КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 21. Важнейшие Международные показатели, характеризующие развитие индустрии гостеприимства
Индустрия гостеприимства в настоящее время является одной из самых быстрорастущих отраслей мирового хозяйства. Рассмотрим важнейшие показатели, отражающие наиболее характерные тенденции в развитии индустрии гостеприимства: Первая группа показателей: туристские прибытия, годовой прирост туристских прибытий, среднегодовой прирост туристских прибытий. П оказатели позволяют: выявить региональные доли в международных прибытиях, позволяет сегментировать регионы генерирования новых рынков, регионы колеблющегося спроса и регионы постоянного принятия большого числа международных туристов. По данным ВТО за 2010 года международные туристские прибытия составили 880 миллионов человек. В 2008 году туристские прибытия составили 922 млн. человек. Данных по регионам пока не опубликовано за 2010 и 2009 годы. Поэтому будем рассматривать показатели, используя данные, опубликованные ВТО в 2009 году за 2008 год. Региональная доля международного туризма по туристским прибытиям составила: В Европе 489, 4 млн. человек (что составило 53,1% от всего международного турпотока в мире) В Азии и Тихоокеанском регионе 184,1 млн. человек (что составило 20% от всего международного турпотока в мире) В Американском регионе 147 млн человек (что составило 15,9% от всего международного турпотока в мире) В Африке 46,7 млн человек, (что составило 5,1% от всего международного турпотока в мире) На Ближнем Востоке 55,1 млн человек, (что составило 5,9% от всего международного турпотока в мире). В маркетинге, для того чтобы определить новые регионы спроса, недостаточно показателя туристские прибытия, поэтому определяется показатель прироста туристских прибытий, который определяется соотношением рыночной доли международных туристских прибытий текущего года к предыдущему (2008/2007 и т.д.) в процентах.
Например, по международным регионам, что самый высокий годовой прирост в туристских прибытиях наблюдался на Ближнем Востоке (среди лидеров Египет, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Иордания – 18,1%), затем следуют Америка и в первую очередь быстрорастущий субрегион – Центральная Америка (7%), Северная Африка (4,9%), Юго-Восточная Азия (3,5%). Среди отдельных стран лидерами по туристским прибытиям являются: Рейтинг стран-лидеров по туристским прибытиям
Также важным показателем является среднегодовой прирост туристских прибытий в периоде исследований, например, с 2000 года по 2008 год (или в ранге за 5, 10 лет). Среднегодовой общемировой прирост в туристских прибытиях составил 3,8%. (За период 2000-2008 гг) по данным ВТО. Для сравнения: В Европе среднегодовые темпы прироста составили 2,8%; (ниже среднемировых) В Американском регионе 1,7%. (ниже среднемировых) Самые высокие среднегодовые темпы прироста туристских прибытий за последние 8 лет наблюдались на Ближнем Востоке (с 2000 года по 20008 год они составили 10,5%). Вторая группа показателей: международный гостиничный фонд туристских регионов, географических регионов, стран: мощность гостиничного фонда (в процентах по регионам и количество номеров), годовой прирост гостиничного фонда в регионе, среднегодовой прирост в ранге исследования (5-10 лет) Структура мирового гостиничного хозяйства адекватно отражает туристские потоки по географическому принципу: чем больше внутренних туристов и иностранных посетителей в том или ином регионе мира, тем больше средств размещения имеет этот регион.
Ведущее место в мировом гостиничном хозяйстве занимает Европейский континент. На его долю приходится в среднем около 45 % мирового гостиничного фонда. Гостиничная индустрия Американского континента в 2008 году насчитывала свыше 5,5 млн номеров, что составляет 35 % мирового гостиничного фонда. По темпам прироста гостиничная база континента опережает Европу. Третьим континентом по мощности гостиничного фонда (17% мирового гостиничного фонда, что составляет свыше 4 млн. номеров) является Азия и Тихоокеанский регион. Гостиничный фонд всего африканского континента составляет 3 % мирового фонда (около 0,4 млн. номеров). Среднегодовые темпы роста числа гостиничных номеров в общемировом масштабе составляют 3-4 %. Для сравнения: в странах Европы среднегодовые темпы роста гостиничного фонда составляют - 2-2,5 %. Лидером является Азию и Тихоокеанский регион среднегодовые темпы роста гостиничного фонда достигли 15-20 % в год. Африканский континент: увеличивающийся интерес туристов к этому континенту способствует росту числа средств размещения (10-15 % в год), что превышает среднемировые темпы. Ближний Восток: 10-15 %.Однако политическая ситуация 2010 и 2011 года даст иную динамику. Среди отдельных стран лидерами мировой гостиничной индустрии по мощности базы размещения являются: США (около 3,5 млн. номеров), Япония (1,65 млн.), Италия (1 млн.), Франция, Испания, Англия, Китай, Австралия (около 0,5 млн.), Австрия, Мексика, Канада, Греция (около 0,3 млн.), Таиланд, Россия, Индонезия, Турция (0,15-0,23 млн.), Швейцария, Бразилия, Аргентина (менее 0,15 млн.). Лидерами мировой гостиничной индустрии по темпам роста гостиничного фонда являются такие страны, как Турция, Китай, Малайзия, Сингапур, Марокко, Испания, Германия, Аргентина.(превышают среднемировой прирост гостиничного фонда в 3-5 раз) Третья группа показателей, характеризующих состояние и развитие рынка индустрии гостеприимства являются туристские доходы и расходы. Показатель доходы в статье «Туризм» в платежном балансе страны.
Согласно рекомендациям Международного валютного фонда (МВФ), в актив платёжного баланса по статье «Туризм» включаются доходы от продажи туристских товаров и услуг въездным и внутренним туристам (при этом доля гостиничных услуг составляет в комплексном туристском продукте не менее 50%); поступления от экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий; поступления от продажи прочих услуг: подготовка кадров, предоставление услуг специалистов страны зарубежным странам; транспортные расходы иностранных туристов; инвестиций иностранного капитала в индустрию туризма, проценты от кредитов, предоставляемых другим странам для развития туризма. В десятке стран-лидеров по туристским доходам первые три позиции стабильно удерживают США, Испания и Франция. Из таблиц 3 видно, что имеется тесная взаимосвязь между ведущими странами, принимающими туристов и получающими доход. Рейтинг стран-лидеров по туристским доходам
В основном лидируют индустриально-развитые страны как по приему туристов так и по доходам. США удерживает за собой лидирующие позиции по доходам – 110 млрд. долл. в 2008 году, рост составил с предыдущим годом 13,8%. Лидируя по туристским доходам США уступает Франции лидерство по туристским прибытиям в мировом рейтинге стран. За три года (2006-2008 гг.) произошли незначительные изменения, так Германия по туристским доходам опередила Великобританию и переместилась на 6 место, а Турция по этому показателю опередила Австрию и поднялась на 9 место рейтинга.
При этом по Турции зафиксирован максимальный рост туристских доходов в 18,7 % (в прошлом периоде отмечено 9.7 %) (табл. 3 «Рейтинг стран-лидеров по туристским доходам»). Рост доходов также произошел в Китае, Германии, Великобритании, Австралии и Австрии. На десять лидирующих стран приходится 49% туристских доходов от общих доходов международного туризма, которые в 2008 году составили 944 млрд. долл. В случае дефицита собственной туристской инфраструктуры происходит утечка денежных ресурсов страны, баланс отрицательный. Поэтому страны стремятся к увеличению доходов от туризма, развивая туристские аттракторы, а также гостиничную базу и транспортную инфраструктуру. Баланс текущего туристского счёта отражает экономическую ситуацию страны. В пассив платёжного баланса по статье «Туризм» включаются: расходы на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания; расходы на импорт товаров, необходимых для международного туристского потребления, в том числе на прямой импорт на косвенный импорт; расходы на приобретение прочих услуг: на подготовку кадров за рубежом, оплату труда иностранных специалистов, занятых в сфере туризма; транспортные расходы на перевозки неместного характера зарубежными транспортными компаниями; инвестиции за рубежом в индустрию туризма; расходы по долгосрочным иностранным кредитам: проценты, возмещение капитала (Таблица 4 «Рейтинг стран-лидеров по туристским расходам»). Изменения в десятке стран-лидеров по туристским расходам связаны с появлением Нидерландов, которые вытеснили Республику Корею с десятого места рейтинга. Среди участников рейтинга наибольшими темпами растут туристские расходы Китая, России, Франции. Рейтинг стран-лидеров по туристским расходам
Для экономики большинства стран состояние туристского платёжного баланса имеет большое значение. Важный показатель: Положительное сальдо туристского баланса (с преобладанием доходов от туризма над расходами) и отрицательное сальдо туристского баланса (с преобладанием расходов на туризм над доходами) не является однозначным свидетельством развитой или отсталой экономики страны. Активный туристский платёжный баланс формируется под воздействием факторов: наличие природных предпосылок, развитая туристская инфраструктура, политическая стабильность и т.д. Пассивный туристский платёжный баланс свидетельствует обычно о высоком уровне развития национальной промышленности, положительном сальдо торгового баланса страны и высоком уровне доходов на душу населения. Всемирная туристская организация провела классификацию стран по доле туризма в их платежном балансе (таблица «Туристский платежный баланс отдельных стран (2003-2007 гг.)». Туристский платежный баланс отдельных стран (2003-2007 гг.)[1], [2]
Четвертая группа показателей: доля поступлений от международного туризма в ВВП (не забываем, что 50% - это услуги индустрии гостеприимства, по оценкам ВТО). Этот показатель различается но странам. На основе рекомендаций Всемирной туристской организации была разработана трёхступенчатая шкала. По данным ВТО (2009 г.) в первую группу входят страны, в которых доля поступлений от туризма в ВВП не превышает 5%, во вторую группу – страны со значениями от 5 до 25%, в третью группу – страны с показателем более 25% Кластерный анализ стран по доле поступлений от туризма в ВВП (2003-2007 гг.)
Экономические показатели, отражающие значение индустрии гостеприимства в мире
Например, по первым 2-м показателям:Число занятых в туризме, млн. человек% от общей численности занятых. Р оль международного туризма в обеспечении занятости значительна: в Испании в секторе туристского обслуживания работает 9,7% общего числа занятых в национальной экономике, на Кипре – около 20%, на Мальте – более 18 %, на Ямайке – 30%, на Барбадосе – 60,6%. По степени влияния международного туризма на занятость страны мира группируются следующим образом: страны, в которых доля занятых в туристской индустрии не превышает 5%, страны со значениями от 5 до 15%, страны с показателем более 15% (таблица 8 «Кластерный анализ стран по доле занятых в туризме»). Кластерный анализ стран по доле занятых в туризме в 2006 г.
Пятая группа показателей: для характеристики национальной индустрии гостеприимства и выявления тенденций развития используются следующие показатели: (в таблице приведены основные показатели деятельности гостиниц в РФ).
Основные показатели деятельности гостиниц в РФ
Шестая группа показателей: содержат ценовые характеристики. При проведении маркетинговых исследований в сфере гостиничного бизнеса следует также обратить внимание на такие показатели как ADR, RevPOR, RevPAR и коэффициент загрузки. ADR (Average Daily Rate) (средняя цена за номер, среднесуточная цена за номер, дословно средняя дневная ставка за номер) – составляет среднюю суточную цену, которую гостиница предлагает за номер. Показатель вычисляется путем деления чистого дохода от продажи номеров (исключая налоги, завтрак) на общее количество проданных номеров. Например, если отель Среднедневной доход за календарный квартал в $ 50000 и имеет 500 номеров в сутки, ADR будет составлять $ 100. Этот показатель ADR будут использоваться в качестве основы для сравнения операционных показателей других отелей в сети, которые имеют аналогичные характеристики, такие как размер, клиентура, местоположение, а также для сравнения с конкурентами. Коэффициент загрузки / заполняемости – уровень загрузки отеля, который указывает пропорцию проданных номеров и номеров доступных для продажи в течение определенного промежутка времени. RevPORRevenue Per Occupied Room (дословно – прибыль с занятых номеров) - показатель, используемый для оценки рыночных характеристик отеля. RevPOR включает не только стоимость номера, но и любые дополнительные услуги, такие как обслуживание номеров, услуги химчистки, прачечной, просмотр в номере платных каналов, фильмов. RevPAR Revenue Per Available Room -(«прибыль с номера», дословно – прибыль из расчета с одного номера) – ключевой показатель операционной деятельности гостиниц в части их основного бизнеса – прибыль от продажи номеров. Рассчитывается путем умножения ADR на заполняемость. Он также может быть вычислен путем деления общей выручки с номера отеля на количество дней в периоде. RevPAR не учитывать доходы от других гостиничных услуг, таких как рестораны, спа, поля для гольфа, казино, прокат автомобилей, яхт,и т.д ADR, RevPAR являются международно-признанными показателями в гостиничном бизнесе. Статистика исследований московского гостиничного рынка показывает, что некоторые гостиницы, имея высокую загрузку, имеют низкий доход, а у других доход может увеличиваться при падении загрузки. Используя данные показатели можно проследить, например, динамику деятельности гостиниц на определенном сегменте московского гостиничного рынка за определенный период Показатели деятельности гостиниц Москвы (февраль 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.)
Если раньше основной заботой руководителя являлся максимально высокий коэффициент использования номерного фонда, то теперь на первый план выходит извлечение максимальной доходности и размер получаемой прибыли с номера. Как видно из таблицы 12 коэффициент загрузки гостиниц в 2009 году в сегментах «отели высокого класса» и «отели класса люкс» примерно сходные, при этом показатели RevPAR значительно отличается по сегментам. Коэффициент загрузки отеля отражает уровень спроса на услуги отеля, что отражается на показателе доходности, но только опосредованно. Если продажная цена была установлена неправильно, то даже высокая загрузкая не дает отелю положительного финансового результата. Поэтому на практике показатели ADR и коэффициент загрузки. Сами по себе не определяют эффективность работы гостиницы, расчет показателя RevPAR позволяет оптимизировать прибыль от имеющегося номерного фонда даже в самые неблагоприятные периоды для гостиницы. Седьмая группа показателей: характеризует насыщенность рынка гостиничных услуг. Например, 247 гостиниц – это весь рынок г. Москвы в независимости от цены, номенклатуры услуг, качества предлагаемых услуг и т.п. Много это или мало? Насыщенность рынка гостиничных услуг определяется как количество гостиничных мест на 1000 жителей (по общемировым стандартам насыщение наступает при коэффициенте порядка 25-26 мест на 1000 человек населения). В Риме этот коэффициент составляет 37, в Париже − 42,8, в Москве этот показатель равен − 6,5, в Санкт-Петербурге − 7,2 (за счет меньшего по сравнению с Москвой населения). Таким образом, маркетинговые исследования будет эффективным, если Вы соберете комплексную систему показателей об индустрии гостеприимства внутри континентов, внутри регионов или дестинаций в зависимости от задачи исследования. Для комплексного маркетингового исследования рынка гостиничных услуг необходимо рассматривать следующие основные показатели: число туристских прибытий в регион, среднегодовой прирост в туристских прибытий в регионе, доля туристских поступлений в ВВП страны, региона (ВРП), доля занятого населения в индустрии гостеприимства и туризме, мощность гостиничного фонда, среднегодовые темпы роста гостиничного фонда, поступления от туризма на душу населения, доля туристских поступлений в экспорте, насыщенность рынка гостиничных услуг на 1000 жителей дестинации, поступления от туризма на одно прибытие, цена за гостиничный номер и доходность одного гостиничного номера, доля инвестиций в международный туризм, туристские мультипликаторы, в дестинации, расходы на туризм на душу населения, количество ночевок, средняя продолжительность пребывания туриста в стране, обеспеченность средствами размещения, износ гостиничного номерного фонда и другие.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |