Производство - процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и оказания услуг. Фактор производства - особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результаты производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация): - труд - человеческие ресурсы, затраты физической и умственной энергии человека; - земля - природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг; - капитал включает в себя совокупность благ, созданных прошлым трудом человека, - здания, оборудование, машины и т. д. - предпринимательские способности - разновидность трудовых усилий, управленческие и организационные навыки (организация производства, принятие решений, применение новшеств, риск); - информация - обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения проблем, стоящих перед экономическим субъектом. Процесс производства состоит из четырех основных этапов: - производство - процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека и общества; - распределение - процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте; - обмен - движение материальных благ и услуг от одного субъекта к другому; - потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Рынок - совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, основанные на взаимном согласии, эквивалентности и конкурентности. Функции рынка: 1.Информационная - рынок предоставляет своим участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; 2.Посредническая - рынок выступает посредником между производителем и потребителем; 3.Ценообразующая - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения с учетом конкуренции; 4.Регулирующая - рынок приводит в равновесие спрос м предложение; 5.Стимулирующая - рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Основными элементами рынка являются: - цена предопределяет, кем на данном уровне доходов будет потреблен продукт; - спрос; - предложение; - конкуренция - борьба на рынке между производителями за производство однородной продукции. Конкуренции бывает ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция происходит за счет снижения цены на товар. Неценовая конкуренция - привлечение потребителей за счет качества производимой продукции. Функции конкуренции: - регулирующая - проявляется воздействием на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей, а также в ограничении или лишении рыночной власти; - аллокационая или функция размещения состоит в том, что производственные ресурсы направляются туда, где они используются наиболее эффективно; - инновационная функция обуславливает необходимость инноваций как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм.
Основные типы рыночных структур: рынок совершенной и несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). Рынок совершенной конкуренции - экономическая ситуация, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Характеристика: 1.Множество покупателей и продавцов:; 2.Отсутсвие контроля над ценами; 3.Отсутсвие барьеров при вступлении на рынок и выхода из него; 4.Однородности продукции; 5.Равный доступ всех участников к информации.
Рынок несовершенной конкуренции:
1.Монополистическая конкуренция: - число продавцов и производителей относительно большое; - производится дифференцированная продукция; - конкуренция как ценовая, так и неценовая; - контроль над ценами ограничен; - относительная легкость вступления фирм в отрасль. 2.Олигополия - рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует несколько крупных продавцов, а появление новых затруднено или невозможно (машиностроение, судостроение, самолетостроение и т.д.). 3.Монополия: - одна фирма является единственным производителем продукта; - не имеет близких заменителей; - монополист диктует цену.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление