Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и значение малых инновационных фирм




Эффективность малых инновационных фирм в деле освоения того или иного нововведения чаще бывает выше, чем у крупных фирм. Это обусловлено особенностями малых предприятий и их преимуществами при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В.Г. Медынский выделяет следующие преимущества малых фирм при выполнении нововве­дений:

· энтузиазм, сплоченность, инициативность персонала;

· в области финансов — относительно низкая капиталоемкость;

· личный пример руководства, минимум бюрократизма, «предпринимательский дух», способность принятия риска;

· в области внутренних коммуникаций — коммуникация «ли­цом к лицу», быстрая реакция на внутренние проблемы;

· в области маркетинга — быстрая реакция на изменение спроса. Небольшие предприятия занимаются разработкой и освоением

нововведений в тех областях, которые кажутся для крупных фирм или неперспективными, или слишком рискованными. Они охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально новой продукции снижается значение крупных научных подразделений с устоявшимися направлени­ями исследований; такие коллективы труднее переключить на оригинальное открытие.

К сожалению, в России число малых предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, за последние годы существенно уменьшилось. Так, если в 1996 г. их было 46 700 (5,5% к обще­му итогу), то уже в 1999 г. их число сократилось до 37 100 (4,2%), а в 2001 г. — до 28 500, или 3,4% к общей численности малых предприятий. Вместе с тем малые предприятия играют существен­ную роль в сфере инноваций, в воплощении достижений научно-технического прогресса. Малыми фирмами созданы такие новшества, как персональный компьютер, микропроцессор, многие средства программного обеспечения. По данным Наци­онального научного фонда США, в расчете на один доллар, вло­женный в научно-исследовательские разработки, малые фирмы (до 500 человек) дали вчетверо больше новинок, чем средние компании (до 1000 человек), и в 24 раза больше, чем крупные корпорации (свыше 10 тыс. человек). Это свидетельствует о вы­сокой эффективности научного потенциала малых фирм. Такая эффективность малых предприятий обеспечивается за счет их мобильности и гибкости, готовности идти на риск, лучшей ко­ординацией действий, оперативного принятия решений, более низких издержек производства.

По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в 2 раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы.

Выдающиеся экономисты прошлого не раз указывали на то, что предпринимательская деятельность — это новаторство. Так, известный американский экономист австрийского происхожде­ния Йозеф Шумпетер (1883—1950) в книге «Теория экономичес­кого развития», которая вышла в 1911 г., трактует понятие «пред­приниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утвер­ждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста: «Предпринимателями мы называем хо­зяйственных субъектов, функцией которых является как раз осу­ществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

А.В. Сорокин выделяет пять основополагающих принципов новаторской деятельности:

1. Целенаправленные систематизированные нововведения начинаются, прежде всего, с анализа источников инновационных возможностей. Все эти источники должны систематически ана­лизироваться и учитываться.

2. Нововведения требуют концептуальности и восприимчи­вости. Лучшие новаторы аналитическим путем выходят на тот тип нововведения, который более всего необходим для удовлет­ворения возникающих потребностей.

3. Нововведения должны быть простыми, направленными и подчиняться выполнению только одной задачи. Усложненные нововведения не срабатывают. Все новое всегда с большим тру­дом пробивает себе дорогу, а если это новое еще и усложнено, то возникает большая вероятность принятия неверных решений, которые крайне трудно или невозможно исправить.

  1. Эффективные нововведения начинаются с малого. Они призваны решать одну конкретную задачу, и могут быть предельно простыми.

Начинать нововведения с малого следует еще и потому, чтобы на начальном этапе не требовались большие вложения финан­совых и людских ресурсов. При этом надо ориентироваться на небольшой или ограниченный рынок, чтобы хватило времени на отладку и внесение оперативных изменений.

  1. Хотя нововведения задумываются в основном для выхода на лидирующую позицию, целью их применения не обязатель­но должно быть создание «Большого бизнеса». Как показывает" практика, невозможно заранее предсказать, станет данное ново­введение основой для крупного бизнеса или его ждут лишь не­большие достижения.

Перечисленные принципы новаторской деятельности подтверждают мнение о том, что малые инновационные формы неред­ко могут быть более эффективными, чем крупные компании.

Наряду с обычными инновационными малыми предприяти­ями в сфере разработки и внедрения технических новинок фун­кционируют еще более мобильные и перспективные венчурные (рисковые) малые фирмы, использующие венчурное финанси­рование, венчурный капитал.

Наиболее полное определение понятия венчурного финанси­рования дано в книге В.А. Воронцова и B. Ивиной: «венчурное финансирование — это долгосрочные (5-7 лет) рисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных ком­паний или уже хорошо зарекомендовавших себя венчурных предприятий, ориентированных на разработку и производство нау­коемких продуктов, для их развития и расширения с целью по­лучения прибыли от прироста стоимости вложенных средств»

Авторы книги выделяют пять наиболее существенных и харак­терных особенностей этого своеобразного вида финансирования:

1. Венчурный капитал направляется и малые высокотехноло­гичные компании, ориентированные на разработку и выпуск новой наукоемкой продукции.

2. Венчурный капитал предоставляется новым высокотехно­логичным компаниям на средний и длительный срок и не мо­жет быть изъят венчурным вкладчиком по собственному жела­нию до завершения жизненного цикла компании.

3. Венчурный капитал направляется на поддержание нетра­диционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) ком­паний, что, с одной стороны, повышает риск, а с другой — уве­личивает вероятность получения сверхвысоких прибылей.

  1. Венчурное финансирование — это своеобразное предостав­ление компаниям взаймы определенного объема средств, долго­срочного кредита без получения гарантий, но под более высо­кий, чем в банках, процент.
  2. Взаимный интерес основателей компании и инвесторов в успешном и динамичном развитии нового бизнеса связан не только с вероятностью получения высоких доходов, но и с воз­можностью стать участником создания новой прогрессивной технологии, стимулирующей научно-технический прогресс в стране.

Конечно, формирование и развитие венчурного бизнеса воз­можно только в благоприятной среде. Такую среду создает со­вокупность политических, экономических, социальных и пси­хологических факторов (табл. 8.1).

Наглядное представление о тенденциях венчурного финан­сирования по секторам хозяйства США, где этот вид деятельности получил наибольшее развитие, дают данные табл. 8.2.

Как видно из данных табл. 8.2, удельный вес отдельных отрас­лей в венчурном финансировании за период с 1980 по 1998 г. пре­терпел значительные изменения. Так, существенно, с 2,7 до 34.3%, то есть в 12,7 раза, возросла доля программного обеспечения и свя­занных с этим услуг. Такая тенденция свидетельствует о широком проникновении информационных технологий во многие сферы производственной деятельности и общественной жизни, включая автоматизацию производственных процессов и конторского труда, финансовый сектор, сферу услуг и многие другие. Следует отметить, что работа в этой области не требует боль­ших капитальных вложений, она вполне под силу небольшим — малым и средним — фирмам.

Почти в 2 раза (с 7 до 13,6%) возросла доля медицины и здравоохранения. Малые и средние предприятия, основанные на венчурном финансировании, все больше принимают учас­тие в создании новых фармацевтических препаратов, внедрении новых методов медицинской диагностики, создании и ис­пользовании в здравоохранении новых материалов. В 1,6 раза (с 10,6 до 17,1%) увеличилась доля венчурного капитала, уча­ствующего в совершенствовании и освоении новых видов ус­луг связи. Это вызвано использованием современных телеком­муникационных технологий. обеспечивающих повышение ка­чества связи.

Наряду с этим в 7 раз (с 22,1 до 3,3%) сократился удельный вес доли венчурного финансирования в разработку и производ­ство вычислительной компьютерной техники и комплектующих, для нее. Очевидно, здесь сказывается относительное насыщение в США производства и сферы услуг этой техникой. Вместе с тем это направление по-прежнему выступает приоритетным для раз­витых стран Запада и России.

Снижение более чем в 2 раза удельного веса венчурного финансирования в полупроводниковую технику и электронику (с 12,1 до 5,2%) можно объяснить концентрацией разработ­ки и производства этих продуктов на крупных корпорациях типа Intel, IBM и др.

О размахе венчурного бизнеса свидетельствуют следующие Данные: за последние 15 лет в Европе венчурным капиталом было проинвестировано около 200 тыс. частных компаний и фирм на общую сумму свыше 46 млрд. дол., а с учетом Америки и Азии количество компаний и фирм подобного рода составило свыше полумиллиона. Непосредственно в сфере венчурного бизнеса сегодня занято более 5 млн. человек.

Активно включаются в венчурный бизнес и российские предприниматели. По данным Российской ассоциации венчурного исследования (РАВИ), за 1997-2000 гг. в сферу венчурного биз­неса было вовлечено не менее 100 тыс. предпринимателей, ме­неджеров, банковских служащих, представителей страховых компаний, научных работников.

А начиналось все в конце 50-х гг. XX в. в США, с относительно скромного плана декана Станфордской инженерной школы Ф. Тер­мана. Неожиданно для многих он предложил на неиспользуемой земле, принадлежащей этой школе, организовать промышленный «парк». Цель такого учреждения была проста: предоставлять поме­щения и необходимую помощь тем, кто имеет какие-либо научно- технические идеи и хочет довести их до производства наукоемко­го продукта. Первый фонд венчурного капитала инвестировал все­го 3 млн. дол. Но неожиданно для акционеров, вложивших эти средства в развитие нескольких малых высокотехнологичных компаний, че­рез четыре года была получена прибыль в размере 90 млн. дол., что в 30 раз превышало вложенный капитал.

Именно здесь, на базе промышленного парка, в начале 70-х гг. XX в. с использованием венчурного капитала был создан пер­вый в мире персональный компьютер Apple, после чего начался стремительный рост венчурного финансирования вследствие воз­растающего спроса на компьютеры, а затем и на программное обеспечение.

Сегодня в Силиконовой долине, где зародился венчурный биз­нес, работает несколько миллионов высококлассных специалистов и сотни венчурных капиталистов, которые только в 1999 г. инвес­тировали лишь в высокотехнологичные новые малые фирмы, со­зданные в этом регионе, свыше 6 млрд. дол. А в целом по США венчурные инвестиции составили 45 млрд. дол. в 2000 г. Общий же объем средств, которыми располагает венчурный бизнес США, превышает 160 млрд. дол.

Значение дальнейшего развития венчурного бизнеса чрезвы­чайно велико. Венчурный бизнес инициирует инновационный подъем, стимулируя инвесторов вкладывать средства в рисковые проекты новых технологий, новой продукции, новых видов ус­луг, осуществлять которые призваны главным образом малые высокотехнологичные предприятия. Эти предприятия обеспечи­вают новые налоговые поступления, создают новые рабочие места. Индустрия венчурного бизнеса обеспечивает доступ к коммер­ческим банкам, расширяет сферу консалтинговых услуг. Суще­ственно возрастает экономическая мобильность и гибкость, по­вышается конкурентоспособность. Растет покупательная способ­ность населения, расширяется внутренний рынок потребления. Все это, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие но­вых высокотехнологичных малых фирм.

Для развития венчурного бизнеса в любой стране и, в част­ности, в России необходимы следующие условия:

· благоприятная экономическая ситуация в стране;

· благоприятный законодательный и налоговый режим, на­правленный на всемерное поощрение развития малой предпри­нимательской деятельности;

· востребованность инноваций промышленностью и поку­пателями новых технологий, продуктов и услуг;

· развитая банковская система и система венчурных фондов;

· наличие венчурных капиталистов, готовых и желающих инвестировать в рисковые, ранние стадии создания и реализа­ции научно-технических проектов;

· достаточно высокий уровень научного потенциала в стра­не (наличие новых идей, новых технологий, ноу-хау);

· высокая культура рыночных отношений (культура и эти­ка предпринимательства, наличие опытных менеджеров, полная поддержка предпринимательства со стороны государства).

Для России реально наличие всех этих условий. Несмотря на значительную «утечку мозгов», в стране сохраняются высококва­лифицированные научные и научно-технические кадры, фунда­ментальные и технологические научные заделы, уникальная на­учно-производственная база. К сожалению, по-прежнему край­не слаба ориентация этого громадного национального достояния на создание и реализацию конкретных инноваций. Другой су­щественный недостаток на этом пути — нехватка собственных средств у предприятий и организаций, сохраняющиеся пробле­мы с заемными и привлеченными ресурсами на эти цели. Госу­дарственную экономическую политику страны следует направить на создание и стимулирование новых малых высокотехнологичных компаний, формирование индустрии венчурного бизнеса. Это позволит повысить интеллектуальный и технологический потен­циал страны, добиться серьезных успехов на пути построения сильной и процветающей России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.