КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международная экономическая интеграция, ее сущность и основа
Банковская система Республики Беларусь Банками являются государственные, акционерные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в ссуды, а также для осуществления иных операций в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Банковская система включает Национальный банк Республики Беларусь, коммерческие банки и другие кредитные учреждения; зарегистрированные в установленном порядке. Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком. Он подотчетен Президенту Республики Беларусь. Основными функциями этого банка являются: денежно-кредитное регулирование., организация межбанковских расчетов и кассового. обслуживания коммерческих банков; налаживание совместно с Министерством финансов республики кассового исполнения государственного бюджета через коммерческие банки; регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими устанавливаемых обязательных нормативов, применением банковского законодательства и издаваемых Национальным банком Республики Беларусь нормативных актов; контроль за открытием.- Филиалов и представительств иностранных банков на территории Беларуси регулирование внешнеэкономической банковской деятельности и других исходя из этих функций решаются важнейшие задачи поставленные перед Национальным банком Республики Беларусь и регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости денежной единицы, координация кредитно-денежной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии, поддержание стабильных цен. Национальный банк Республики Беларусь обычно не занимается кредитно-расчетным обслуживанием предприятий, организаций, предпринимателей, населения и т. д. Главным звеном в обслуживании народного хозяйства и населения являются банки второго уровня - коммерческие банки.
Коммерческие банки осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц, предпринимателей, граждан путем совершения операций и оказания услуг. Коммерческие банки различаются по: принадлежности уставного капитала и способу его формирования: государственные, акционерные, общества с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала, иностранные банки; видам совершаемых операций - универсальные и специализированные; территориям и сфере деятельности - общегосударственные, региональные и отраслевые. Акционерные банки - банки, капиталы которых формируются за счет выпуска и продажи акций. Учредителями и акционерами могут быть предприятия, организации, частные лица, другие банки, совместные предприятия, иностранные предприятия и банки и т. д. Банки осуществляют обычные банковские операции. Однако деятельность их отвечает прежде всего интересам акционеров. Коммерческие банки независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с текущей банковской деятельностью. Работникам органов государственной власти и управления запрещается участие, в том числе путем совмещения должностей, в органах управления банков. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков. Коммерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств, проведения других операций, уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения. Они отвечают по своим обязательствам перед клиентами всем принадлежащим им имуществом и денежными средствами, в то же время не отвечают по обязательствам своих участников. Участники не отвечают по обязательствам банков, если в их уставах или договорах не предусмотрено иное.
Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от Национального банка Республики Беларусь. Одновременно с выдачей лицензии на проведение банковских операций Национальный банк производит регистрацию коммерческого банка с согласия местных Советов народных депутатов. Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих банков могут быть юридические и физические лица: например, другие банки, объединения, предприятия, организации, учреждения, в том числе союзы (объединения) кооперативов, кооперативы и иные общественные организации. Пайщиками, помимо учредителей, могут быть различные предприятия и организации, являющиеся юридическим лицом. Решение о создании банка принимается на собрании учредителей. Учредители (или их полномочные представители) имеют право избирать в порядке, определенном собранием учредителей, и быть избранными в совет банка и ревизионную комиссию; вносить на рассмотрение руководящим органом предложения по вопросам, входящим в сферу деятельности банка, участвовать в обсуждении этих вопросов на собраниях, совещаниях и рабочих заседаниях руководящих органов; участвовать в голосовании на собрании учредителей банка по вопросам, отнесенным к ведению собрания. Учредители пользуются услугами банк при кредитно-расчетном обслуживании, получают часть прибыли (дивиденды). Коммерческие банки гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. В целях обеспечения финансовой прочности банка, поддержания им ликвидности баланса, т. е. способности своевременно и полностью производить платежи по своим обязательствам, а также защиты интересов его клиентов, коммерческие банки соблюдают экономические нормативы, устанавливаемые Национальным банком Республики Беларусь, а также создают резервные и страховые фонды.
Предприятия различных стран поддерживают широкий спектр деловых контактов, выступают в качестве партнеров на мировых товарных, сырьевых и других рынках. Основой сотрудничества отдельных предприятий, а также экономических отношений между государствами является движение товарно-материальных ценностей, трудовых ресурсов и капиталов в рамках процессов глобализации мировой экономики, интернационализации хозяйственной деятельности. С учетом интересов национальной,экономики предприятия специализируются на производстве определенной продукции, для изготовления которой имеются наилучшие условия (запасы минерального сырья, дешевые трудовые ресурсы и т. д.), в целях обмена ее на продукцию, производство которой в данной стране невозможно, затруднено или неэффективно. Степень и характер участия в международном разделении труда (международной специализации производства и международном кооперировании) связаны с особенностями экономического, политического, исторического и этнокультурного развития и определяют систему внешнеэкономических связей государства. Внешнеэкономические связи государства- это совокупность торгово-экономических, экономико-правовых, научно-технических, валютно-финансовых, кредитно-расчетных и других деловых отношений отечественных и иностранных субъектов хозяйствования. Можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на выбор деловых партнеров в других государствах: внутренние, связанные с особенностями развития национальной экономики, и внешние, отражающие возможности внешних (рыночных, ценовых, политических) воздействий на структуру внешнеэкономических связей страны. Структурные и отраслевые особенности трансформационной экономики Республики Беларусь, «сборочный» и «перерабатывающий» характер крупнейших производств, доставшийся от производственно-территориального деления в СССР, определяют специфику ее внешнеторгового оборота, сложившийся устойчивый диспаритет между импортом и экспортом продукции, который в условиях долгосрочных тенденций роста мировых цен на минерально-сырьевые ресурсы приобретает особую остроту. Вместе с тем, положительными факторами для развития многовекторных деловых контактов с иностранными предприятиями являются высокие показатели уровня образования населения, развитие наукоемких отраслей, унитарное государственное устройство, политическая стабильность, незначительная величина внешней задолженности. Данные факторы открывают в среднесрочной перспективе широкие возможности для развития перспективных форм международного кооперирования, определяют инвестиционную привлекательность белорусской экономики.
В конце 80-х гг. переход на экономические механизмы хозяйствования обусловил объективную необходимость отмены государственной монополии на внешнюю торговлю, децентрализации внешнеэкономического комплекса, предоставления предприятиям различных организационно-правовых форм и форм собственности прав самостоятельного выхода на внешний рынок. Законодательной основой для развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь с другими странами стал принятый в 1990 г. Закон «Об основах внешнеэкономической деятельности». Отечественные предприятия получили право самостоятельно выходить на внешние рынки в поисках наиболее выгодных рынков сбыта и закупок за счет собственных и заемных валютных средств (кредитов коммерческих банков в иностранной валюте). Первоочередное значение, таким образом, при обретает качество, новизна и технологичность выпускаемой продукции (услуг), содействующие ее конкурентоспособности на внешних рынках. Внешнеэкономическая деятельность предприятия- это совокупность производственных, хозяйственных, организационных, управленческих, Финансово-экономических и коммерческих функций связанных с проведением внешнеторговых и финансовых сделок, участием в международной экономической интеграции, движением денежных средств и документооборотом. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность предприятия связана с международным обменом товар но-материальными ценностями. услугами, перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, участием предприятия в международной производственной кооперации, международном инвестиционном сотрудничестве и международных валютно-финансовых операциях. Основными мотивами развития внешнеэкономической.деятельности отечественных предприятий являются: - потребность в закупках сырья, комплектующих изделий, оборудования, современных технологий для их конечного использования или перепродажи на внутреннем рынке (предприятие выступает в качестве импортера); - свободный выбор рынков сбыта конкурентоспособной продукции вне рамок национальных границ с целью максимизации прибыли (предприятие выступает в качестве экспортера); участие в международной кооперации; - освоение новых рынков сбыта; продление жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках (например, на рынках развивающихся стран); - торговое посредничество между отечественными и иностранными производителями и потребителями; - привлечение иностранных инвестиций в целях модернизации производства, повышения конкурентоспособности продукции, стабилизации финансового положения; обновление основного капитала с помощью международного лизинга; - эффективное вложение капитала в зарубежных странах. Для осуществления своих внешнеторговых операций без посредников по установленному перечню товаров, предприятия должны получать соответствующие лицензии и квоты. Специфика внешнеэкономических связей Республики Беларусь определяет характер, структуру и особенности внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий. Вместе с тем на выбор формы внешнеэкономической деятельности предприятий и установление деловых отношений с иностранными партнерами серьезное влияние оказывает следующая группа взаимосвязанных факторов:
- характер основной деятельности предприятия (производство, обращение товаров, посреднические услуги и т. п.); - форма собственности предприятия и условия хозяйствования;. финансовое положение предприятия; - возможности получения валютных кредитов и других форм внешнеторгового финансирования (гарантии, акцепты и т.д.) в коммерческих банках;, - особенности, таможенно-тарифного и налогового законодательства; - особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, валютного регулирования; структура органов регулирования. В результате производственно-хозяйственных, экономико-правовых, валютно-финансовых, кредитно-расчетных. и других взаимоотношений между отечественными субъектами хозяйствования и иностранными предприятиями (международными организациями) происходит перераспределение ресурсов в национальной и иностранной валюте: движению товарно-материальных ценностей сопутствуют финансовые потоки. Таким образом, в качестве объекта финансов внешнеэкономической деятельности предприятий необходимо рассматривать экономические отношения отечественных предприятий с иностранными субъектами хозяйствования, в результате которых происходит формирование и перераспределение фондов в национальной и иностранной валютах. Финансы внешнеэкономической деятельности предприятий экономическая категория, выражающая экономические отношения в процессе внешнеэкономической деятельности, в результате которых формируются и перераспределяются денежные фонды в иностранной валюте.
Рекомендуемая литература:
1. Закон РБ от 29.12.2006г. № 191 «О Бюджете Республики Беларусь на 2007год». 2. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). «Главный бухгалтер, Ценообразование» 2004. №8. 3. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Постановление Минэкономики, Минфина, Минстата и Минархитектуры РБ от 233.11. 2001 №187. (НРПА РБ, 2001, №8/7522). 4. Заяц Н. Е., Василевская Т. И. Финансы предприятий, Мн. «Вышейшая школа», 2005. 5. Заяц Н. Е., Бондарь Т. Е. Финансы предприятий АПК. Учеб. пособие. Мн., БГЭУ, 2000 6. Заяц Н. Е., Фисенко М.К. Теория финансов: уч. пос. Мн. 2005. 7. Романовский М.В. Финансы предприятий, Учеб. для вузов. М.: «Перспектива» и «Юрайт», 2000. 8. Колпина Л.Г., Финансы предприятий, Мн., 2005; 9. Попов Е.М., Финансы предприятий, Мн., «Вышейшая школа», 2005;
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |