КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М. К. Мамардашвили)
Мы вынуждены жить не зная как, зачем и почему. Мы живем бок о бок с собственной смертью, продвигаясь вперед на ощупь, с завязанными глазами, подобно слепому альпинисту, штурмующему в одиночку Эверест. Всякое из бесчисленных мгновений нашего существования, начиная с самого первого, может оказаться для нас последним. Отсюда вытекает третье начало философии - постоянное приготовление к смерти, «забота о смерти» (Платон). И последнее. Специалисту в области сельского хозяйства, равно как и прочим узким специалистам, при условии, что жизнь их будет складываться фантастически удачно, философия, конечно же, не потребуется. Однако суровая статистика человеческого существования свидетельствует о том, что подавляющее большинство людей даже в самых благополучных странах годам к сорока уже не раз и не два оказываются «выброшенными из седла». Жизнь проносится мимо, а вы остаетесь на пыльной обочине, и все приходится начинать заново, с нуля. Автор этих строк закончил в свое время физический факультет университета. Так вот, из 25 человек, учившихся с ним в одной группе, сегодня только двое, самых лучших, продолжают работать по специальности, причем один из них - в США, а другой - в Германии. А что же остальные? Они стали предпринимателями, экономистами, военными, фермерами, философами, домохозяйками и т.п.. 90% их знаний, которыми они в свое время с таким трудом овладевали, по жизни так и оказались невостребованными. Сформулируем проблему более глобально. Что остается важным для человека из накопленных прежде знаний, если у него вообще ничего не остается? Например, чего имеет смысл знать бомжу, паралитику или алкоголику? Только философию. Это единственное, что поможет найти выход из безвыходной ситуации, если вы туда попадете. И потому философия, как говорил Плотин, есть важнейшее. Без всего прочего можно как-нибудь обойтись, а без нее нельзя никак.
Как известно, мифология усматривала человеческое начало во многих объектах, почитаемых теперь за неодушевленные - в идолах, амулетах, камнях, деревьях, животных. Религия возникает тогда, когда человек понимает абсолютную бесчеловечность окружающего мира и только за его пределами, у Бога пытается найти взаимопонимание. Философия, в отличие от религии, усматривает человеческое начало уже только в человеке, могущем, по большому счету, рассчитывать лишь на себя в решении собственных проблем. Наконец, наука не усматривает человеческого начала даже в человеке; он для нее машина, пациент, организм, объект исследования. Таким образом, философия есть последнее прибежище человеческого духа в современном мире. И потому изучение ее безусловно необходимо для каждого человека, независимо от его пола, возраста, социального положения или специальности. [1] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т., т.2. - М., 1988, с.6. [2] Соловьев В.С. Письмо к Л.Н. Толстому. - «Новый мир», 1989, № 1, с.230. [3] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992, с.29. [4] Кант И. Соч. в 6-ти т., т.4 (ч.1). - М., 1965, с.499-500. [5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. 2-е изд.. т.3, с.24. [6] Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. - т.2: Первые философы. - М., 1959, с.23. [7] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, гл.2. [8] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. Собр. Соч., т.18. [9] Ортега-и-Гассет Х. Возникновение философии. - В сб.: Что такое философия? - М., 1991, с.222. [10] Там же. [11] Антология мировой философии. В 4-х т. - Т.1. - М., 1969, с.316. [12] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. - Т.2. - М., 1990, с.605. [13] Платон. Соч. в 4-х т: Т.3. - М., 1971, с.236. [14] Платон. Соч. в 3-х т. - М., 1968-1972, т.2, с.28.
[15] Платон. Соч. в 3-х т. - М., 1968-1972, т.3, ч.1, с.145. [16] Аристотель. Соч. в 4-х т. - М., 1984, т.4, с.378. [17] Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1945, с.31. [18] Св. Иоанн Златоуст. Против иудеев // Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в 12 томах. Т. 1, кн. II, с. 645-759. [19] Иоанн Скотт Эриугена. О Божественном предопределении // Знание за пределами науки. М. 1996, с. 301. [20] Ансельм Кентерберийский. Соч. - М., 1995, с. 350. [21] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 1993, с.297. [22] См.: Моуди Р. Жизнь после жизни (любое издание). [23] Нордау М. Вырождение. - М., 1995, с.56. [24] Тримингэм Д. Суфийские ордены в Исламе. М.: 1989, с.117. [25] Знание за пределами науки. - М., 1996, с.313. [26] Иудейская энциклопедия. - Иерусалим, 1974, т. 10, с. 489. [27] Сравните с определением Бога у немецких мистиков М. Экхарта, А. Силезиуса и у Плотина. [28] См.: Дубнов С.М. Краткая история евреев. - Ростов - на - Дону, 1997, с. 320; 437-739. [29] Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. - М., 1993. [30] См., напр., Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. - М., 1991. [31] Тойнби А. «Постижение истории». - М., 1991. [32] Тэн И. Путешествие по Италии. - М. 1913, т.1, с.151. [33] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1992, с.589. [34] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1992, с.544. [35] Кант И. Соч. в 6-ти т.: Т.4, ч.1. - М.,1965, с.260. [36] Кант И. Указ. соч., с.270. [37] Гегель Г. Соч., т.9, Л., 1932, с.93. [38] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.18, с.131. [39] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.631. [40] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.629. [41] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.29, с.152-153. [42] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.581. [43] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.29, с.318. [44] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.29, с.154. [45] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.29, с.119. [46] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.49, с.348. [47] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.6. [48] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.497. [49] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.396. [50] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.39, с.15. [51] Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. // Вопросы философии, 1992, №7, с.141. [52] Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990, с.24-60. [53] См.: Там же. [54] Гуссерль Э. Кризис европейских наук..., с.142. [55] Ницше Ф. Соч. в 2-х т.: Т.2. - М., 1990, с.632. [56] Шопенгауэр А. Избр. произв. - М., 1992, с.137. [57] Там же, с.196. [58] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1990. [59] Ницше Ф. Соч. в 2-х т.: Т.2.
[60] Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. - М., 1971, с.44-45. [61] Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987. [62] Там же. [63] Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989, с.431. [64] Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. - М., 1990, с.100. [65] Фрейд З. Размышления о войне и смерти. // Бондаренко Л.И., Таглин С.А., Баженов А.В. Психоанализ и культурология. - Харьков, 1991, с.14. [66] См.: Бондаренко Л.И., Таглин С.А., Баженов А.В. Психоанализ и культурология..., с.215. [67] Бибихин В.В. Философия и религия. // Вопросы философии, 1992, №7, с.39. [68] Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. [69] Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - С.-Пб, 1984, с.237. [70] Там же, с.249. [71] Шестов Л. Умозрение и откровение. - Париж, с.55. [72] Хайдеггер М. Бытие и время. - Тюбинген, 1960, с.42, 117. [73] Ясперс К. Философия. - Берлин, 1956. С.50. [74] Ясперс К. О происхождении и цели истории. // Смысл и назначение истории. - М., 1991, с.33. [75] Камю А. Миф о Сизифе. // Бунтующий человек. - М., 1990, с.92. [76] Там же. [77] Бунин И.А. Окаянные дни. - М., 1991, с.47. [78] См.: Вехи. Из глубины. - М., 1991. [79] «Россия и Европа». - С.-Пб., 1871, с.129. [80] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.: Т.1. -М., 1989, с.433. [81] Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991. [82] Лосев А.Ф. Русская философия. - Цюрих, 1919. [83] Назаров В.Н. Предисловие к публикации. // Вопросы философии, 1991, №9, с.171. [84] Розанов В.В. Около церковных стен. - т.2. - С.-Пб., 1906, с.369. [85] См.: Назаров В.Н. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозаключения. Сергиев посад, 1917, с.76. [86] Назаров В.Н. Предисловие к публикации. //Вопросы философии, 1991.№9, с.171. [87] Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. - М., 1983, с.187. [88] Соловьев В.С. Собр. соч. в 10-ти т., 2-е изд., т.3, Б/д, с.213. [89] А Вл. Соловьев не любил «учительствовать» и не переносил этой претензии в других людях. - Г.К. [90] Ильин И.А. Погребение набальзамированного толстовства. // Вопросы философии, 1992, №4, с.85. [91] Очень ярко и образно болезненный разрыв Соловьева со славянофилами описывается П.И. Новгородцевым в статье «Идея права в философии Вл. Соловьева. Речь, произнесенная на торжественном заседании психологического общества в память Вл. Соловьева 2-го февраля 1901 года» // Вестник МГУ, 1992, №3 (Серия «Философия»).
[92] Лопатин Л.М. Философское мировоззрение В.С. Соловьева. - С.-Пб., 1911, с.123. [93] Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. - Соч. в 2-х т.: Т.2. - М., 1989. [94] В последующем этот оригинальный русский мыслитель выступал почти против каждой работы Соловьева, и если объединить все написанное им на эту тему, мы получили бы российский вариант «Анти-Дюринга». [95] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., т.62, с.128. [96] «Былое», 1918, апрель-май, с.336. [97] Сто лет спустя, в 90-е г.г. ХХ века история с «диалогом» православия и католицизма повторилась в той же самой Хорватии, но только на полях сражений. [98] См.: «Оправдание добра». - Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.: Т.1. - М., 1989. [99] Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании. - Париж, 1918. [100] Гессе Г. Паломничество в Страну Востока. - В кн.: Гессе Г. Избранное. - М., 1991, с.31. [101] Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск, 1991, с.28. [102] Лучше смог сказать Ленин, именовавший Российскую империю «тюрьмой народов». [103] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.: Т.2. - М., 1988. [104] Соловьев В.С. Смысл любви. - М., 1991, с.440. [105] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.: Т.2. - М., 1988. [106] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.: Т.2. - М., 1988. [107] Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. Соловьева. Речь, произнесенная на торжественном заседании психологического общества в память Вл. Соловьева 2-го февраля 1901 года // Вестник МГУ, 1992, №3 (Серия «Философия»), с.78. [108] Там же. [109] Померанц Г.С. Национальное в политике. // Вопросы философии, 1992. №4, с.16. [110] «Добру и злу внимая равнодушно, В начале поприща мы вянем без борьбы:
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |