Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности. Иерархическая теория потребностей

Иерархическая теория потребностей. А. Маслоу

1. Физиологические потребности — потребности в пище, одежде, жилье, предохранении от жары, холода, т.е. в сохранении жизни человека.

2. Потребности в безопасности. Различают физическую и экономическую безопасность. Физическая безопасность — потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Экономическая безопасность — потребность в гарантированной занятости, желание иметь постоянный заработок.

3. Социальные потребности -г— стремление к дружбе, принадлежности к сообществу, участию в организациях, общении. Человек стремится не выделяться, быть как все, равным с другими.

4. Престижные потребности или потребности в оценке — стремление выделиться, обогнать других, иметь преимущества, добиться успеха. Это движет служебным ростом, провоцирует желание сделать карьеру, получить более высокий статус, престиж. Эти потребности ориентированы на самого человека. Их называют также эгоистическими.

5. Духовные потребности — стремление к самоорганизации, желание выразить через творческую активность свои способности.

Первые две группы потребностей являются первичными (врожденными), а остальные три — вторичными (приобретенными).

С точки зрения А. Маслоу, потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь тогда, когда удовлетворены запросы предыдущего. Неудовлетворенные потребности обладают движущей силой. При этом физиологические потребности обладают большей силой воздействия на человека. Физиологические потребности и потребности в безопасности присущи всем в равной мере, а высшие — дифференцируют людей, отличают их друг от друга. Там, где начинаются высшие потребности - начинается личность. Чем выше потребность, тем значительнее вклад человека в ее удовлетворение.

Социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

- процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Социализация - это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой - их усвоение индивидом.

Социализация начинается во младенчестве и заканчивается в глубокой старости

Социализация как социальный институт призвана закреплять за индивидами достаточно жесткие образцы:

1) социальной идентичности,

2) самоидентификации,

3) ролевого поведения.

По мнению Э.Эриксона - основная цель процесса социализации заключается в достижении идентичности.

I) Социальная идентификация - это осознание индивидом самого себя таким, каким он является в обществе, определение его сходства с другими людьми, а также отличия от них.

Идентичность является показателем зрелой личности

Социализацию индивида можно представить как последовательное прохождение им в течение всей жизни ряда психосоциальных кризисов, в каждом из которых человек должен сделать выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. При этом характер выбора сказывается на успешности/неспешности всей последующей жизни индивида.

Процесс достижения идентичности по Э.Эриксопу:

1) в грудном возрасте ребенок осуществляет свой первый жизненно важный выбор - между доверием и недоверием к окружающим;

2) возрастающая самостоятельность младенца, выражающаяся в способности передвигаться (сначала ползком, а затем - шагом), развитие речи, манипулятивных способностей позволяет ребенку перейти к решению второй жизненной задачи - обретению автономии или же неуверенности в себе, стыдливости, непрерывных сомнений (18 месяцев - 3 года);

3) важную роль в разрешении следующего психосоциального кризиса ребенка играют взрослые, в первую очередь - родители. В 3-5-летнем возрасте личность становится в значительной степени самостоятельной и делает выбор между инициативой и постоянным чувством вины. Когда ребенка ругают за какой-либо незначительный проступок, это служит вкладом в развитие у него чувства вины и неуверенности в себе. В этом возрасте дети учатся воспринимать себя глазами окружающих;

4) развитие данного процесса продолжается на стадии младшего школьного возраста, когда личность должна сделать выбор между трудолюбием и чувством собственной неполноценности;

5) пятая стадия социализации - ключевая для обретения идентичности. В 11 - 20 лет подросток оказывается перед выбором становления позитивной идентификации собственного «я» или же ролевой диффузии, путаницы ролей. При успешном преодолении данного кризиса личность сумеет объединить все ранее усвоенные социальные роли (сына/дочери, школьника, спортсмена и т. д.) в единый ролевой комплекс, позволяющий занять свое место в обществе; в противном случае наблюдается спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно своего места в группе, обществе, с неясностью жизненной перспективы;

6) следующая стадия - переход к решению специфических взрослых задач на базе ранее сформированной психосоциальной идентичности - связана с поиском соучастия в противоположность одиночеству (21 -25 лет);

7) стадия, занимающая большую часть человеческой жизни, связана с противоречием между способностью личности к творческой активности и личностным застоем, постепенным регрессом в ходе обыденной жизни.

Наградой за овладение способностью к саморазвитию, по Эриксону, становится формирование собственной индивидуальности, неповторимости. «Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой» (25 - 50/60 лет);

8) восьмая стадия (свыше 60 лет) завершает жизненный путь. Пожиная плоды прожитой жизни, человек обретает покой и умиротворение как следствие целостности своей личности либо оказывается обреченным на отчаяние как итог запутанной жизни.

Достижение личностью идентичности характеризует, по Эриксону. успешность процесса социализации в обществе.

2) Самоидентификация

По К.Маннгейму, до 14-16 лет происходит поиск, обнаружение собственного «Я».

Далее начинается самоидентификация молодого человека, то есть ощущение себя как части социальной группы по возрасту, роду занятий, интересам, национально-этническому признаку, гражданству, классу и т.д. Человек, организовав свою деятельность в социальном пространстве и времени, исторически эволюционирует вместе с этим обществом.

3) Ролевое поведение

Ш. Айзенштадт, излагая версию социализации, утверждает, что дети всех типов обществ проходят период социализации для достижения статуса взрослого. Они должны усвоить моральные коды общества, общепринятые правила, приобрести знания и навыки для выполнения взрослых ролей. Социализация заключается в овладении ролевом поведением, свойственным индивиду на каждом этапе жизни.

Социализация с точки зрения общества предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (школа, семья, производство, государство, средства массовой информации, армия, суд, церковь и т. д.).

Социализация подразделяется на 2 вида — первичную и вторичную.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов в сфере социальных отношений.

Первичная социализация — в основном область предписанных статусов, вторичная — сфера достигаемых.

Социализация проходит этапы, совпадающие с гак называемыми жизненными циклами, то есть важнейшими вехами в биографии человека, Например, поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на 2 этапа, получившие в социологии особые названия.

1) Десоциализация - процесс отхода, отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

2) Ресоциализация - процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а. именно взрослой, или продолженной, социализации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4 социология личности | Санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.