Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли, выдающийся итальянский мыслитель, историк и государственный деятель, автор трактатов “Государь” и “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, отвергает средневековую концепцию божественного предопределения, заменяя ее идеей фортуны. Считаться с необходимостью человека заставляют обстоятельства, но рок лишь отчасти властвует над человеком: он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому не только фортуна движет историей, но и человеческая энергия, воля. Судьба лишь там всесильна, где не находит препятствия в виде человеческой доблести.

Политика для Макиавелли — это воплощение свободы человеческой воли, а задача науки о политике заключается в том, чтобы исследовать человеческие качества, конфликтующие социальные силы, интересы, объяснять действительное положение вещей, а не предаваться мечтам и иллюзиям. В отношении к политике Макиавелли выступает как истинный реалист.

Макиавелли исходит из утверждения об эгоистичности человека. Никаких пределов для человеческого стремления к богатству и власти не существует, но т. к. ресурсы ограничены, возникают конфликты. Следовательно, государству для удовлетворения потребностей индивида в защите требуется сильный правитель, который должен исходить из того, что все люди по природе злы. Если он хочет сохранить государство, ему необходимо быть циничным и жестоким, только так можно защитить жизнь и собственность граждан.

И, хотя все люди эгоистичны, государство должно поддерживать баланс между различными эгоистическими интересами; только в этом случае оно является стабильным.

Интересна этическая концепция Макиавелли. С одной стороны, государь требует от подданных быть нравственными и добродетельными, между тем как он сам должен оцениваться лишь с той точки зрения, ведут ли его действия к успешному захвату власти. Здесь итальянский мыслитель исходит из двойственного понимания морали — существует общественная и личная мораль: первая для подданных, вторая для государя. Но одновременно с этим существует лишь одна мораль — воля государя. Иной морали нет и быть не может.

Тот, кто желает понять сущность политики, что она действительно собой представляет, должен исходить из иных категорий нежели применяемых в приватной жизни. То, что мы называем убийством, политик называет вредом неприятия. Политик имеет свои собственные понятия, свою мораль, свои государственные соображения. Тем не менее государь должен учитывать существующую мораль в качестве одного из факторов в его планах. Таким образом, Макиавелли подчиняет мораль политике: рассматривает первую с точки зрения стратегии государя, целью деятельности которого является обеспечение стабильности государства.

Политический реализм Макиавелли проявляется и при анализе форм государственного устройства. Исследуя деятельность своих современников, Макиавелли приходит к идее “совершенного государя”. Такой абсолютный властелин должен соединять в себе одновременно черты льва и лисицы: первый разбивает врага в открытом бою, вторая избегает расставленных ловушек. В необходимых случаях государь должен проявлять жестокость, поэтому он изначально должен придерживаться принципа твердой власти.

Такие взгляды создали Макиавелли печальную известность учителя диктаторов и тиранов, а его имя стало использоваться для характеристики политического насилия и вероломства (“макиавеллизм”). Тем не менее несомненной заслугой итальянского философа следует считать освобождение политики от возвышенного образа, он вернул политику на реальную почву, трансформировал ее в объект беспристрастного научного анализа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика философии Возрождения | Николай Кузанский
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.