Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие налоговой системы

Вопрос. Понятие налоговой системы. Классификация налогов.

Введение

Текст лекции

Учебно-материальное обеспечение

Б) дополнительная

Литература

Введение

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Тема № 3. Налоговая система

 

Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить понятие налоговой системы и классификацию налогов, принятую в теории и практике налогообложения.

2. Показать основы построения налоговых систем зарубежных государств.

3. Формировать у студентов понимание роли налоговой системы в проведении социально-экономической политики государства.

Содержание:

Учебные вопросы (основная часть):

1. Понятие налоговой системы. Классификация налогов.

2. Особенности построения налоговых систем отдельных зару­бежных государств.

Заключение.

а) основная:

1. Налоги и налогообложение./Учебник под редакцией Кальсина А.Е. – Ярославль, ЯВФЭИ, 2004.

2. Кальсин А.Е., Остапчук В.Н. Налоги и налогообложение./Учебное пособие (в схемах). – Ярославль, ЯВФЭИ, 2004.

3. Финансы. Учебник./Под ред. Проф. Дробозиной Л.А. –М.: Юнити, 2000.

1. Кальсин А.Е., Остапчук В.Н. Налоги и налогообложение./Учебное пособие (в схемах). – Ярославль, ЯФВФЭУ, 2002.

2. Кальсин А.Е. Налоговые отношения бюджетных организаций МО РФ. Монография. Ярославль: ЯВФЭИ, 2004.

1.Наглядные пособия: слайды.

2.Технические средства обучения: Лектор -2000.

 

Налоговые системы современных государств включают множество видов налогов. В теории и практике налогообложения применяется классификация налогов, с помощью которой можно изучать и анализировать построение налоговой системы и совершенствовать его на практике.

Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, взимаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. В последние десятилетия, как в западных странах, так и в России появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. Эта тенденция вступила в противоречие с принципами налогообложения. Законодатели ведущих западных стран начинали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам и фирмам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств. Изучение опыта зарубежных государств представляет для нас большой интерес, поскольку он может быть использован при построении эффективной налоговой системы в России. На этом занятии мы изучим классификацию налогов и основы построения налоговых систем ряда зарубежных государств. В дальнейшем на занятиях по теме №4 мы будем изучать налоговую систему России, опираясь на знания, полученные при изучении темы №3.

Структурно-логическая схема занятия:

1. Понятие налоговой системы. Классификация налогов.

1.Понятие налоговой системы государства.

2.Классификация налогов.

2. Особенности построения налоговых систем отдельных зару­бежных государств.

3.Налоговая система США.

4.Налоговая система Германии.

5. Налоговая система Франции.

6. Налоги Японии.

7. Налоги Беларуси.

Заключение

Учебные вопросы (основная часть):

Налоговая система - совокупность налогов, установленных зако­нодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.

Из определения следует, что в структуре налоговой системы можно выделить две ее взаимосвязанные составляющие подсистемы: 1)совокупность налогов и 2)органы налоговой системы, осуществляющие их взимание.

В каждом государстве в соответствии с его административно-территориальным устройством в структуре налоговой системы выделяется общегосударственный уровень и территориальные. В государствах с федеративным устройством уровни налоговой системы по территориальному признаку включают в себя федеральный, региональный (субъектов федерации) и местный.

Посредством налоговой системы реализуются функции налогов фискальная и экономическая (регулирующая). Перед налоговой системой стоит задача обеспечить государство в целом и каждое территориальное образование денежными средствами и при этом способствовать реализации социально-экономической стратегии и решению оперативных задач конкретного периода в плане социально-экономического развития государства и отдельных территорий.

К налоговой системе предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, для того чтобы она была эффективной. Эти требования вытекают из принципов налогообложения, рассмотренных на лекции по теме №1.

К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнести рациональность и стабильность.

Требование рациональности системы позволяет оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.

Налоговая система, отвечающая требованию рациональности, должна:

► строиться на единой законодательной базе налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, иметь централизованное управление. Налоговые органы не должны дублировать функции других государственных органов и в самой структуре налоговых органов не должно быть дублирующих элементов

► содержать целесообразное количество налогов, закрепленных за каждым из уровней системы по территориальному признаку;

► базироваться на минимальном количестве нормативных документов, определяющих порядок взимания налогов и сборов и контроля за их уплатой;

► содержать правовой механизм регулирования всех элементов системы.

Обобщающим критерием рациональности налоговой системы может служить собираемость налогов, которая характеризует эффективность налоговой системы с позиции выполнения ее основной задачи. Но как известно эффективность принято оценивать относительными показателями в которых результат сопоставляется с затратами на их достижение. С учетом этого в оценке эффективности налоговой системы можно исходить из сопоставления затрат на обеспечение ее функционирования с результатами – поступлением налогов и сборов на соответствующих территориях и в государстве в целом.

Собираемость налогов и сборов и соотношение объемов собранных налогов и сборов с затратами на функционирование системы можно определять в разрезе отдельных налогов и сборов, в территориальном разрезе и в рамках государства в целом. Полученные данные по территориям сопоставляются с другими территориями государства, показатели по налоговой системе в целом сравниваются с аналогичными показателями других государств. Сравнение полученных данных позволяет проанализировать систему и выявить наиболее целесообразные варианты ее построения, наметить направления и пути ее совершенствования.

Требование стабильности означает, что в налоговой системе должно быть установлено количество и виды налогов, элементы налогообложения по каждому из них на определенное время, что исключит введение новых налогов или внесение поправок, изменений и дополнений в элементы налогообложения действующих налогов (налоговая база, ставки и др.) на данный период времени.

Нестабильность налогового законодательства усиливает противоречие между властью и субъектами налога и порождает механизмы ухода от уплаты налогов, что делает налоговую систему малоэффективной.

Минимальное требование к стабильности – сохранение установленных режимов налогообложения в рамках начавшегося хозяйственного года (календарного года, если они совпадают по срокам). С позиции требования стабильности изменения в налоговом законодательстве можно вводить только с началом нового хозяйственного года, (если в стране он совпадает с календарным годом, то с начала нового календарного года).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Налоговая система Соединенных Штатов Америки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.