Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12-13 Архитектура Казахстана 90-х гг. Актуальные проблемы

развития архитектуры Казахстана на современном этапе (2 час)

План лекции

1. Конкурс на разработку концепции Генерального плана Астаны

2. Метаболизм: от механистического принципа к Принципу Жизни

3. Линия современного и будущего градостроительства

4. «Бельбау» для новой столицы

 

Тезисы лекции. Актуальные проблемы развития архитектуры рассмотрим на примере строительства столицы Казахстана Астаны. В ноябре 1995 года был объявлен республиканский конкурс на разработку концепции Генерального плана будущей столицы. 13 декабря 1995 года жюри конкурса приступило к рассмотрению 17-ти проектов, практически не отвечающих требованиям конкурса и собственно, замысла. Было решено провести открытый международный конкупс на эскиз-идею Генерального плана развития центра новой столицы. На конкурс было представлено более 50-ти проектов из всех ведущих архитектурных держав и других, менее именитых в этом отношении стран мира: Японии, США, Австралии, Италии, Франции, Германии, России, Финляндии, Кореи, Болгарии, Пакистана, Польши, Чехии, Украины, Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси, Латвии. Из всего пакета предложений условиям и требованиям международного конкурса отвечали 27 проектных разработок, которые и были приняты к рассмотрению авторитетным жюри. По результатам конкурса в качестве Генерального плана градостроительного развития новой столицы Казахстана был принят проект одного из выдающихся архитекторов современности – японского концептуалиста Кисё Курокава (Нориаки). Великий зодчий и мастер архитектуры Кисё Курокава является наиболее ярким последователем нового направления в архитектуре, выдвинутого Кендзо Танге, – метаболизм [8, с. 147]. Концепция столичного градостроительства Астаны устами автора проекта: «XX век был эпохой главенства механистического принципа, XXI век будет эпохой перехода к Принципу Жизни. Концепция главенства жизненного принципа выражается ключевыми словами – метаболизм, обновление, симбиоз, экология и глобальная окружающая среда. Новая столица Астана, воплотившая в себе вышеназванную концепцию, призвана стать городом XXI века, симбиотическим городом» [8, с. 149]. Новая столица еще только на половину приблизилась к статусу миллионного города, но уже сейчас Астана приобретает черты будущего мегаполиса. Современное градостроительство – это не только архитектура, но и экономика, экология и политика. «Мы планировали, проектировали и строили не просто город. Мы возводили столицу государства и создавали новый геополитический ландшафт Казахстана. А столица – это не только самый продвинутый и прогрессивный город страны, это средоточие замыслов, устремлений и проблем всего государства.

Человеческий прогресс двигают не только мечты о лучшем будущем, но и свидетельства далекого прошлого о том, что он достоин более лучшей судьбы реальной памятью своих предков и их деяниями. Когда мы находим доказательства того, что на месте Астаны когда-то существовало поселение древних казахов под названием Бозок, мы не просто стремимся найти более древний фундамент новой столице, мы стремимся восстановить в сознании казахского народа то, что называют «социальной памятью». Еще один аспект, неразрывно связанный с прошлым – единение человека и природы. То самое, что сегодня мы называем экологией. Поэтому понять законы и тенденции градостроительства не возможно без привлечения понятия о биосфере и ноосфере… Можно вспомнить Кендзо Танге, который формировал свои градостроительные концепции с учетом не только архитектурной моды, но и требований экосферы. Замыслы Танге были воплощены в проекте реконструкции одного из крупнейших мегаполисов современности – столицы Японии Токио» [8, с. 180-181].

Сделать Астану зеленым городом, оградить ее от стихий зеленым щитом, закрыть ее плотным слоем здорового и живительного свежего воздуха – вот одна из самых главных задач по формированию развитой столичной инфраструктуры. Идеи Э. Гоуарда, Ле Карбюзье, продолженные Кисё Курокава [8, с. 174].

Архитектура ради архитектуры – это кодекс экстенсивного, а не интенсивного развития города и столицы. Город нашего будущего – это не только развитие принципов архитектуры, это, в первую очередь, решение реальных проблем локального и глобального характера. Не стоить новые формы, а совершенствовать настоящие – вот основополагающий принцип будущего градостроительства. Это означает, что по значимости для облика города архитектура должна уступить свои позиции экологии, прогрессу коммуникаций, модернизации бытовых условий и совершенствованию городского сознания и менталитета. Не архитектурные скоростные рывки, а улучшение среды обитания и условий существования городского сообщества – вот то направление, в котором должно развиваться градостроительство Астаны в ближайшее время.

«Бельбау» для новой столицы: над чем думали и работали карагандинские архитекторы. В Караганде сложилась мощная школа архитекторов, объединенных в творческий союз. Карагандинские зодчие успешно созидают в Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, городах Германии и России. Сильнейшая группа представляет карагандинскую школу в Алматы. После победы на конкурсах и смотрах достижений наши архитекторы успешно включились в строительство новой столицы — Астаны.

В июле 1997 г. был объявлен Международный конкурс архитекторов на лучший эскизный проект планировки центрального района Акмолы – «Ащы сай». Указывалось, что предпочтение будет отдано оригинальным творческим работам с ясно выраженной и обоснованной идеей, реальной для практического воплощения.

Конкурс выиграли карагандинские архитекторы: Б.Тайта­лиев (руководитель творческого коллектива), К.Мусаев, Т.Бай­мырза, Е.Ша­хиев, Р.Аубакиров.

Район «Ащы сай» («Соленая балка») – это пойма реки, довольно широкая. Она является пространственным разделом между старой и новой частями города. Здесь расположены пять посольств, Министерство внутренних дел, православный и католический храмы, другие объекты. Пойма реки плоская, а левая и правая стороны вертикальные. Перед зодчими была поставлена задача – объединить разномасштабные зоны, придать застройке колорит – «лицо», наглядность, индивидуальность, целесообразность. Архитекторы стремились выразить идею евразийст­ва, опираясь на традиции казахского декоративно-приклад­ного искусства.

Бельбау (пояс) – наиболее интересный и своеобразный элемент среди украшений казахского костюма. По народным понятиям, он является символом чести, достоинства, эстетических идеалов, образа жизни казахов. Пояса из кожи, бархата и шелка, расшитые жемчугом, с подвесками и пряжками украшались богатым орнаментом, накладками в виде балясин со вставками из бирюзы, агата, сердолика, нефрита.

Зону реки «Ащы сай» зодчие представили как бельбау. Это понятие развивается в архитектурном образе: в «поясе» определены три основных комплекса:

«Бастау» (начало, истоки) — этнографически природный ансамбль. Это место проведения национальных праздников, таких как Наурыз, народных состязаний (айт, байга) и торжественных мероприятий. В комлекс входят этнографический музей под открытым небом, амфитеатр для зрителей.

«Адырна» (дуга от лука) — здесь все связано с духовным укладом. Дуга объединила храмовый комплекс, международный молодежно-студенческий центр. В зеркале большой воды — детский ансамбль «Алтын балдырган» — местный диснейленд со сказочными персонажами, аттракционами.

«Алка» (подвески на груди женщины) — этот комплекс расположен у побережья Ишима, по обратную сторону общегородского центра столицы. Здесь могут быть размещены открытые водные террасы, аквапарк, пляжи, причалы для регаты.

С центральной части столицы зону отдыха связывают пешеходные мосты. По сторонам Ишима проектом предлагается комплекс гостиниц, спортивных сооружений, индивидуальная застройка.

Зодчие проектируют нетрадиционно – с элементами национального дизайна, прикладного искусства, синтеза различных искусств. Всегда должна быть яркая, запоминающаяся архитектурная композиция…

Иной проект предложили архитекторы Ж.Алтаев, Б.Алпыс­баев, А.Исин, К.Шумашев. Суть их проекта можно определить образом «Долина мостов». Пойма реки служит ландшафтной территорией, и зодчие не хотели «потерять» эту зеленую зону, решив сделать «долину мостов», транспортных и пешеходных.

Итак, карагандинские архитекторы с их оригинальными идеями «Бельбау» и «Долина мостов» работают новаторски, органически соединяя европейские современные тенденции и самобытные этнокультурные традиции в создании городской архитектурно-художественной среды.

Тема 14 Архитектура городов (1 час)

План лекции

1. История строительства Астаны. Генеральный план

2. Новый генеральный план Алматы

3. Архитектура Караганды. Новый генеральный план

 

Тезисы лекции. История строительства Астаны. Генеральный план ( Изучается по материалам журнала «Кумбез»; по книге Н.А. Назарбаева. В сердце Евразии. – Алматы, 2005. – Главы 2-3.).

Новый генеральный план Алматы. ( Изучается по книге Н.А. Назарбаева. В сердце Евразии. – Алматы, 2005. – Глава 1. – С. 43-50, по материалам журнала «Кумбез», 2006).

Архитектура Караганды. Днем рождения Караганды считается 15 августа 1931 г., в 1934-м Караганда получила статус города. В своей книге «Караганда» Т.Я.Бараг (назначенный главным архитектором области) так описывает довоенные годы рождения нового города: «На период с 1936 г. до начала Великой Отечественной войны в Новом городе были построены не только десятки многоэтажных жилых зданий, но и крупные общественные сооружения. Начались работы по благоустройству. Основная застройка Нового города осуществлялась комплексными ансамблями по единому архитектурному замыслу».

Интересный материал по этапам архитектурно-планировоч­ного развития г. Караганды (1930–1980) дан в очерке «Города не строятся, они создаются» Эдуарда Георгиевича Меликова, крупнейшего архитектора, градостроителя РК, ученого, специалиста, в компетенции которого находились вопросы создания «большой Караганды». В 30-х гг. возникают первые кварталы; закладываются здания облисполкома, школы № 1, кинотеатра «Октябрь», гостиницы, травматологической больницы, музыкальной школы. Появляются четырехэтажные дома, построенные по индивидуальным проектам архитекторов Теодора Яковлевича Барага и Абрама Марковича Генина. Значительный вклад в застройку довоенных лет внес талантливый архитектор Иосиф Бреннер.

Следующий этап застройки территории Нового города возобновляется с 1978 г. Разворачивается жилищное строительство, строятся крупные здания культурно-бытового назначения: Летний театр, Дворец культуры горняков, здания городского почтамта, железнодорожного вокзала, медицинский институт, управление «Главкарагандашахтострой».

В разработке планировки принимали участие различные институты: карагандинские («Карагандагипрошахт»), алмаатинские, московские, киевские, новосибирские и др. Но самую основную работу по всем видам проектирования (проекты детальной планировки районов города, разработки системы общественных центров, индивидуальных объектов жилых и общественных зданий, архитектуры малых форм и благоустройства) осуществляли градостроители, архитекторы и инженеры государственного института «Карагандагражданпроект», созданного в 1957 году. Этот институт в разное время возглавляли градостроители А.Корт, Л.Губер, Н.Блищенко, А.Золотарев, А.Щеголи­хин. В этом институте вырос мощный отряд молодых и талантливых архитекторов, выпускников вузов Москвы, Алматы, Харькова, Новосибирска, Усть-Каменогорска, руководимый главным архитектором института С.И.Мордвинцевым, ныне заслуженным архитектором Республики Казахстан. Работы многих архитекторов и инженеров коллектива «Карагандагражданпроект» украшают проспекты и площади Нового города.

Уникальные объекты – здание Карагандинского государственного университета (архит. Л.Кий); Дом науки и техники (архит. Л.Кий, А.Бойков, Д.Шайткалиев); ныне административное здание областного маслихата (архит. Г.Соколова); гостиница «Чайка» (архит. Е.Попов, В.Вюст); фирменный магазин «Хлеб» (архит. А.Бой­ков, В.Мельников); многопрофильная больница на Юго-Востоке (архит. С.Магай); Театр музыкальной комедии – пристройка к Дворцу горняков (архит. А.Титарев); городской цирк (архит. С.Морд­винцев, А.Бой­ков, А.Гостев); концертный зал «Шалкыма» (реконструкция кинотеатра «Октябрь»; архит. С.Сошников), технопарк «Мир фантазий» (архит. К.Джиембаев и др.); благоустроенная городская зона отдыха на Федоровском водохранилище (архит. В.Жерновский, А.Золотарев). Крупные планировочные комплексы разработаны архитекторами Б.Койши­бековым, М.Жандауле­товым, Б.Тайталиевым, К.Джием­бае­вым, Н.Токаевым, Б.Гордо­ном, В.Сергеевым и другими.

В Юго-Восточном районе создан новый центр Караганды; выросли микрорайоны «Степной», «Восток», «Голубые пруды», «Гульдер».

В архитектуре используются разнообразные композиционные приемы с применением местных отделочных материалов: офактуривание панели, введение цвета, декоративные вставки, лоджии, солнцезащитные устройства, элементы благоустройства, малые архитектурные формы.

Новый генеральный план Караганды (2004 – 2007).

Будущее Караганды – в централизации ее планировочной структуры с развитием сфер обслуживания, культуры, среднего и малого бизнеса. Караганда – это крупный культурный и научный центр, где архитектура прошла путь от конструктивизма до авангарда.

Тема 15 Дизайн и среда: синтез искусств в городской среды (1 час)

План лекции

1. Ключевые понятия «среда» и «дизайн»

2. Соотношение архитектуры и дизайна

3. Взаимодействие архитектуры с различными видами изобразительных искусств

 

Тезисы лекции. Глобальная проблема, которая стоит сегодня перед архитекторами, дизайнерами и художниками Казахстана, — обновление архитектурно-художественного образа наших городов. При этом центр тяжести перемещается в Центральный Казахстан, и прежде всего, в Астану — новую столицу. «Проблема» Астаны – серьез­нейший вопрос о переносе доминантных сфер образования, культуры, общественной мысли.

Именно творческие Союзы архитекторов, художников, дизайнеров могут обеспечить городам республики социокультурную среду обитания человека, монументальное искусство, современный дизайн. Ведь город – «мощный образ, действующий на сознание человека».

Ныне в «поле зрения» архитекторов и градостроителей находятся социальные аспекты эстетизации городской среды – «дизайн и среда». Проблемы, связанные с принципами эстетики дизайна, актуализируются сейчас во всем мире. Это вопрос о создании предметной среды, щадящей природу и человека, среды, которая в выборе материалов и конструкций так же, как и в формообразовании, исходила бы из разумных потребностей человека в его стремлении к гармонизированному сосуществованию с природой.

Задачи современного дизайна связаны с комплексным проектированием: художники-конструкторы, дизайнеры работают в тесном творческом единении с инженерами, архитекторами, художниками различных видов искусств, представителями многих научных дисциплин: бионики, эргономики, социологии, психологии, экономики, технологии производства. В современной ситуации дизайн все теснее связывают с такой глобальной проблемой, как экология. Обострение экологических проблем повышает значение природно-эстетических факторов, их органичное вхождения в социально-предметную среду. Здесь уместно подчеркнуть, что архитекторы-новаторы, еще с конца XIX века выдвигая концепцию новых городов, предлагали строить «города-сады», «зеленые города».

Для осознания современных социокультурных проблем в аспекте «дизайн и среда» следует определить «ключевые понятия».

Термин «дизайн» является англизированным использованием итальянского термина «designo» (чертеж, рисунок, проект), распространившегося в Европе в XV–XVI вв. и применявшегося для обозначения проектирования художественной формы материальных предметов. С 1919 г. образцы, исполняемые промышленным образом, получили наименование «industrial design» (пром. дизайн), чем было положено начало обозначения этим термином новой области творчества для массового промышленного производства. Термин «industrial design» сначала утвердился в США, а в 20–30-х гг. начал применяться и в других странах.

Другим «ключевым понятием» является понятие «среда». Окружающая человека и создаваемая им среда, привлекая повышенное внимание теоретиков, изобилует различными определениями: социокультурная среда, эстетическая, художественная среда, окружающая среда, жизненная среда, предметная среда (окружение), архитектурно-пространственная (структурная) среда, предметно-природное окружение и т.п. Обилие этих терминов является прямым следствием разнообразия усилий общества по комплексному формированию окружающей человека среды. В окружающей среде в виде совокупности взаимодействующих слагаемых реализуется самая различная деятельность людей: участие во всех общественно-экономических и духовных формах труда и творчества, преобразование природы и собственно целенаправленная художественно-эстетическая организация окружения человека в различных масштабах – в интерьере жилых и общественных помещений, в городе, в городском поселке, в пределах создаваемых архитектурных ансамблей. Организуя социокультурную среду, человек придает ей в том числе образно-эмоциональный характер, поэтому понятие «социокультурная среда» включает в себя и художественно-эстетический аспект создаваемой человеком среды. Процесс становления социокультурной среды – путь от человека к среде. Следовательно, социокультурная среда включает в себя преобразование человеческих отношений, т.е. является и категорией социальной.

В настоящее время в связи с задачами дизайна все чаще поднимается вопрос о необходимости целостной организации среды. Предлагается комплексный принцип: человек — среда — пространство — форма. Целостная среда синтезирует в себе и способности творческой личности реализовать свои художественные программы. Центром обсуждаемой проблемы является городская предметно-пространственная среда. В связи с этим определим дизайн как творческую деятельность (и продукт этой деятельности), направленную на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство ее функциональных и художественно-эстетичес­ких аспектов.

Исходя из задач, стоящих перед дизайном как видом творческой проектной деятельности, рассмотрим его взаимодействие с архитектурой и теми видами искусства, которые воздействуют на формирование современной предметной среды, стиля жизни.

Дизайн и архитектура связаны между собой наиболее заметно.

Во-первых, промышленные изделия и целые системы жизнеобеспечения, проектируемые дизайнерами, просто немыслимы вне архитектурной среды. И формы бывают прямо соотнесены с современными пространственными решениями. Не случайно почти все крупные архитекторы XX в. оказали заметное влияние и на теорию, и на преподавание основ дизайна в учебных заведениях.

Во-вторых, между архитектурой и дизайном появляется много общего при функциональной и эстетической оценке новейших сооружений и окружающей предметной среды.

В-третьих, современные города включают в себя множество дизайнерских объектов (оборудование улиц, объемно-прост­ранст­вен­ное и цветовое решение, сигнально-познавательная информация и т.д.).

В последнее время состоялся ряд конгрессов, на которых обсуждались многообразные отношения человека и городской среды, символизирующих широту и взаимопроникновение архитектурного и дизайнерского типов мышления, а также прошли международные торговые выставки-ярмарки (Рио-де-Жанейро, Стамбул, Москва, Таллинн, Астана). Было поставлено множество проблем, в том числе: необходимость кардинально новой архитектуры для сохранения природы, будущая роль архитектуры в свете экологических проблем, взаимодействие различных сфер архитектуры и дизайна для более гармоничного существования города в окружающей среде. Наиболее актуальными в рамках выставок «Архитектура и дизайн» являются разделы:

· архитектурное проектирование с учетом защиты окружающей среды («зона парков и садов»);

· проектирование и убранство жилых пространств;

· городской дизайн: архитектура малых форм, городская реклама, суперграфика;

· дизайн интерьеров общественных зданий, офисов, торговых и выставочных залов, кафе, дискотек;

· цветовой и световой дизайн городской среды;

· проектирование и декорирование витрин в современном и старом архитектурных контекстах;

· новейшие материалы и технологии.

Современная архитектура и дизайн обращены к антропологическим чертам человека. Эта тенденция заметна, например, в переносе творческих задач архитектуры с решения фасадов зданий на внутреннее пространство, на восприятие городской среды с самых неожиданных точек зрения. В этом плане остаются актуальными идеи французского архитектора и дизайнера Ле Корбюзье: «Дом – есть прямое порождение антропоцентризма,… возобновление контакта с человеческим масштабом». Его единомышленник А.Палладио считал именно архитектуру жилого дома историческим и логическим началом для всего архитектурного творчества как деятельности сугубо антропоцентрической. «Проблема дома – это проблема эпохи» (Ле Корбюзье); в этой связи все больший интерес вызывает культивирование постройки «загородного дома», стремление «романтизировать» архитектуру, теснее связав ее с окружающей природной средой.

Одна из перспективных проблем взаимосвязи архитектуры и дизайна – это преодоление однообразия современной индустриальной застройки с помощью активных дизайнерских средств: они направлены на освоение открытых пространств, повышение плотности уличной сети, использование традиционных элементов городской структуры (улица — квартал — площадь — двор) с учетом специфической атмосферы того или иного города — общение вне дома, трансформации пространства двора, улицы во время празднеств. Дизайнерская концепция предполагает и рассредоточение системы обслуживания по всей территории района: небольшие магазины на перекрестках, внутриквартальные кафе, маленькие ремонтные мастерские, где люди знают друг друга, и получение каких-либо услуг или покупка превращаются в контактные человеческие взаимоотношения.

Все большее значение ныне приобретают архитектурно-худо­жест­вен­ные средства гуманизации городской среды — малые архитектурные формы (городская мебель, киоски); цветофактурные решения, освещение, синтез пластических искусств, т.е. те элементы среды, которые, находясь в непосредственном контакте с человеком, формируют его ближайшее предметно-пространственное окружение. И это в свою очередь сказывается на художественном образе района и в целом города.

Совокупность взаимосвязей в работе архитекторов и дизайнеров именуется сегодня обобщенно «городским дизайном». В этом плане любопытен опыт французской Национальной академии искусства улицы, объединяющей видных архитекторов, художников, дизайнеров, социологов, критиков искусства, представителей государственных учреждений и частных фирм. Рассматривая улицу как «пространство оживления», «как зрелище», в котором пешеход принимает самое непосредственное участие, члены Академии придают особое значение тем компонентам, которые вносят жизнь и «повседневное искусство» в городскую среду. То есть здесь следует перейти к рассмотрению дизайна непосредственно в художественном плане – визуальных коммуникаций города и всего того, что объединяется понятием «графический дизайн» (создание плакатов, «суперграфика», оформление витрин магазинов и выставок, реклама, световое табло и т.д.).

Важно подчеркнуть, что городская фактура – уличная каллиграфия («городские письмена»), в которой содержатся многообразные пласты урбанистической культуры.

В рекламных целях все больше используется компьютерный дизайн как самая перспективная модель будущего. Благодаря компьютерной графике плоское пространство оживает во времени и пространстве. В качестве одного из своеобразных элементов визуальной культуры выступают видеостены города. Это и перспективный вид рекламоносителя, и своеобразный вид рынка, альтернативный телевидению. Видеостены могут быть предназначены для трансляции кино и видеороликов, а также для компьютерной анимации, текстовой информации; реклама на видеостенах работает в наиболее активную поступательную фазу, являясь консультантом непосредственно при выборе товара. Стало быть, изобразительное искусство и реклама в XX в. оказались довольно тесно связаны, что заставляет вспомнить имя Энди Уорхола, легендарного основоположника поп-арта, впервые использовавшего перенос приемов рекламы в искусство.

По своей природе графический дизайн общечеловечен, в чем легко убедиться, сравнивая, как выглядят улицы города различных стран и континентов (хотя бы по телевидению), но он имеет и яркие национальные особенности, поскольку пользуется символами, исторически сложившимися понятиями и образами, свойственными этнокультурам.

Графический дизайн формирует протекание социокультурной жизни: народные празднества, спортивные состязания, марши мира. Он лежит в основе создания системы визуальной информации для фирменных стилей и даже целых отраслей промышленности. Ныне дизайн вступает в новую фазу своего развития – ему отводится ведущая роль в проектировании всей окружающей человека предметной среды.

Итак, характерная черта современной городской среды – взаимодействие архитектуры с различными видами изобразительных искусств, равноправно выступающими в создании синтезированной среды. Именно взаимодействие искусств способно подчеркнуть целостность и единство мира, место творческого человека в закономерном построении социокультурной среды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9 Архитектура Казахстана первой трети XX века | Суть логистического подхода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.