Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды цен. Экономическое содержание цены




Экономическое содержание цены

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», цена – это денежная оценка стоимости единицы товара.

Рыночная цена – это сумма денег, за которые продавец хочет продать товар, а покупатель готов его купить. В рыночной экономике все имеет цену – любой товар и услуга. Цена – это важная экономическая категория, которая должна обеспечить предприятиям возмещение затрат и получение необходимой прибыли. От правильности установления цены зависит объем реализации, конкурентоспособность предприятия и др. показатели.

С цены начинается и ценой заканчивается деятельность предприятия. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. Уровень цены по-разному влияет на такие важные показатели деятельности предприятия, как прибыль, рентабельность и др.

Роль цены в экономике проявляется на макро- и микроуровне. На микроуровне цена является регулятором производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности организации. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях.

Основными функциями цены являются:

Цена выполняет ряд функций, которые имеют важное значение. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах, о наличии товара и его дефицитности (предоставляет информацию для при­нятия производственных решений).

Планово-учетная функция цены (показывает, сколько затрачено труда, сырья, ма­териалов, комплектующих изделий на изготовление продукции) означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов и прогнозов. С помощью цен осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.

Функция цены как средство рационального размещения производства. С помощью цены происходит перелив инвестиций в те сектора экономики, в те производства, где высокая норма прибыли.

Балансирующая функция цены. Цена выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением, между потребителем и про­изводством; стимулирует рост производства при дефиците товара и разгружает рынок от излишков, ограничивая тем самым производство.

Стимулирующая функция цены. Цена стимулирует производителя через прибыль, которая заключена в цене; поощряет или сдерживает производ­ство и потребление различных товаров. Цены способствуют (или препятствуют) увеличению выпуска и потреблению разных товаров.

Распределительная функция цены (меняет цены под воздействием ры­ночных факторов). Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. Особенно эта функция проявляется в цене, которая регулируется государством.

Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, политические, идео­логические и другие факторы

Цена формируется под воздействием ряда факторов, К факторам первого порядка можно отнести: спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование цен. В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов – внутренних и внешних:

- внутренние (микроэкономические), зависящие от деятельности предприятия;

- внешние (макроэкономические), независимые от деятельности предприятия.

Внутренние факторы: особые свойства товара, способ производства, обеспеченность основными ресурсами, организационно-технический уровень производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия, фирмы на рынке, реклама и продвижение товара.

Внешние факторы: политическая и экономическая ситуация в стране, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цены, общий уровень инфляции, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства.

 

Основными принципами ценообразования являются:

- определение основ государственной политики в области ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (ра­боты, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяй­ствования покрытие экономически обоснованных затрат и по­лучение достаточной для расширенного воспроизводства при­были.

- государственный контроль за соблюдением действующе­го порядка ценообразования, установленных нормативов и ре­гулируемых цен (тарифов).

 

Цены, действующие в рыночной экономике страны, класси­фицируют по ряду основных признаков.

 

Таблица 1 - Признаки классификации и виды цен

 

Признак Виды цен
По степени участия государства в регулировании цен Фиксированные (изменяемые, договорные)
  Регулируемые (изменяемые)
  Договорные (контрактные)
  Свободные (рыночные)
В зависимости от обслуживаемого оборота Отпускная цена предприятия
Оптовая
Розничная
В зависимости от включения в цену расходов по транспортировке продукции или (в зависимости от степени участия продавца в возмещении расходов по транспортировке продукции) Франко-станция отправления
Франко-станция назначения
ДАФ
СИФ
ФОБ
ФАС
КАФ
В зависимости от экономических особенностей продукции и характера ее обращения или (по характеру обслуживаемого оборота)   Оптовые
Закупочные
На продукцию строительства
Розничные цены и тарифы на услуги
В зависимости от договорных Базисная
условий совершения сделок Биржевая
  Договорная
  Контрактная
  Твердая
  Справочная
  Демпинг
  Ценовая дискриминация
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция Для внутреннего рынка
Для внешнего рынка
  На импортируемые товары
  На экспортируемые товары
В зависимости от сроков действия Постоянные (долговременные)
Скользящие
  Ступенчатые
  Сезонные
Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии Планово-расчетные
Учетные
Производителей
  Потребительские
  Текущие
  Сопоставимые
По степени обоснованности Базисные
  Прейскурантные
  Фактические

 

Рассмотрим сущность основных видов цен.

По степени и способу участия государства в регулировании цен они подразделяются на жестко фиксированные (изменяе­мые или договорные); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

Фиксированные (изменяемые или договорные) цены уста­навливаются субъектом ценообразования в твердо выражен­ной денежной величине.

Регулируемые (изменяемые) цены определяются соответ­ствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или субъектом ценообразо­вания (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Договорные (контрактные) цены устанавливаются предва­рительным согласованием между продавцом и покупателем.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосред­ственного вмешательства государственных органов, так как формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

В зависимости от обслуживаемого оборота различают от­пускную цену предприятия, оптовую и розничную.

Отпускная цена предприятия устанавливается на произве­денный товар (как товар собственного производства, так и на полученный в результате выполнения договора подряда из ма­териала заказчика, в том числе переработки сырья (материа­лов) на давальческих условиях) либо на импортированный то­вар при его оптовой продаже. Отпускные цены на товары и тарифы на услуги (работы) формируются с учетом конъюнкту­ры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и нена­логовых платежей, прибыли.

Оптовая цена - цена, по которой оптово-сбытовые орга­низации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям; состоит из отпускной цены предприя­тия и оптовых надбавок оптовой организации, размер кото­рых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.

Розничная цена - цена, устанавливаемая на товары, пред­назначенные для продажи в розничной торговле физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потреб­ления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, юриди­ческим лицам, индивидуальным предпринимателям. Рознич­ные цены на товары, реализуемые субъектами предпринима­тельской деятельности, осуществляющими розничную тор­говлю, определяются путем суммирования:

- отпускных (закупочных) цен;

- торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъектуры рынка, в соответствии с законодательством. При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взима­ется с учетом оптовой надбавки.

 

 

В зависимости от включения в цену расходов по транспор­тировке продукции в мировой практике различают цены: франко-станция отправления и франко-станция назначения, ДАФ, СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ.

Франко-станция отправления — расходы по транспорти­ровке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна несет продавец.

Франко-станция назначения включает расходы по транс­портировке груза до станции потребителя. Последний несет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке груза на свой склад.

ДАФ - продавец поставляет товар до границы.

СИФ - все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец.

ФОБ - продавец несет расходы по доставке и погрузке то­вара на борт судна.

ФАС включает только расходы по доставке груза до причала.

КАФ включает все расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.

В зависимости от степени участия продавца, в возмещении расходов по транспортировке продукции различают сле­дующие (основные) виды цен: цена «франко-станция отправле­ния», цена «франко-станция назначения» и цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ.

Цены «франко-станция отправления» и «франко-станция на­значения» (франко означает «свободный») применяются во внутренней торговле. Первая из них означает, что продавец не­сет расходы по транспортировке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна. Эти расходы ему возмещаются в цене товара. Дальнейшие расходы по перевозке груза несет покупатель.

Цена «франко-станция назначения» включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Потребитель не­сет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке его на свой склад.

Цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ применяются в международ­ной торговле. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец товара. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна, а цена ФАС включает только расходы по доставке груза до причала. Цена КАФ вклю­чает все расходы по транспортировке груза, но не включает рас­ходы по его страхованию.

 

 

Цена товара определяется рынком; большое влияние на нее оказывает соотношение спроса и предложения, однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция. Если рассчитанная калькуляционным методом цена окажется выше сложившейся на рынке, необходимо изыскать пути снижения затрат или отказаться от производства данного товара.

Предварительно рассчитываются две цены каждого товара, производство которого планируется в следующем году: продаж­ная, обеспечивающая изготовителю нормальные условия вос­производства, и минимальная, компенсирующая предприятию затраты при минимуме прибыли. В настоящее время проектируемая цена при применении калькуляционного метода рассчитывается по форме, приведен­ной в табл. 1.

Таблица 1 -Пример расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции (на единицу продукции)

 

 

Статьи затрат и элементы цены Сумма, р. Минимальная цена, р.
Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов) 12 500  
Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты    
Топливо и энергия для технологических целей    
Заработная плата производственных рабочих Отчисления на социальные нужды (34%) 3 900  
   
Итого прямые затраты 19 540  
Общепроизводственные расходы 7 940  
Общехозяйственные расходы 3 620  
Итого производственная себестоимость 31 100  
Коммерческие расходы    
Итого коммерческая себестоимость   31 820
Прибыль (по принятому нормативу рентабельности 25%, для минимальной цены 9%) 7 637 2 864
Оптовая цена 39 457 34 684
НДС (20%) 7 102 6 243
Отпускная цена 46 559  

Для определения нижнего предела рассчитывается мини­мальная цена при данном уровне коммерческой себестоимости единицы продукции (в нашем примере 40 927 р.), которая отли­чается от предполагаемой отпускной цены (46 559 р.), поскольку в нее закладывается минимальная прибыль, объективно необхо­димая для поддержания жизнеспособности предприятия. Предположим, коммерческая себестоимость всей продукции предприятия по расчетам на предстоящий год изменится и со­ставит 1178 млн. р., а минимально необходимые расходы из при­были - 106 млн. р., тогда минимальная рентабельность продукции составит не 24, а 9% (106 ∙ 100/1178 = 9%). Соответственно мини­мальная отпускная цена единицы продукции будет равна 40 927 р.

Таким образом, если условия реализации требуют сниже­ния цены по сравнению с предполагаемым уровнем, то диапа­зон для маневра составляет при реализации в оптовых ценах 4773 р. (39 457 - 34 684), а при реализации по отпускным ценам (с НДС) - 5632 р. (40 559 - 40 927).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.