КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушения налогового законодательства и ответственность за их совершение
1. Понятие и виды нарушений налогового законодательства. Под правонарушением в современной юридической науке понимается противоправное (неправомерное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта, в результате которого ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются закрепленные в законодательстве права и законные интересы участников каких-либо общественных отношений, за которые в действующем праве установлена юридическая ответственность. Нарушение налогового законодательства представляет собой любое противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении налогово-правовых норм, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого деликта. Таким образом, нарушение налогового законодательства характеризуется наличием совокупности следующих признаков: а) это противоправное виновное действие или бездействие; б) оно направлено на нарушение норм именно налогового законодательства (Налогового кодекса или иных нормативных правовых актов в сфере налогообложения); в) за его совершение предусмотрена ответственность, при этом неважно, ответственность за его совершение установлена налоговым, административным или уголовным законодательством. Налоговое правонарушение представляет собой виновно совершенное в сфере налогообложения противоправное (то есть — в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена юридическая ответственность законодательством о налогах и сборах (НКРФ). Легальное юридическое определение понятия «налоговое правонарушение» содержится в статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации.
При классификации нарушений налогового законодательства необходимо различать три вида таких правонарушений: 1) Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ, в свою очередь делятся на: а) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов); б) специальные налоговые правонарушения (налоговые правонарушения банков (кредитных организаций)); 2) административные правонарушения в сфере налогообложения (ответственность за их совершение установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 3) Уголовные преступления в сфере налогообложения (ответственность за их совершение установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ)). Основным критерием такой классификации выступает правовая природа правонарушений, определяемая в соответствии с нормативно-правовыми актами, устанавливающими ответственность за совершение таких правонарушений, — налоговым, административным либо уголовным законом. Рассмотрим эти три вида налоговых правонарушений более подробно. 2. Характеристика налоговых правонарушений. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламентируются нормами главы 15 части первой НК РФ. Виды налоговых правонарушений и размеры налоговых санкций (ответственность за совершение налоговых правонарушений) установлены главами 16 и 18 части первой НК РФ. Элементами налогового правонарушения являются: 1. Объект налогового правонарушения — публичный правопорядок в сфере налогообложения (урегулированные и защищенные действующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием или бездействием).
2. Объективная сторона налогового правонарушения — противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность, а также юридически нежелательные последствия, возникшие в результате такого деяния и нанесения вреда публичному правопорядку в сфере налогообложения, и юридически значимая при чинная связь между деянием и последствием. Такое действие либо бездействие именуется также событием налогового правонарушения. 3. Субъективная сторона налогового правонарушения — юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности. 4. Субъект налогового правонарушения — деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение, — налогоплательщик, налоговый агент, лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист), и т.д. В дальнейшем данное лицо, совершившее правонарушение, и становится субъектом ответственности. Субъектом налогового правонарушения может выступать: а) физическое лицо (вменяемое и достигшее 16-летнего возраста); б) организация. 3. Принципы налоговой ответственности. Выделяются следующие принципы установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за совершение налоговых правонарушений: 1) принцип законности. Содержание этого принципа заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, предусмотренных ПК РФ; 2) принцип однократности наказания. Рассматриваемый принцип имеет конституционную основу, ибо требование об однократности наказания установлено частью 1 статьи 50 Конституции РФ. Значение данного принципа заключается в том, что он гарантирует защиту конституционных прав физических и юридических лиц от налоговых репрессий. В соответствии с этим принципом никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. При этом повторным считается привлечение к ответственности за деяние, в связи с которым имеется неотмененное постановление налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении его к налоговой ответственности;
3) принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства. В соответствии с этим принципом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Здесь в первую очередь имеется в виду ситуация, когда совершенное организацией налоговое правонарушение сопряжено с допущением должностным лицом этой организации административного правонарушения или уголовного преступления. Поскольку организация и ее должностные лица — это разные субъекты ответственности, то, например, привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц от персональной ответственности (административной или уголовной) за совершенное ими деяние. Такой подход дисциплинирует должностных лиц — недобросовестных налогоплательщиков; 4) принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога. Рассматриваемый принцип развивает бессмертную формулу Бенджамина Франклина «В этом мире неизбежны только смерть и налоги», получившую свое закрепление в налоговом законодательстве всех индустриально развитых стран мира в виде юридической аксиомы о всеобщности и неотвратимости налогообложения. В соответствии с этим принципом привлечение виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога; 5 ) презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Презумпция невиновности, как известно, является важнейшей гарантией справедливости и торжества права при решении вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. Общеправовая презумпция невиновности закреплена в части 1 статьи 49 Конституции РФ. «Налоговая презумпция невиновности» установлена пунктом 6 статьи 108 части первой НК РФ.
В соответствии с рассматриваемым принципом установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за налоговые правонарушения каждый налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. (При этом здесь имеется в виду решение суда, вынесенное по иску налогового органа о взыскании налоговой санкции.) Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Напротив, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершений, возлагается на налоговые органы. Естественно, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщик имеет право самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога. Правовые последствия такого исправления будут различаться в зависимости от момента, в который совершены такие исправления. Если исправление ошибки произведено до ее выявления налоговым органом, это может оказаться обстоятельством, исключающим ответственность за налоговое правонарушение с умышленной формой вины (п. 2 ст. 109 НК РФ). Если же исправление произведено в короткий срок после выявления ошибки налоговым органом, это может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (ст. 112 НК РФ). 4. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за налоговые правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события налогового правонарушения — отсутствие объективной стороны правонарушения, то есть отсутствие самого противоправного деяния (действия или бездействия), за совершение которого в НК РФ установлена юридическая ответственность; 2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения — т.е. отсутствие субъективной стороны преступления; 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (3 года); 5) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; 6) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; 7) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, в соответствии с письменными указаниями и разъяснениями, данными налоговым или другим иным уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. 5. Налоговые санкции. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных за конкретное правонарушение статьями главы 16 и 18 части первой НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения. Смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельствами являются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только к ответственности налогоплательщика — физического лица); 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (угроза и принуждение могут рассматриваться в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность организации в случае, если под влиянием этих обстоятельств действовал, например, руководитель организации); 3) иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Признавать обстоятельства смягчающими вправе суд при рассмотрении иска о взыскании налоговой санкции. Тем не менее учет смягчающих обстоятельств не должен привести к полному освобождению правонарушителя от ответственности. В то же время при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. Обстоятельством, отягчающим ответственность, в первую очередь является совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции применяются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Давность взыскания налоговых санкций составляет шесть месяцев. По общему правилу этот срок исчисляется со дня составления акта о налоговом правонарушении (или дня, когда такой акт должен был быть составлен). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. 6. Виды налоговых правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в НК РФ. Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ, подразделяются на: 1) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов). Налоговые правонарушения рассматриваемой группы, как правило, направлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выполнения возложенных на них законодательством функций. В НК РФ предусмотрено 14 видов подлежащих наказанию общих налоговых правонарушений этих субъектов: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата сумм налога; невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест; непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний; отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода; неправомерное несообщение сведений налоговому органу; 2) специальные налоговые правонарушения (налоговые правонарушения банков (кредитных организаций)). В НК РФ предусмотрено 5 видов подлежащих наказанию противоправных деяний банков, так или иначе ведущих к нарушению нормального функционирования налоговой системы: нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени; непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка. 7. Административные правонарушения в сфере налогообложения. Под административными правонарушениями в сфере налогообложения следует понимать правонарушения, ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ. Административные правонарушения — это противоправные, виновные действия (бездействие) физических или юридических лиц, за которые КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Под административными правонарушениями в сфере налогообложения следует понимать нарушения налогового законодательства, ответственность за совершение которых установлена КоАПРФ. КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний, содержит много новых норм и положений, разработанных с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, действующей Конституции РФ и законодательства Российской Федерации. Задачами законодательства об административных правонарушениях в области налогообложения являются защита установленного порядка осуществления государственной власти в данной сфере, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений, в том числе административных правонарушений в сфере налогообложения. Основными принципами привлечения к административной ответственности за нарушение норм налогового законодательства являются: 1) принцип законности. В соответствии с этим принципом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При этом применение норм административного наказания (а это, как правило, административные штрафы) и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется только уполномоченным на то законом органом или должностным лицом в пределах компетенции указанного органа или должностного лица. При применении мер административного принуждения закон не допускает решения и действия (бездействия), унижающих человеческое достоинство наказуемого; 2) принцип равенства перед законом. «Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом», — указывается в ст. 1.4 КоАП РФ. Административное законодательство следует конституционному запрету любых форм дискриминации при привлечении к административной ответственности. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств; 3) презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения, толкуются в пользу этого лица. Элементами административного правонарушения в сфере налогообложения (как, впрочем, и элементами любого правонарушения) являются: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона правонарушения и субъект правонарушения. Субъектами административной ответственности за совершение нарушений норм законодательства о налогах и сборах, как правило, являются должностные лица (например, руководитель, главный бухгалтер) организации. При этом должностное лицо организации подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией норм налогового законодательства. Поэтому в данном случае под должностным лицом принято понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности с 16-летнего возраста. Должностное лицо организации признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Административная ответственность в сфере налогообложения дополняет налоговую ответственность. Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает от административной ответственности за аналогичное правонарушение виновное физическое лицо (например, руководителя организации), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица (руководителя организации) не освобождает от налоговой ответственности за данное (аналогичное) правонарушение само юридическое лицо. 8. Виды административных правонарушений в сфере налогообложения. В КоАП РФ (ст. 15.3—15.10) предусмотрено 8 составов подлежащих наказанию административных правонарушений в сфере налогообложения: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка открытия счета налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда. 9. Налоговые преступления (уголовные преступления в сфере налогообложения). Преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Вместе с тем не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Под налоговым преступлением понимается виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом предусмотрено наказание. Налоговое преступление характеризуется исчерпывающим перечнем его признаков: 1) общественная опасность — проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда, как напрямую — государству (ибо направлено против государственной казны), так и опосредованно — создает угрозу причинения вреда личности и обществу (ибо государственный бюджет является средством финансового обеспечения государством его функций перед обществом и человеком — охранительных, организационных и социальных); 2) противоправность — запрещенность деяния уголовным законом; 3) виновность — российское уголовное законодательство исходит из принципа субъективного вменения, т.е. общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24— 27 УК РФ); 4) наказуемость — только запрещенное уголовным законом под угрозой наказания деяние признается преступлением. Все эти признаки должны быть налицо в случае признания совершенным деяния, признаваемого налоговым преступлением. В Российской Федерации уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений была введена в 1992 г., когда действовавший тогда Уголовный кодекс РСФСР был дополнен ст, 162.1 («Уклонение от подачи декларации о доходах») и 162.2 («Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения»). В настоящее время в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г.1 предусмотрено три уголовных состава преступлений в сфере налогообложения: уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ); уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ). Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений, являясь самым тяжелым видом ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, обладает следующими юридическими особенностями: а) субъектами уголовной ответственности могут являться только физические лица; б) уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке; в) применяется за наиболее общественно опасные деяния — преступления; г) предусматривает самые строгие меры государственного принуждения; д) производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется следственными подразделениями органов налоговых расследований Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |