Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Педагогические течения начала XX века




 

1.Сущность антропологического течения в педагогике.

2.Естественнонаучное течение (В.П. Вахтерев, А.П. Нечаев, В. Лай и др.).

3.Социологическое течение в педагогике (Э. Дюркгейм, П. Наторп и др.).

 

1. Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.

Петр Федорович Каптерев (1849 – 1921) – теоретик и историк воспитания и образования, занимающий видное место в русской педагогике. Основывался в свих взглядах на идеях К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, а также Д. Локка, Г. Спенсера, И.Ф. Гербарта. Им предложена концепция антропологического обоснования воспитания. По его мнению, педагогика, как прикладная отрасль человеческого знания, должна опираться на данные физиологии и психологии. Педагогический процесс он понимал как процесс, включающий саморазвитие и самоусовершенствование воспитанника. Причем самоусовершенствование он рассматривал как гармоничную социализацию ребенка (процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества), развитие всех духовных и физических сил человека.

Ведущая идея Каптерева – отделение воспитания и образования от государства, церкви и политической борьбы. Воспитанием, считал ученый, должны заниматься, прежде всего, родители, а не государство. Каптерев являлся одним из организаторов Всероссийского съезда, посвященного семейному воспитанию, активно содействовал развитию в России сети детских садов. Основные идеи Каптерева в отношении воспитания: народность воспитания на основе гражданского согласия; взаимодействие национального и общечеловеческого воспитания; протест против идеологизации педагогики и национализма.

Ведущие идеи Каптерева в отношении процесса обучения: воспитывающий характер обучения; полезность как главный критерий учебного материала; учет психологических особенностей детей; сочетание естественнонаучного и гуманитарного образования в гимназии; реализация межпредметных связей обучения и др. Основные педагогические работы Каптерева: «Дидактические очерки», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения».

Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947) сторонник идеи свободного воспитания. Он отвергал старую школу, настаивал на организации учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. Особое место в самостоятельном развитии ребенка Вентцель отводил ручному труду, воспитанию активного альтруизма («нравственной любви») – чувства гармонии человека с человеком.

Вентцель отвергал авторитарное воспитание, противопоставляя ему другую систему: «… ребенок и воспитатель образуют маленькое … сообщество», которое тем совершеннее, чем ближе к соединению на равных началах.

 

2.Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественнонаучное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924) – народный учитель, впоследствии инспектор народных училищ, лектор учительских курсов, преподаватель курсов для рабочих. Вахтеров – сторонник эволюционной педагогики, приверженец биологизации воспитания и обучения. Трактовал педагогику как спонтанный, биологически предопределенный процесс. По мнению Вахтерова, у ребенка необходимо выявлять врожденное эволюционное начало («стремление к развитию») и поощрять его. Главное чувство, которое необходимо воспитывать у детей – это чувство долга. В этом взгляды Вахтерова совпадали с позицией Канта, который считал подчинение чувству долга наиболее важной характеристикой нравственного воспитания.

Наряду с нравственным воспитанием Вахтеров отводил ведущую роль также и умственному воспитанию, которое, по его мнению, предполагает передачу ребенку накопленных человечеством культурных ценностей, а также трансформацию богатств культуры в нравственном облике человека.

Значительная часть педагогических работ Вахтерова посвящена методике начального обучения. В их числе «Русский букварь»; методическое руководство к букварю «На первой ступени обучения»; хрестоматия в 3-х ч. «Мир в рассказах для детей»; методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе «предметный метод обучения» и др. Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

Вахтеров – сторонник демократической системы народного образования, общеобразовательной школы, где преподавание ведется на родном языке, одновременно обучаются мальчики и девочки, в процессе обучения значительное место отводится принципу наглядности, развитию мыслительных способностей учащихся.

Вильгельм Август Лай (1862–1926) полагал, чтов основедетских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать и в лабораторных, и в обычных условиях. Главный ориентир в воспитании по Лаю – углубленное изучение детской физиологии и сенсорики. В основу воспитания он ставил деятельность ребенка, считая, что эту деятельность нужно организовывать с учетом его особенностей, рефлексов, потребностей физиологии и психологии. Среди детских рефлексов он выделял «рефлекс борьбы». Лай ограничивал предмет педагогики биологией ребенка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

Представителями экспериментальной педагогики была выдвинута теория врожденной умственной одаренности (Дж. Адамс, А. Бине и др.). Основной упор делался при этом на интеллектуальное тестирование.

 

3. Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Представители социальной педагогики: Э. Дюркгейм (Франция); В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер (Германия); Б. Рассел, М. Макмиллан, С. Айзекс (Англия); Р. Зйедель (Швейцария) и др.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – автор концепции «стадий цивилизации» и «коллективных представлений», согласно которой человечество прошло исторические стадии, каждой из которых соответствует система идеалов воспитания (коллективных представлений). Дюркгейм считал, что деятельность школы состоит «прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных и физических качеств, которых требует общество и среда».

Дюркгейм высказывался о дозированном управлении процессом воспитания, о воздействии класса на ученика как о педагогическом факторе, о беспристрастности и необходимости наказаний.

Пауль Наторп (1854–1924) рассматривал школу как важнейший инструмент социализации, которую он понимал как рабочее сообщество педагогов и учеников. По мнению Наторпа, индивид сознает в первую очередь свои желания и желания других, затем изыскивая способ их удовлетворения. Следовательно, процесс воспитания должен начинаться с воспитания воли, а учеба должна быть направлена на конкретные потребности ученика, учителей и родителей. Основные работы Наторпа: «Социальная педагогика», «Воспитание, образование, воля, идея», «Становление личности и средовая адаптация», «Социальные организации для воспитания воли».

Среди педагогов религиозного направления выделялись мыслители, склонные к той или иной конфессии, а также ученые, стоявшие вне конфессиональной идеологии:Ж. Маритен, Э. Бутру (Франция), Ф.В. Ферстер (Германия), Р. Хатчинз, М. Адлер (США), М. Бубер, Р. Штайнер (Австрия), А.Н. Уайтхед (Англия).

Жак Маритен (1882–1973) критиковал светскую педагогику за недооценку цели воспитания и чрезмерное увлечение педагогическими технологиями. Основной целью воспитания считал христианское человеколюбие.

Альфред Норт Уайтхед (1861–1947) стоял внеклерикализма, считал, что воспитание прежде всего должно давать идею бога (долг, благоговение): «Сущность воспитания в том, чтобы оно было религиозным».

Мыслители, стоящие на позиции философской педагогики: Дж. Уэлтон, Дж. Адамс, Р. Раск и др. (Англия), В Дильтей, Г. Литт, К. Ясперс (Германия), Ален, Ж.П. Сартр (Франция) и др. Представители философии марксизма: Э.Гернле, Т. Нойбауэр, К.Цеткин (Германия), Ж.Коньо (Франция) и др. Представители реакционной идеологии в педагогике (фашистская педагогика):

Ален (Эмиль Шартье) (1868–1951) – знаток и поклонник античной и классической западной философии. Ведущими факторами воспитания он считал окружающий мир и деятельность самой личности. Подчеркивая воспитательные функции школы, Ален настаивал на изучении самого ребенка. Он выдвинул теорию о двоякой функции воспитания – подготовки к жизни и участия в самой жизни. Ему также принадлежит концепция строгого воспитания, согласно которой школьник должен сознавать, что любой результат зависит от его собственных усилий. По Алену строгое воспитание сочетает принуждение и подражание и не допускает бездумного подчинения. При этом он осуждал жестокое наказание. В отношении роли учителя Ален подчеркивал, что педагогам необходимо проявлять требовательность и умение видеть в учениках творцов.

В своих дидактических взглядах Ален придерживался концепции формального образования, уделяя главное внимание интеллектуальному развитию школьника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.