КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и правосубъектность государственных служащих и должностных лиц
Административно-правовой статус государственных служащих Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Должностные лица делятся на руководителей и представителей власти. Первые обладают линейной властью в отношении подчиненных, круг которых строго определен, вторые — властными полномочиями публичного характера, распорядительной властью в отношении многих физических и юридических лиц, организационно им не подчиненных. Представители власти обладают функциональной властью вне рамок организаций, в которых они работают, и в отношении граждан и юридических лиц, которые не являются, например, их клиентами. Нередко руководители (органов внутренних дел, государственных инспекций и др.) также наделены правами представителей власти.
Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ (далее — государственные органы), с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»). Государственные должности подразделяются на должности: • устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности России), конституциями, уставами субъектов Федерации (государственные должности субъектов Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателей палат Федерального Собрания РФ, руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутатов, министров, судей и др.) — государственные должности категории «А»; • учреждаемые в установленном законодательством порядке, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б». • учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий— государственные должности категории «В». Государственные должности категории «А» можно назвать политико-судебными, «Б» — патронатными, «В» — административными. Существует шесть видов должностей: 1) должности в государственных предприятиях, учреждениях; 2) должности в строевых подразделениях (вооруженных формированиях); 3) должности технических исполнителей в органах государственной власти; 4) государственные должности категории «А»; 5) государственные должности категории «Б»; 6) государственные должности категории «В».
Государственные должности, как правило, учреждаются актами органов государственной власти, некоторые из категории «А» предусмотрены Конституцией РФ, возникли на основе референдума. Государственные должности включены в Реестр государственных должностей России или субъектов Федерации. Он состоит из перечня политических должностей (категории «А») и Реестра государственных должностей государственной службы (категорий «Б» и «В»). Реестр государственных должностей государственной службы России утверждается Президентом РФ. В него включены должности патронатные и административные (категорий «Б» и «В»), классифицированные по группам. Реестры государственных должностей государственной службы субъектов Федерации утверждаются их законами или актами глав исполнительной власти. Таким образом, государственная должность характеризуется следующими признаками. Это: • часть организационной структуры органа государственной власти; • закрепленный правовыми актами устойчивый комплекс обязанностей и прав, связанный с осуществлением государственных функций и рассчитанный на одного человека; • установлена актом государственного органа; • внесена в Реестр государственных должностей. Государственным служащим является гражданин России, исполняющий в установленном законом порядке обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации (ст. 3 Закона об основах государственной службы). Государственный служащий занимает государственную должность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции. За свою службу он регулярно получает денежное вознаграждение в заранее определенном размере. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, деятельность за вознаграждение, в чужих интересах и т.д.), государственная служба имеет ряд специфических признаков. Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные (категории «Б» и «В») государственные должности, а также служащих строевых подразделений (вооруженных формирований). Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений и технических исполнителей в государственных органах официально не считается государственной службой, как и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих государственные должности категории «А». Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполняют государственные функции. Государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти. В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования. Задачи, стоящие перед государством, решают государственные служащие. В своей работе они используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности. Принципы государственной службы: • верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; • единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Россией и субъектами Федерации;
• разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; • обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями; • единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; • профессионализм и компетентность государственных служащих; • гласность в осуществлении государственной службы; • ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; • внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; • стабильность кадров государственных служащих в государственных органах. Существует два типа государственной службы: федеральная, находящаяся в ведении России, и субъектов Федерации, находящаяся в их ведении. Федеральная государственная служба по правовому положению служащих подразделяется на гражданскую и милитаризованную. На гражданскую службу принимаются лица, достигшие 18 лет, их личные права регламентируются в основном трудовым правом, они вправе создавать профсоюзы и быть их членами. Существуют два рода государственной гражданской службы— общегражданская и специальная. Специальными видами гражданской службы являются дипломатическая, в органах прокуратуры, налоговых инспекциях и др. Особенность специальной службы состоит в том, что она регулируется специальными, распространяющими свое действие только на нее нормативными актами, основана на более широком единоначалии, на более строгой дисциплине. Соответствующие служащие имеют форменную одежду, персональные звания, чины, ранги. Родовые разновидности милитаризованной службы: военная и военизированная (не военная). Военная служба делится на службу в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках ФПС России, внутренних войсках МВД России и др., а также в вооруженных формированиях, в органах государственной власти, в государственных учреждениях; военизированная служба— в милиции, в военизированных пожарных частях (внутренняя служба), в таможенных органах, судебных приставов, в конвойной охране, в налоговой полиции, в военизированной охране МПС России, в военизированных спасательных частях и др. В зависимости от вида государственной власти государственные служащие делятся на работающих в представительных органах; судебных органах; органах исполнительной власти; строевых частях; иных органах (Администрации Президента РФ, Центральной избирательной комиссии, Банке России, Генеральной прокуратуре РФ, Счетной палате РФ, аппаратах уполномоченных по правам человека и др.). В зависимости от того, в каких организациях служат, а значит, что делают государственные служащие, можно различать служащих: 1) органов государственной власти; 2) строевых подразделений; 3) направленных на работу в учреждения, на предприятия, а также приравненных по статусу к государственным служащим. Правовой статус государственных служащих: • их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе; • деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; • служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством: их права одновременно являются обязанностями, и наоборот; • осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством; • законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы; • они имеют право на продвижение по службе; • предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности; • для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, как и у других граждан, гражданские права и свободы могут быть ограничены законом. Многочисленные обязанности государственных служащих можно классифицировать на: 1) общеслужебные, которые связаны с выполнением служебного долга. Служащий обязан: • обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; • добросовестно исполнять должностные обязанности; • обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан; • исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных организаций, а также предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения; • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; • поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан; • бережно относиться к государственной собственности и природным ресурсам; 2) профессиональные; 3) должностные, связанные с занимаемыми ими должностями; 4) ограничения. Это запреты совершать определенную деятельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия. Они ограничивают конституционные права граждан России, что необходимо для обеспечения четкой работы государственных служащих, предотвращения злоупотреблений властью, повышения доверия к ним граждан. Государственный служащий не вправе (ст. 11 Закона об основах государственной службы): • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; • состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; • использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; • получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение и т.д.), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе после выхода на пенсию; • выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц; • быть депутатом законодательных органов России, субъектов Федерации, органов местного самоуправления. • принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; • принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Особым видом ограничений является обязанность служащего не владеть, а передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, а также ежегодно представлять в органы государственной службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности, являющиеся объектом налогообложения. Права государственного служащего делятся на служебные и личные. Служебные связаны с выполнением должностных обязанностей, их принято называть полномочиями. Существуют общеслужебные, профессиональные, должностные полномочия. К общеслужебным относятся полномочия, которые имеет каждый государственный служащий (см. ст. 9 Закона об основах государственной службы), а именно: • знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критериями оценки качества работы и условиями продвижения по службе, а также с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения им должностных обязанностей; • получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; • посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей юридические лица любой формы собственности; • принимать решения и участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; • вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции. Выделение профессиональных прав государственных служащих вызвано спецификой выполняемой деятельности и прежде всего теми обязанностями, которые на них возложены. Разнообразие должностных прав (принимать на работу, распределять средства, штрафовать и т.д.) обусловлено разнообразием должностей и должностных обязанностей. Личные права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении премий, в продвижении по службе и т.п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны с карьерой служащего, с реализацией его прав на материальное обеспечение, отдых и защиту. С карьерой связаны следующие права: а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы; б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; в) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета. Подгруппа прав служащего на материальное обеспечение и отдых включает права на денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами. Денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Эта подгруппа включает также право на ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 дней). Кроме того, за выслугу лет предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. В соответствии с Положением о федеральной государственной службе федеральному государственному служащему сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы: от пяти до десяти лет — пять календарных дней, от десяти до 15 лет — десять и свыше 15 лет — 15 календарных дней. В эту же подгруппу входит обязательность получения согласия служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти государственного служащего, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы. Кроме того, служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Ему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Для защиты своих прав и законных интересов государственный служащий может использовать права (подгруппа прав на защиту) на: • ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; • проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; • объединение в профсоюзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; • обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы; • защиту его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |