По суще­ству, речь идет о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных служб, которые с помощью ме­неджмента строятся таким образом, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли.

Управлять туристской структурой — значит оптимально распре­делить цели и задачи между структурными подразделениями и ра­ботниками организации.

В структуре управления организацией выделяются звенья (от­делы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так­же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие фун­кции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и коор­динацию деятельности нескольких структурных подразделений.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев уп­равления, занимающих определенную ступень в системах управле­ния организацией.

Высший уровень управления организацией может быть пред­ставлен председателем Совета директоров (наблюдательным сове­том), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способ­ствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управ­ление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реали­зацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широ­кий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, бюро, директора предпри­ятий, входящих в состав организации, начальники функциональ­ных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальника­ми. Это руководители, находящиеся непосредственно над работ­никами (не руководителями), — чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредствен­ных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается.

Такое распределение общего времени связано с тем, что менед­жеры всех трех уровней имеют два вида заданий: задания по ме­неджменту и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный про­цент времени тратит на принятие управленческих решений и оп­ределенный — на принятие решений по специальности.

 

Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации

При формировании сфер деятельности организации следует, во-первых, решить общую задачу — функцию этой организации разделить на составные элементы; во-вторых, попытаться все задачи этой функции объединить по смыслу, объему и логике. Главный смысл разделения труда состоит в специализации ра­ботников на выполнении отдельных видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько полно и глубоко учтена квалификация исполнителей, будет за­висеть эффективность работы организации и личный трудовой вклад каждого из них.

Горизонтальное разделение труда. Горизонтальные отношения имеют согласовательный характер и являются, как правило, одно­уровневыми. Горизонтальное разделение труда — это качествен­ная и количественная дифференциация трудовой деятельности. По существу, это разделение всей работы на составляющие ком­поненты, т.е. расчленение общего трудового процесса на различ­ные частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отрасле­вому и квалификационному признакам.

Функциональное разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности. В дан­ном случае обособляются отдельные функции и выделяются соот­ветствующие работники для их выполнения.

Разделение труда по отраслевому признаку связано со спе­циализацией и ограничением в выполнении конкретных трудо­вых операций и процедур — например, специализация менедже­ра по рекламе и т.д.

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалифи­кации. В таком случае не должен нарушаться принцип, соглас­но которому ни один работник высокой квалификации не дол­жен делать работу, которую может выполнить работник меньшей квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов.

Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организа­ции разделяется на составляющие части, кто-то должен координи­ровать работу группы для того, чтобы она была успешной. Верти­кальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии не­скольких его уровней. В этом случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в це­ленаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. Необходимо определить круг обя­занностей подчиненных, планировать, организовывать и контро­лировать все ее структуры и звенья. В такой работе всегда присут­ствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (их воплощение).

Наиболее сложным в наших условиях представляется вид тру­довой деятельности, связанный с проведением в жизнь управлен­ческих решений. Это прежде всего обусловлено большим разно­образием управленческих работ. Чтобы привести их в определенную систему, целесообразно выполнить отдельные функции, которые классифицируются по объектам и направлению управляющего воз­действия, по этапам выполнения трудового процесса или по дру­гим аспектам.

В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуще­ствляется по следующим направлениям:

общее руководство — выработка и воплощение главных, перс­пективных направлений деятельности организации;

технологическое руководство — разработка и внедрение про­грессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управле­ния, комплексной механизации и автоматизации производства;

экономическое руководство — стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;

оперативное управление — составление и доведение до микро­коллективов и отдельных исполнителей оперативных планов, рас­становка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производствен­ного процесса;

управление персоналом — подбор, расстановка и развитие трудо­вых ресурсов организации.

Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда: первая — это разделение труда на ком­поненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизон­тальное разделение труда; вторая, называемая вертикальной, от­деляет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Горизонтальные и вертикальные связи в структуре управления организацией могут носить линей­ный и функциональный характер, что характеризует тип органи­зационной структуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.