Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие акта хватания

План

1. ССР, ВД и ОН в период младенчества.

2. Особенности физического развития младенца.

3. Особенности сенсомоторного развития.

4. Развитие других психических функций: мышление, память и речь.

5. Кризис 1 года

 

Вопрос 1: ССР, ВД и ОН в период младенчества.

 

Социальная ситуация развития: это по-прежнему ситуация объективно необходимых отношений, эмоционально-непосредственного общения со взрослым. По Л.С. Выготскому – ситуация «Мы».

«Вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним» (Л.С. Выготский).

В силу своей возрастной беспомощности ребенок оказывается максимально социальным существом. Поскольку все приспособления к действительности осуществляются младенцем при помощи взрослого, то взрослый человек является для младенца всегда «психологическим центром» всякой ситуации. Это означает, что отношение ребенка к миру является зависимой производной величиной от самих непосредственных его отношений к взрослому человеку. Отсюда понятно, почему любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно в процессе развития становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним (Л.И. Божович, Л.С. Выготский).

Младенец стремится к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослыми их успехов в выполнении игровых, предметных действий. Положительное отношение взрослого к действиям ребенка вызывает у него радостное переживание (М.И. Лисина). Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцами ведет к серьезному отставанию многих сторон психики.

Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Отношение ребенка к действительности с самого начала оказывается социальным, общественным отношением.

Общаясь со старшими детьми и взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его возрастную норму. Сотрудничество с превосходящими его по опыту и знанием партнерами помогает ребенку выходить за рамки своих актуальных возможностей и выходить в «зону ближайшего развития», позволяя ему реализовывать и наращивать свой потенциал с каждой новой встречей.

Действия, которыми овладевает ребенок под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте обнаруживается общая закономерность психического развития – психические процессы и качества складываются под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

 

Ведущая деятельность: эмоционально-непосредственное общение ребенка со взрослым (Д.Б. Эльконин).

Роль этой деятельности в развитии велика. С одной стороны, именно в этой деятельности закладывается потребность, которую, по мнению детских психологов, необходимо развивать – потребность в другом человеке. С другой стороны, взрослый, являясь эталоном, образцом для развивающегося человека, формирует модель всех систем психики, которые закладываются и развиваются на данном этапе. Кроме того, внимание и доброжелательность взрослых вызывает у ребенка яркие радостные переживания, которые, в свою очередь, повышают жизненный тонус ребенка, стимулируют все его функции. Эксперименты с младенцами 2 и 4,5 месяцев показали, что насыщенное (ласковое, доброжелательное) эмоциональное общение со взрослым приводит к мощному скачку не только в эмоциональном развитии (что само по себе ценно), но и в развитии манипулятивных действий – дети раньше овладевают хватанием, дольше и разнообразнее действуют с игрушками, быстрее овладевают более точными и регулируемыми действиями.

 

Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное отношение ребенка к взрослому, и оно нарастает во всем периоде младенчества. Если малыш капризничает, то взрослый, подошедший к ребенку, может поднять его настроение, и далее ребенок может опять заниматься своими погремушками, которые его перестали было интересовать.

Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий (М.В. Попова):

· непосредственное общение (общение ради общения);

· общение по поводу предметов;

· общение как совместная деятельность.

Общение ради общения, в основе которого лежит обмен выражением нежности и ласки, так называемая ситуативно-личностная форма общения, длится короткое время – от 2 до 6 месяцев, но играет очень важную роль в развитии. В общении со взрослыми малыш начинает интересоваться предметами, сначала теми, которые принадлежат взрослому, а затем и другими. Возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями.

В конце первого полугодия, когда ребенок осваивает манипуляции с предметами, характер общения со взрослым преобразуется. Общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек. Наступает этап ситуативно-делового общения (М.И. Лисина), которое обслуживает «деловые» интересы малыша: ребенку надо достать, выдвинуть, вложить – все это ребенок затрудняется делать без помощи взрослого и обращается к нему.

Обращение ребенка к взрослому в этот период очень специфично. Ребенок использует доступные ему формы общения – экспрессивные действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции). Но вскоре сотрудничество со взрослым по поводу предмета становится контекстом для появления активной речи и создает условия для развития предметнойдеятельности, которая будет ведущей на следующем возрастном этапе.

Значение «делового» сотрудничества для развития ребенка зафиксировано в исследовании В.В. Ветровой. Экспериментатор показывает ребенку привлекательную игрушку, затем отодвигает ее подальше, чтобы ребенок не мог до нее дотянуться. Ребенок пытается достать игрушку, взрослый помогает ему только в том случае, если он активно произносит название игрушки, повторяя за экспериментатором. В этих условиях между ребенком и взрослым разворачивается общение по поводу предмета. Когда ребенок решает задачу на активное называние игрушки, он овладевает новым классом задач: учится строить поведение по образцу, задаваемому взрослым. Переориентировавшись на взрослого, ребенок отказывается от прежнего способа действия и, опираясь на поддержку старшего, осваивает новый прием, приводящий его к цели. В последующем ребенок лишь символически обозначает овладение игрушкой, коснувшись ее пальчиком, а потом жестами просит взрослого вернуть ее на прежнее место, после чего возобновляет совместную с взрослым деятельность с предметом, включаясь в своеобразную «игру в называние».

 

Наконец, третья ступень в развитии общения – общение как совместная деятельность. Состоит оно в том, что

· взрослый руководит действиями ребенка;

· ребенок обращается к взрослому за помощью и содействием.

 

В 4-5 месяцев общение приобретает избирательный характер: ребенок отличает своих от чужих, незнакомый человек может вызвать испуг.

Огромную роль в развитии психики на этапе младенчества играет ярко выраженная подражательная способность ребенка. Через подражание действиям взрослого ребенок осваивает способы обращения с предметами быта, что способствует лучшей ориентировке ребенка в окружающей его среде.

В 7-9 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Действие он воспроизводит не сразу, спустя несколько часов, иногда подражание возникает после многократного показа. Эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.

 

Центральные новообразования младенческого периода – потребность во впечатлениях (Л.И. Божович) и потребность в общении со взрослым (В.С. Мухина), становление ходьбы и появление автономной речи.

Именно эти новообразования к концу первого года создают условия для постепенного разрушения сложившейся социальной ситуации развития (ситуации «Мы»).

Основой общения ребенка со взрослым к концу младенчества становится удовлетворение им потребностивовпечатлениях. Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность, которая толкает ребенка все шире и глубже входить в окружающую среду и овладевать ею.

Однако ребенок не может сам без помощи взрослого овладевать усложняющимися формами познавательной деятельности и тем самым удовлетворять потребность в более новой и сложной информации. Для удовлетворения этой потребности он нуждается в другом человеке. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, организуя его восприятие и его действие.

К 2–2,5 месяцам под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность, или потребность в общении. Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет самостоятельный путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками (А.Г. Рузская):

· интерес к взрослому,

· эмоциональное отношение к нему,

· инициативность в налаживании контактовсо взрослым,

· чувствительность к его оценкам.

Потребность в общении со взрослым в это время имеет специфический характер – по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями.

В дальнейшем в процессе игры и обучения одобрение взрослого будет для ребенка основным показателем успешности его поведения и деятельности. Возникнув в жизни ребенка однажды, одобрение взрослого, выраженное в самых разнообразных формах – начиная от улыбки и подбадривания до словесной оценки, становится важнейшим мотивом поведения и деятельности детей, на основе которого будет формироваться притязание на признание.

Помимо потребности во внимании и одобрении, ребенок начинает испытывать необходимость и в сотрудничестве со взрослым – соучастии, одновременной практической деятельности рядом с ним. Удовлетворение именно этой потребности выводит ребенка на новый этап развития. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества взрослого характеризует сущность новой потребности ребенка в общении.

 

Вопрос 2: Особенности физического развития младенца.

Рост здорового ребенка за первый год жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес – почти в 2 раза. Но больший интерес представляет другой аспект физического развития – ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться, и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Основные вехи физического развития младенца и примерные среднестатистические сроки их появления отражены в таблице.

 

Физическое развитие младенца

Врем появления движений Развитие моторики
1 месяц § Поднимает подбородок
2 месяца § Лежа на животе, поднимает и в течение нескольких секунд удерживает голову. Некоторые умеют приподнимать верхнюю часть туловища, особо одаренные – способны переворачиваться не только на правый или левый бок, но и со спины на живот.
3 месяца § Умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. § Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца § Сидит с поддержкой § Рассматривает предметы, старается дотянуться до них руками, ощупать, а то и захватить.
5 месяцев § Способны взять из рук взрослого предложенную игрушку, довольно долгое время удерживают ее в своей руке, подносят ее к лицу, рассматривают и тянут в рот
6 месяцев § Умеют легко переворачиваться со спины на живот, с живота на спину; умеют сидеть с поддержкой (в специальных креслах и устройствах), перемещаться вправо или влево, лежа на животе (для этого используются "перебирающие" движения ручек). § Умеет брать интересующий его предмет из любых положений, свободно перекладывает его из одной руки в другую, удерживает настолько крепко, что может им запросто размахивать
7 месяцев § Умеет уверенно сидеть без поддержки и самостоятельно садиться. Способны ползать – "по-пластунски" § Размахивание, бросание, уверенно осуществляемая "проба на зуб" предметов
8 месяцев § Умеют самостоятельно садиться, ложиться, уверенно сидеть, переступать ножками, держась за барьер или с бешеной скоростью перемещаться на четвереньках.
9 месяцев § Стоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцев § Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев § Умеет самостоятельно стоять на расставленных ногах в течение 20-30 секунд
12 месяцев § Умеет более или менее уверенно ходить без поддержки или держась одной рукой

 

 

Вопрос 3: Особенности сенсо-моторного развития.

 

Сенсорно-перцептивное развитие

На протяжении практически всего младенчества в центре развития находится сенсорика. Перцептивные системы еще не сформированы, и ощущения в большей степени определяют поведение ребенка. Поэтому все побуждения ребенка связаны с теми предметами, которые находятся в поле досягаемости, которые он может видеть, трогать или ощущать другими способами.

Развитие сенсорных аппаратов с самого начала включено во взаимодействие ребенка с ухаживающим за ним взрослым и происходит в процессе обучения. Взрослый наклоняется над ребенком, приближает и отдаляет свое лицо, отходит и приближается, подносит ребенку ярко окрашенный предмет и тем самым вызывает фиксацию взора ребенка на лице взрослого или игрушке, конвергенцию глаз и слежение.

Рассмотрим более подробно каждую из сенсорных систем.

Зрительное восприятие. В развитии зрительного восприятия участвуют развитие движений глаз и хватательные движения руки. Развитие движений глаз представляет собой формирование зрительного сосредоточения, следящих движений, конвергенции (согласованности) движений глазных яблок – бинокулярное зрение. У новорожденного глазки практически не фокусируются на внешнем предмете, возникает впечатление, что взгляд направлен внутрь. К 1 месяцу ребенок начинает выделять предмет из фона, останавливая на нем взгляд, замирая и совершая импульсивные движения ручками и ножками. Постепенно увеличивается время фиксации взора. К 2 месяцам сосредоточение становится достаточно длительным – 1,5-3 минуты, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже и смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю, а сразу останавливается на границе черного и белого пространства.

Зрительные предпочтения: Если ему одновременно показать две картинки – однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше будут смотреть на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам – переходам прямой линии в изогнутую. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими ранее. Но реакция на новизну появляется только в узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые предметы, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок в этом возрасте различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется несколько позже – с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Ψ: Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на специальный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Для того чтобы развитие было эффективным, недостаточно только наличия зрительного анализатора, качественно заложенного в пренатальном периоде развития. Зрительная функция требует развития и тренировки. Необходимо, чтобы ребенка окружали предметы, различные по размеру, цвету, объему. Движения глаз лучше тренировать сначала из стороны в сторону по горизонтали, затем по вертикали и, наконец, по кругу. Для стимуляции развития лучше располагать игрушки на расстоянии примерно в 50см от глаз ребенка. Например, подвесив их на резинке в кроватке.

Развитие движений глаз лежит в основе перцепции. Положения ребенка должны быть разнообразными: это необходимо для рассматривания объектов с различных точек. Различный перцептивный опыт стимулирует развитие мозга и познавательных мотивов. Если ребенок находится в сенсорно однообразной среде, возникает эффект привыкания, и ребенок теряет интерес к окружающему миру.

Тактильная чувствительность. Огромную роль для психического и личностного развития имеют тактильные ощущения. Язык тактильных контактов является самым доступным. В процессе ощупывающих движений происходит развитие специфической тактильной чувствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядоченно работающий рецепторный аппарат.

Развитие зрительно-двигательных координаций завершается актом хватания с последующим удерживанием предметов. Акт хватания – первый организованный акт направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым.

Для того чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган восприятия, она не может стать органом хватания.

1-я фаза – период новорожденности:хаотические движения.

2-я фаза – 1-3 месяца: хаотические движения усложняются и координируются.

3-я фаза – 3-4 месяца: удается случайно захватить какой-либо предмет – тактильные ощущения приводят к возбуждению определенного участка в коре головного мозга, возникает удовольствие от успешности совершенного действия, желание повторить действие и удержать впечатление.

4-я фаза – появляется единое сенсомоторное поле: нужно одновременно видеть предмет и руку, которая тянется к предмету – акт хватания сформирован.

5-я фаза – совершенствование акта хватания, формируется тонкая моторика руки: сначала происходит захват предмета всей ладонью, потом участвуют пальцы в таком соотношении: 4-й и 1-й, потом добавляются 3-й и 2-й.

Хватание осуществляется под контролем зрения: в основе акта хватания лежит зрительное сосредоточение на объекте. При этом ребенок рассматривает и свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. В процессе хватания формируются связи между изображением предмета на сетчатке глаза и его действительной величиной, формой и удаленностью. Принципиальное значение акта хватания разнообразных предметов на различном расстоянии с последующим удерживанием их, ощупыванием и одновременным рассматриванием заключается в том, что в этом процессе закладываются основы пространственного предметного восприятия. Таким образом, происходит развитие ориентации ребенка в пространстве и самостоятельное управление движениями.

Акт хватания имеет большое значение в развитии ребенка. Благодаря акту хватания возникает пространство – это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца остальным.

На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом.

  • Сначала манипуляции направлены на предмет, затем появляется направленность на результат.
  • От 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: в период от 4 до 7 месяцев, увидев предмет на досягаемом расстоянии, ребенок сразу же протягивает к нему руки и пытается его достать. Кроме того, ребенок перемещает предмет, двигает им, пытается извлечь из него звуки.
  • В возрасте 7–10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и ссотнося их между собой, приближая один объект к другому, чтобы положить, поставить или нанизать на него что-то.
  • К концу младенческого возраста – 10-12 месяцев и дальше – возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял эти действия одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действия на всех возможных объектах.

Уровень развития манипулирования у детей первого года жизни зависит от ухода за детьми: при отсутствии педагогической работы родителей с детьми развитие движений задерживается. Организация специальной педагогической ситуации требует знания о том, какие игрушки, как и когда вводить в обращение с ребенком. Вывод на этот счет можно сделать на основании следующего исследования (Р.А. Абрамович):

1) слишком знакомые предметы, несмотря на яркость и четкость форм, вызывают отрицательное отношение к себе со стороны ребенка;

2) сложный по форме предмет, совершенно незнакомый ребенку, не вызывает сосредоточения и не замечается ребенком;

3) незнакомые предметы могут привлекать внимание ребенка только в том случае, если они появляются вместе с близким взрослым, который будет манипулировать предметом перед ребенком, сопровождая свои действия речью;

4) полузнакомый предмет больше всего привлекает внимание ребенка, тогда как слишком знакомый не привлекает;

5) совершенно незнакомый и неясный предмет совсем не привлекает ребенка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сенсо-моторный уровень | Решение простейших познавательных задач
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.