Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий конспект лекций по курсу

«Теория рекреалогии»

Автор доктор экономики В.Члаидзе

 

 

Rīga 2003


Рекреалогия – наука о восстановлении и развитии живых сил организма.

 

Основная задача рекреалогии - изучение содержания и условий деятельности человека, осуществляемой в нерабочее время.

 

Понятие рекреалогии в социальном аспекте.

1. Предпосылки зарождения рекреалогии.

2. Исходные постулаты рекреалогии.

3. Основные понятия рекреалогии.

4. Функции рекреалогии.

1. Предпосылки зарождения рекреалогии.

 

Рекреалогия как наука сформировалась приблизительно в 1960 году. Конечно, она существовала и до нашей эры, например бани в древнем Риме или ароматические воды. Но системно она начала формироваться в 1950-х годах. Предпосылками зарождения науки рекреалогии выступили:

* революционные процессы, которые осуществлялись в последние 50 лет, происходящие в сфере человековедения (т.е. экологии человека, физиологии, психологии).

* труд стал очень интенсивным не только физически, но и психически (это связано с научно-техническим прогрессом) следовательно, возросла потребность в научно-организованном отдыхе.

 

Факторы, влияющие на развитие рекреалогии:

1) Увеличение продолжительности свободного времени и расширение форм его использования.

2) Осознание обществом значимости рекреационной деятельности:

- в сохранении и улучшении здоровья

- в повышение социально-трудового потенциала населения

- в развитии личности.

 

3) Понимание необходимости научного осмысления феномена «рекреационной деятельности», как совокупности множества новых для общества процессов.

4) Осознание актуальности создания научной базы для дальнейшего развития рекреационной культуры (т.е. научно-обоснованная методология восстановления жизненных сил).

5) Многообразие проблем, факторов, решение которых необходимо для выявления закономерностей рекреационной деятельности.

 

2. Исходные постулаты рекреалогии.

1) Среди множества потребностей человека и общества выделяется группа (рекреационных потребностей, реализация которых связана:

- с наличием свободного времени;

- с особыми свойствами пространства

2) Наличие этих потребностей побуждает человека к рекреационной деятельности, а общество к созданию условий для рекреационной деятельности.

3) Вовлекая в сферу деятельности природные объекты и культурные комплексы, создавая технические системы, человек находит и формирует, а общество создает и поддерживает особые рекреационные системы.

4) Для описания рекреационной системы необходимо охарактеризовать:

- потребности людей

- элементы системы, а также связи между этими элементами

- системообразующие связи

- эффективность рекреационной деятельности

5) Назначение систем определяется функциями рекреационной деятельности.

6) Основным предметом исследования общей рекреалогии выступает рекреационная система.

7) По своему характеру рекреационные системы относятся к группе социоэкологических систем.

 

3. Основные понятия рекреалогии.

 

Рекреационные потребности потребности восстановления физических, психических и духовных сил.

Рекреационные потребности общества – это потребности в простом и расширенном воспроизводстве социально – трудового и социально – культурного потенциала общества.

Рекреационная деятельность людей – деятельность, направленная на организацию и реализацию рекреационных потребностей. Важен не только конечный результат, но и сам процесс этой деятельности.

Рекреационное занятие – простейший элемент рекреационной деятельности отдыхающих.

Рекреационное время – часть социального времени, направленного на удовлетворение рекреационных потребностей.

Рекреационное пространство – часть социального пространства, используемая для рекреационной деятельности (пространство может быть как физическим, так и виртуальным, например интернет).

Рекреационная система – система, направленная на рекреационную деятельность, состоящая из нескольких элементов.

Рекреационная деятельность организаторов отдыха – организация рекреационной деятельности на должном уровне, достижение максимальной эффективности и научной организации.

 

4. Функции рекреалогии.

 

С точки зрения специалистов рекреация – восстановление сил, перемена деятельности, осуществление процесса отдыха. В свою очередь, рекреационная деятельность осознанно или неосознанно сопоставляется с трудовой деятельностью и рассматривается как особый вид социальной деятельности, неотъемлемая часть образа жизни, и именно рекреационная деятельность обеспечивает расширенное воспроизводство рабочей силы.

 

Функции рекреационной деятельности:

1) Воспроизводящая функция – направлена на восстановление сил, затраченных в процессе производства и выполнения бытовых функций.

2) Воспитательная функция – направлена на воспитание в человеческом сознании гуманного отношения к человеку, природе и обществу.

3) Гуманитарная функция – состоит в представлении возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческого потенциала личности.

Основные концепции рекреалогии.

1. Антропоцентрированные концепции.

2. Экономоцентрированные концепции.

 

1. Антропоцентрированные концепции.

 

Антропоцентрированные концепции связаны с деятельностью человека. В развитии науки концепция занимает крайнее место, под ней понимается руководящая идея какого-либо явления.

 

концепция à учение à наука

 

Основу антропоцентрированной концепции составляет гуманоцентрированная, которая ориентированна на потребности человека.

¨ Медико-биологическая концепция

Организация отдыха, физического развития, спортивные и лечебно-профилактические мероприятия.

¨ Психологическая концепция

Организация умственного отдыха и поднятие тонуса интеллекта.

¨ Социологическая концепция

¨ Социокультурная концепция

Эти направления объединяет самоценность личности, состояние наиболее полного физического, социального и духовного благополучия.

¨ Концепции, влияющие на ориентацию туризма:

¨ Социокультурологические концепции

Их особенностью является восприятие свободного времени, как сферы образования и социальной культуры, а также гражданских качеств.

- расширение кругозора с помощью особых форм познания

- межнациональный обмен духовными ценностями, как средство осознания единства человечества, единства его целей

- пропаганда культурно-исторического наследия.

 

2. Экономоцентрированные концепции.

 

В экономоцентрированных концепциях человек рассматривается с точки зрения побуждения и влияния на окружение.

¨ политэкономическая концепция

- простое воспроизводство рабочей силы

- расширенное воспроизводство рабочей силы

¨ техноэкономическая концепция

- наличие рекреационных потребностей рассматривается как побуждение для организации одной из отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства

¨ натуроцентрированная концепция

- рекреационная деятельность приобрела, все черты хозяйственной деятельности и оказывает существенное воздействие на природу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Районные и городские архивы | Потребности. Деятельностная концепция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.