КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобальное потепление климата — поиск решений в рамках Протокола Киото
Лекция № 6. Потепление климата относится к числу наиболее острых экологических проблем современности, имеющих глобальный характер. Перечень основных парниковых газов, ответственных за глобальное потепление, включает диоксид углерода (СО2), метан (СН4) закись азота (N2O), гидрофторуглероды, перфторуглероды, а также гек-сафторид серы (SF6), последний из которых является вторичным продуктом при выплавке алюминия и самым сильнодействующим из парниковых газов. Однако основным из парниковых газов является диоксид углерода, 80% антропогенного поступления которого в атмосферу связано со сгоранием органического топлива. Большое внимание поиску механизмов решения проблемы глобального потепления климата было уделено на 2-й Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио, 1992). После вступления в силу подписанной на данной конференции Рамочной конвенции ООН «Об изменении климата» (РКИК) стратегии решения данной проблемы вступили в фазу согласования и реализации. Этому призван служить прежде всего Киотский протокол, согласованный в декабре 1997 г. в г. Киото (Япония) на третьей сессии высшего органа РКИК по климату. Данным протоколом промышленно развитые государства, а также государства, которые именовались тогда странами с переходной экономикой, включая Россию, взяли на себя обязательства по сокращению в период с 2008 по 2012 г. выбросов парниковых газов (ПГ). Конкретно это сокращение для США должно составить 7% к уровню 1990 г., для стран Евросоюза — 8%, а Россия (с учетом произошедшего в 90-е гг. XX столетия сокращения эмиссии ПГ, прежде всего в силу кризисного падения производства) имеет возможность повысить свои выбросы на 35% в сравнении с этим уровнем.
Для вступления в силу Протокола Киото необходимы его подписание (на март 2002 г. он был подписан 84 государствами, включая Россию) и последующая ратификация национальными парламентами. При этом вступление в силу протокола обусловлено ратификацией его не менее 55 сторонами РКИК, включенными в так называемое Приложение А. На долю этих Сторон должно приходиться не менее 55% от общего объема выбросов ПГ, которые сведены к сопоставимому виду с помощью специального показателя — так называемого антропогенного эквивалента выбросов СО2. После решения США об отказе присоединиться к выполнению протокола, на долю которых приходится 36% выбросов ПГ, позиция России приобретает решающее значение для реализации достигнутых договоренностей. Механизм выполнения Протокола Киото и достижения поставленных в нем целей, прежде всего, базируется на предпринимаемых каждой страной мерах в области энергосбережения и технологического обновления энергетических мощностей, сокращения транспортных эмиссий, реализации лесовосстановительных программ (молодые леса являются естественными активными поглотителями ряда ПГ) и т. п. Кроме того, составной частью этого Протокола являются инструменты межгосударственного взаимодействия, или так называемые механизмы гибкости, которые включают в себя следующие проекты совместного осуществления (ПСО), в рамках которых предусмотрена возможность объединения усилий различных стран для выполнения обязательств, включая суммирование своих выбросов и квот. Смысл этих проектов — в экономии издержек на снижение выбросов ПГ, возможность которой обусловлена, с одной стороны, разным уровнем экологических затрат в отдельных странах (по оценкам, в Японии сокращение выбросов 1 т эквивалента СО2 обходится в $3000, а в России — лишь в $300), а с другой — предоставленной странам возможности гибкого распоряжения эмиссионными правами.
Торговля квотами на выброс парниковых газов, предусмотренная 17 статьей Протокола. Проекты Чистого Развития (ПЧР), в рамках которых развитые страны и страны с переходной экономикой могут реализовывать экологические проекты в развивающихся государствах с зачетом достигаемого сокращения выбросов ПГ и их учета в составе квот стран, инициировавших и проводящих эти проекты. Накопление Сторонами Протокола квот на выбросы. Такое право предоставляется Стороне Протокола в случае, если ее выбросы меньше установленного для нее количества. Накопленные квоты на выбросы могут использоваться страной за пределами 2012 г. Киотский протокол как новый механизм разрешения глобальных экологических проблем и организации международного сотрудничества представляет безусловный теоретико-прикладной интерес и может способствовать существенному экологическому оздоровлению нашей планеты параллельно с технологическим обновлением ряда ведущих секторов мировой экономики, а также проведением крупномасштабных лесовосстановительных мероприятий. В теоретическом плане он представляет собой попытку реализовать на глобальном уровне идеи выработки рыночно эффективных решений и достижения субоптимальных равновесных ситуаций, когда основными субъектами рыночных трансакций выступают целые страны. Этот механизм также может служить инструментом аккумуляции и перераспределения крупных инвестиционных ресурсов (в частности, посредством совместного осуществления программ и проектов чистого производства) из развитых стран в развивающиеся, а также между развитыми странами и государствами с переходной экономикой. Кроме того, реализация Протокола предполагает существенное повышение качества глобального экологического мониторинга и соответствующих глобальных информационных экологических ресурсов, а также систем экологического контроля, выступающих необходимыми институциональными предпосылками эффективного функционирования данного специфического сектора глобального рынка. В частности, на согласованной между Сторонами Протокола основе должны: • формироваться национальные системы оценки антропогенных выбросов ПГ, а также оценки поглощения ПГ естественными экосистемами (лесными, водно-болотными угодьями и др.) с образованием соответствующих национальных регистров (банков данных);
• регулярно представляться Национальные доклады с информацией по выполнению обязательств, включая данные ежегодных регистров выбросов и сокращений поступления ПГ. Конкретные условия реализации Протокола Киото постоянно уточняются с учетом согласования позиций различных его Сторон и поиска решения выявившихся проблем. Позиция России как Стороны, природные экосистемы которой относятся к числу крупнейших естественных поглотителей ПГ и от которой после отказа участвовать США в Протоколе Киото в немалой степени зависит реализация достигнутых договоренностей, дополнительно определяется следующими факторами. • Необходимость выравнивания условий реализации Проектов Совместного Осуществления и Проектов Чистого Развития путем устранения односторонних преимуществ, имеющихся у развивающихся стран в рамках ПЧР. Так, Китай как развивающаяся страна, но вместе с тем являясь крупнейшим эмитентом ряда ПГ, не только не несет никаких обязательств по сокращению их эмиссии, но и получает выгодные условия для иностранных экологических инвестиций. • Распространение на Россию возможности реализовывать проекты «долги - в обмен на природу». В рамках этих условий России может быть предоставлено право на основе двусторонних договоренностей со страной-кредитором списывать определенную часть внешней задолженности в обмен на реализацию экологических инвестиционных проектов, в том числе в районах экологического бедствия, а также в регионах, экосистемы которых включены в сетку глобального экологического мониторинга или являются объектами всемирного экологического наследия. Такая возможность уже предоставлена ряду стран с переходной экономикой, в частности Польше, где было реализовано более 240 природоохранных проектов, позволивших решить одновременно с важными экологическими проблемами (в частности, восстановлением популяции зубра и очисткой побережья Балтики) задачи кардинального технологического обновления предприятий-загрязнителей ОПС.
• Уточнение механизма инвентаризации и учета эмиссии и поглощения ПГ, включая более точный и объективный учет роли так называемых бореальных лесов (площадь которых, расположенных на территории России, составляет 70% от имеющихся в мире), относящихся к наиболее активным естественным поглотителям ПГ, как и выполняющих аналогичные функции водно-болотных угодий. Вместе с тем важнейшей задачей для России является поиск необходимых ресурсов и осуществление масштабных инвестиционных проектов в области энергосбережения, экологической модернизации производства и лесовосстановления. Этот поиск должен осуществляться при опоре не только на внешние источники, но и на внутренние резервы, в том числе имеющиеся на предприятиях.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |