Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и методы управления

Тема 5

Функционально-ролевое содержание труда менеджеров.

Виды разделения управленческого труда

Понятие Определение понятие
Функциональное Выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления производством, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
Иерархическое Распределение комплексов работ по реализации функций и уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних.
Технологическое Дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.
Профессиональное Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой
Квалификационное Распределение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями последних.
Должностное Распределение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (компетенция – совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника по реализации какой-либо функции управления).

В соответствии с подходом, получившим у нас наибольшее распространение управленческих работников по их функциональной роли в процессе управления, подразделяются на руководителей, специалистов, служащих.

Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночной условиях. Термин «менеджер» употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений; к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня, организующего работу на основе современных методов.

Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня.

К специалистам относятся экономисты, бухгалтеры, юристы и др. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений, в качестве которых могут выступать приказы и распоряжения руководителей, технико-технологические нормативы и организационные регламенты деятельности, четкие квалифицированные требования относительно специальных знаний. В их деятельности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключает творчества.

Служащие (технические исполнители) – работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей. Они призваны выполнять информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы. Сюда относятся секретари, машинистки, архивариусы и др.

Специфика их деятельности состоит в том, что в ней используются стандартные процедуры и операции, что она в большей степени поддается нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические технические операции.

4.2. Типы менеджеров.

В теории управления и на практике различают руководителей (менеджеров), управляющих и функциональных. К линейным менеджерам относятся лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации (предприятия) или ее подразделений (цехов, участков, бригад); это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. К функциональным менеджерам причисляют работников, ответственных за определенную сферу в системе управления и возглавляющих функциональные подразделения; имеются в виду, скажем, управляющий маркетингом, главный экономист, начальник отдела труда и заработной платы.

По месту в системе управления организацией выделяют руководителей трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев.

Руководители низового звена составляют наиболее многочисленную группу руководителей в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование соответствующих выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, начальники смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу вышеназванной категории руководителей. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий руководителя среднего звена определяется содержание работы возглавляемого им подразделения. В них преобладает решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.

Руководители высшего звена – самая малочисленная категория. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют общее направление функционирования и развития организации в целом или ее крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел бедующего организации. Только они обладают полномочиями для приобретения другой компании, запуска новой производственной линии, найма дополнительных работников и т.п. В общем от руководителей высшего звена зависят цели фирмы и способы их достижения. Соответствующая деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, приоритетностью стратегической и перспективной направленности, наибольшей теснотой связи с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом.

На рис. 4.1, 4.2 и 4.3 комплексно представлены основные функции деятельности руководителей всех трех уровней.

 

Законодательные органы, правовые органы   Вышестоящая организация   Поставщики   Потребители   Конкуренты
  Взаимодействует с внешними организациями, представляет интересы организации, трудового коллектива, перед вышестоящим (если таковы есть) и другими внешними организациями   Партнеры (научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, учебные заведения)
 
Государственные органы управления   Руководитель организации Различные ассоциации, фонды, общественные организации
 
  Трудовой коллектив, управляет им  
  Трудовой коллектив организации  
                             

 

Рис.4.1. Основные функции деятельности руководителя высшего звена организации.

Приводит в жизнь политику высшего руководства, исполняет его приказы, распоряжения   Руководитель среднего звена   Представляет интересы возглавляемого объекта перед вышестоящими руководителями, вносит предложения по улучшению деятельности возглавляемого объекта, а также организации в целом по улучшению условий труда коллектива
 
Руководитель среднего звена Руководитель среднего звена Руководитель Среднего звена
  Взаимодействуют с коллегами Взаимодействуют с коллегами  
  Направляет, координирует и контролирует деятельность  
 
  Руководитель низового звена  
                       

Рис.4.2. Руководитель среднего звена в системе управления организацией.

 

Приводит в жизнь политику высшего руководства организации, исполняет его приказы, распоряжения высшего руководства     Руководитель среднего звена   Представляет интересы непосредственных работников перед вышестоящими руководителями, вносит предложения по улучшению деятельности возглавляемого объекта, условий труда подчиненных; предложения могут касаться и деятельности организации в целом.
 
Руководитель низового звена Руководитель низового звена Руководитель низового звена
  Взаимодействуют с коллегами Взаимодействуют с коллегами  
  Управляет непосредственными работниками  
  Руководитель низового звена  
                       

Рис.4.3. Руководитель низового звена в системе управления организацией

Поскольку управление – это планирование, организовывание, координирование, мотивирование, контроль, то и содержание деятельности руководителя можно рассматривать как процесс реализации вышеназванных функций.

При планировании руководители различных уровней выявляют цели и задачи возглавляемого ими объекта (организации в целом, ее подразделений), определяют, что должны делать подчиненные, чтобы достичь этих целей. С помощью планирования руководство, иначе говоря, обеспечивает единую направленность усилий всех членов организаций на достижение ее общих целей. Для этого необходимо взаимоувязать цели различных уровней организации: управляющих, подразделений, работников. По мнению Питера Друкера, цели деятельности компании надлежит определять по следующим ключевым позициям: положение на рынке; инновации; производительность труда и оборудование; материальные ресурсы; доходы (прибыль); организация деятельности людей; социальная сфера. Областями же реализации личных целей могут быть, по мнению зарубежных специалистов, карьера, финансы, душевное и физическое состояние, религия, друзья и семья. Цели должны быть известны всем, кого они затрагивают, при чем представлены в такой форме, которая позволила бы проверить их достижение.

О взаимоувязке целей, присущих разным сферам деятельности в рамках организации, удачно написал Р.М.Фалмер. Он считает, что следует увязывать цели: 1) высшего уровня управления с его акцентом на больших прибылях и удовлетворении запросов держателей акций; 2) производственников с их прицелом сделать больше, быстрее и дешевле; 3) персонала, занимающегося маркетингом, чей взгляд всегда обращен на квоты, премии и проценты; 4) финансистов с их любовью к дивидендам, процентам и прежде всего, к балансу; 5) мастеров, которые смотрят вверх, чтобы удовлетворить руководство, и вниз, чтобы рабочие продолжали работать; 6) рабочих, управляющих лишь своими собственными усилиями, чтобы удовлетворить мастеров, заработать на жизнь и дожить до пятницы, когда выдается жалованье.

Организовывание – следующая основная функция менеджера. Ее реализация предполагает проектирование структуры организации и ее подразделений, определение конкретных заданий и их распределение между людьми (подразделениями) внутри фирмы, делегирование полномочий для выполнения следующих заданий. В идеале работа каждого человека, каждого подразделения – фактор успеха организации в целом.

Реализуя функцию координирования, руководитель согласовывает взаимоувязывает действия различных людей и подразделений.

Основная задача мотивирования состоит в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и с планом. Управляющие должны создать такую систему стимулов, при которой действия структурных подразделений их коллективов, равно как и отдельных работников, были направлены на достижение поставленных целей. Для этого они должны выявит потребности подчиненных и обеспечить им такие условия деятельности, которые гарантируют увязку роста эффективности последней с ростом благосостояния.

Контроль – это непрерывное сопоставление фактических результатов работы подчиненных с запланированными, оценка и корректировка их деятельности в соответствии с поставленными целями.

4.4 Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров.

По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

ü он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

ü участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредствовано, чрез труд других работников;

ü предметом труда является информация;

ü средством труда – организационная и вычислительная техника;

ü результатом труда – управленческое решение.

Чтобы выполнить свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью, использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

ü умение обосновать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

ü информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

ü знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

ü способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

ü умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров, работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:

ü высокое чувство долга и преданность делу;

ü честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

ü умение четко выражать свои мысли и убеждать;

ü уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

ü способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.


5.1. Общие понятия и классификация функций управления.

Функция управления - это направление или вид yпpaвленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Функция управления представляет собой обособленную по ресурсным параметрам специфическую часть управленческой деятельности, направленную на реализацию конкретной цели предприятия. Из определения следует, что функции управления должны формироваться в разрезе целей предприятия, что предполагает:

а) цель предприятия первична, а функция управления вторична;

б) не должно быть функций управления, не связанных с системой целей предприятия, т.к. процесс любой цели представляет собой процесс реализации определенной функции или функций.

Функции управления принято классифицировать на две группы:

а) Специальные функции управления. Данный вид функции управления представляет собой продукт горизонтального разделения управленческой деятельности.

Специальные функции управления связаны с реализацией конкретной цели предприятия и потому включают в себя функционально обособленный специфический вид управленческих работ. Специальные функции управления зачастую называют функциональными подсистемами управления. Каждое предприятие, реализуя свои цели, выполняет в целом определенный набор функций, но с разной трудоемкостью работ по этим функциям. Для машиностроительного предприятия характерным является следующий набор функций управления:

1) управление маркетингом;

2) управление конструкторской подготовкой производства;

3) управление технологической подготовкой производства;

4) управление инструментальным обеспечением производства;

5) управление ремонтом, эксплуатацией технологического оборудования;

6) управление энергообеспечением предприятия;

7) управление капитальным строительством и реконструкцией;

8) управление обработкой информации;

9) оперативное управление основным производством;

10) управление качеством продукции;

11) управление материально-техническим обеспечением производства;

12) управление сбытом продукции;

13) управление транспортно-складскими работами;

14) технико-экономическое планирование и анализ хозяйственной деятельности;

15) организация труда и заработной платы;

16) управление финансами предприятия;

17) организация бухгалтерского учета, отчетности и контроля;

18) управление кадрами;

19) управление социальным развитием;

20) управление делопроизводством;

21) управление правовым обслуживанием хозяйственной деятельности предприятия.

Следует иметь в виду, что данный набор функций не является обязательным, в зависимости от конкретных условий и целей предприятия он должен быть скорректирован (например, предприятие может не осуществлять комплекс работ по конструкторской подготовке производства, а заказать проведение этих работ специализированной сторонней организацией на договорной основе).

Каждая специальная функция управления дифференцируется в соответствии с уровнем ее осуществления, т.е. подразделяется на подфункции (работы) и задачи. Дифференциация функций приводит к сужению участка управленческой деятельности и конкретизации объекта управления.

Подфункция представляет собой функционально и ресурсно-обособленную часть функции, способную к локальному осуществлению в рамках данной функции.

Задача управления представляет собой часть подфункции, связанную с обработкой конкретного вида информации.

б) Общие функции управления. Общие функции управления присущи процессу реализации любой специальной функции, независимо от ее специфичности, т.е. являются составляющими любого процесса управления (процесса реализации специальной функции).

К ним относятся:

1) Планирование, заключающееся в установлении на базе анализа и прогнозирования критериев, относительно которых оценивается реализация специальных функций, как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах;

2) Организация, заключающаяся в построении и изменении структуры управления и порядка реализации специальных функций управления, координации и регулировании выполнения работ в рамках специальных функций управления.

3) Мотивация, заключающаяся в обеспечении эффективного выполнения каждым исполнителем работ в соответствии с планом и целями предприятия;

4) Контроль, заключающийся в выявлении на базе учета всех отклонений от нормального режима функционирования процессов реализации специальных функций для безусловного достижения целей в рамках каждой специальной функции.

5.2. Функциональная структура предприятия и функциональные подсистемы.

Функциональная структура предприятия представляет собой множество функций, подфункций и задач управления, определенным образом квалифицированных и сгруппированных в классификатор функций предприятия:

Классификатор функций предприятия

Функция Подфункция Общие задачи (в разрезе общих функций управления) Специфические задачи
       

Классификатор составляет в следующем порядке:

а) выделение специальных функций управления;

б) дифференциация каждой специальной функции на подфункции;

в) формирование в разрезе каждой подфункции четырех общих задач, связанных с общими функциями управления (планирование, организация, мотивация, контроль);

г) формирование в разрезе каждой общей задачи одной (нескольких) специфических задач управления, связанных с выпуском и обработки конкретного вида информации (документа, устного решения).

Предприятие можно рассматривать в качестве социально- экономической системы, состоящей из подсистем, которые могут, сгруппированы по различным признакам. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные, кибернетические подсистемы.

Каждая верхняя степень представляет собой элемент внешней среды для нижних степеней, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней. Все ступени иерархии могут подразделятся на подсистемы функционального характера и как кибернетические системы имеют объект управления и субъект управления.

Применение системного подхода позволяет выделить в деятельности предприятий частные функции в виде относительно обособленных компонентов. В рамках подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в функциональные подсистемы:

1. Подсистемы производственных процессов: техническая подготовка производства, основные производственные процессы, обеспечение качества продукции, организация живого труда.

2. Подсистемы состава элементов производства: основные производственные фонды, предмет труда, кадры.

3. Подсистемы производственной инфраструктуры предприятия: техническое обслуживание и ремонт основных производственных фондов, энергетическое обеспечение производства, транспортное обслуживание производства, складское и тарное хозяйство, материально-техническое обеспечение производства и сбыт готовой продукции.

4. Подсистемы управления предприятием: технико-экономическое планирование, финансирование, бухгалтерский учет, научно-техническое развитие предприятия, социальное развитие коллектива.

Каждое звено предприятия и каждая функциональная подсистема являются и кибернетическими системами. Они имеют объект и субъект управления, связанные между собой каналами связи. Это не единственная группировка функциональных подсистем предприятия. Так, например, для целей организации управления однородные элементы и связи по функциональному содержанию объединяют в подсистемы: техническую, технологическую, организационную и социальную.

4.3. Методы управления.

Методы управления - это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых работа предприятия направляется на достижение целей, стоящих перед объектом управления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Экономические методы управления.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.