Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная экономическая интеграция, ее сущность и основа

Банковская система Республики Беларусь

Банками являются государственные, акционерные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в ссуды, а также для осуществления иных опе­раций в соответствии с Законом «О банках и банковской дея­тельности в Республике Беларусь».

Банковская система включает Национальный банк Республи­ки Беларусь, коммерческие банки и другие кредитные учрежде­ния; зарегистрированные в установленном порядке.

Национальный банк Республики Беларусь является цент­ральным банком. Он подотчетен Президенту Республики Беларусь. Основными функциями этого банка являются: денежно-кредит­ное регулирование., организация межбанковских расчетов и кас­сового. обслуживания коммерческих банков; налаживание со­вместно с Министерством финансов республики кассового испол­нения государственного бюджета через коммерческие банки; регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими устанавливаемых обязательных нормативов, применением банковского законодательства и издаваемых Национальным банком Республики Беларусь нормативных актов; контроль за открытием.- Филиалов и представительств иностранных банков на территории Беларуси регулирование внешнеэкономической банковской деятельности и других исходя из этих функций решают­ся важнейшие задачи поставленные перед Национальным бан­ком Республики Беларусь и регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости денежной единицы, координа­ция кредитно-денежной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии, поддержание стабильных цен.

Национальный банк Республики Беларусь обычно не зани­мается кредитно-расчетным обслуживанием предприятий, орга­низаций, предпринимателей, населения и т. д. Главным звеном в обслуживании народного хозяйства и населения являются банки второго уровня - коммерческие банки.

Коммерческие банки осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридиче­ских лиц, предпринимателей, граждан путем совершения опера­ций и оказания услуг. Коммерческие банки различаются по:

принадлежности уставного капитала и способу его форми­рования: государственные, акционерные, общества с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала, иностранные банки; видам совершаемых операций - универсальные и специали­зированные; территориям и сфере деятельности - общегосударственные, региональные и отраслевые.

Акционерные банки - банки, капита­лы которых формируются за счет выпуска и продажи акций. Учредителями и акционерами могут быть предприятия, органи­зации, частные лица, другие банки, совместные предприятия, иностранные предприятия и банки и т. д. Банки осуществляют обычные банковские операции. Однако деятельность их отвечает прежде всего интересам акционеров.

Коммерческие банки независимы от исполнительных и распо­рядительных органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с текущей банковской дея­тельностью. Работникам органов государственной власти и управления запрещается участие, в том числе путем совмещения должностей, в органах управления банков.

Банки не отвечают по обязательствам государства, а госу­дарство не отвечает по обязательствам банков. Коммерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения и ис­пользования денежных средств, проведения других операций, уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения. Они отвечают по своим обязательствам перед клиентами всем принадлежащим им имуществом и денежными средствами, в то же время не отвечают по обязательствам своих участников. Участники не отвечают по обязательствам банков, если в их уста­вах или договорах не предусмотрено иное.

Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций, по­лучаемых от Национального банка Республики Беларусь. Одно­временно с выдачей лицензии на проведение банковских опера­ций Национальный банк производит регистрацию коммерческого банка с согласия местных Советов народных депутатов.

Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих

банков могут быть юридические и физические лица: например, другие банки, объединения, предприятия, организации, учреж­дения, в том числе союзы (объединения) кооперативов, кооперативы и иные общественные организации. Пайщиками, помимо учредителей, могут быть различные предприятия и орга­низации, являющиеся юридическим лицом. Решение о создании банка принимается на собрании учредителей.

Учредители (или их полномочные представители) имеют право избирать в порядке, определенном собранием учредите­лей, и быть избранными в совет банка и ревизионную комиссию; вносить на рассмотрение руководящим органом предложения по вопросам, входящим в сферу деятельности банка, участвовать в обсуждении этих вопросов на собраниях, совещаниях и рабо­чих заседаниях руководящих органов; участвовать в голосова­нии на собрании учредителей банка по вопросам, отнесенным к ведению собрания. Учредители пользуются услугами банк при кредитно-расчетном обслуживании, получают часть прибыли (дивиденды).

Коммерческие банки гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Служа­щие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов.

В целях обеспечения финансовой прочности банка, поддер­жания им ликвидности баланса, т. е. способности своевременно и полностью производить платежи по своим обязательствам, а также защиты интересов его клиентов, коммерческие банки соблюдают экономические нормативы, устанавливаемые Нацио­нальным банком Республики Беларусь, а также создают резерв­ные и страховые фонды.

 

Предприятия различных стран поддерживают широкий спектр деловых контактов, выступают в качестве партнеров на мировых товарных, сырьевых и других рынках. Основой сотруд­ничества отдельных предприятий, а также экономических отно­шений между государствами является движение товарно-­материальных ценностей, трудовых ресурсов и капиталов в рам­ках процессов глобализации мировой экономики, интернационали­зации хозяйственной деятельности.

С учетом интересов национальной,экономики предприятия специализируются на производстве определенной продукции, для изготовления которой имеются наилучшие условия (запасы минерального сырья, дешевые трудовые ресурсы и т. д.), в целях обмена ее на продукцию, производство которой в данной стране невозможно, затруднено или неэффективно. Степень и характер участия в международном разделении труда (международной специализации производства и международном кооперировании) связаны с особенностями экономического, политического, исто­рического и этнокультурного развития и определяют систему внешнеэкономических связей государства.

Внешнеэкономические связи государства- это совокупность торгово-экономических, экономико-правовых, научно-технических, валютно-финансовых, кредитно-расчетных и других дело­вых отношений отечественных и иностранных субъектов хозяй­ствования. Можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на выбор деловых партнеров в других государствах: внутренние, связанные с особенностями развития национальной экономики, и внешние, отражающие возможности внешних (ры­ночных, ценовых, политических) воздействий на структуру внешнеэкономических связей страны.

Структурные и отраслевые особенности трансформационной экономики Республики Беларусь, «сборочный» и «перерабаты­вающий» характер крупнейших производств, доставшийся от производственно-территориального деления в СССР, определя­ют специфику ее внешнеторгового оборота, сложившийся ус­тойчивый диспаритет между импортом и экспортом продукции, который в условиях долгосрочных тенденций роста мировых цен на минерально-сырьевые ресурсы приобретает особую остроту. Вместе с тем, положительными факторами для развития много­векторных деловых контактов с иностранными предприятиями являются высокие показатели уровня образования населения, развитие наукоемких отраслей, унитарное государственное уст­ройство, политическая стабильность, незначительная величина внешней задолженности. Данные факторы открывают в средне­срочной перспективе широкие возможности для развития пер­спективных форм международного кооперирования, определяют инвестиционную привлекательность белорусской экономики.

В конце 80-х гг. переход на экономические механизмы хозяй­ствования обусловил объективную необходимость отмены госу­дарственной монополии на внешнюю торговлю, децентрализа­ции внешнеэкономического комплекса, предоставления пред­приятиям различных организационно-правовых форм и форм собственности прав самостоятельного выхода на внешний ры­нок. Законодательной основой для развития внешнеэкономиче­ских связей Республики Беларусь с другими странами стал при­нятый в 1990 г. Закон «Об основах внешнеэкономической дея­тельности».

Отечественные предприятия получили право самостоятельно выходить на внешние рынки в поисках наиболее выгодных рын­ков сбыта и закупок за счет собственных и заемных валютных средств (кредитов коммерческих банков в иностранной валюте). Первоочередное значение, таким образом, при обретает качество, новизна и технологичность выпускаемой продукции (услуг), со­действующие ее конкурентоспособности на внешних рынках.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия- это со­вокупность производственных, хозяйственных, организационных, управленческих, Финансово-экономических и коммерческих функций связанных с проведением внешнеторговых и финансовых сделок, участием в международной экономической интегра­ции, движением денежных средств и документооборотом. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность предприятия свя­зана с международным обменом товар но-материальными ценно­стями. услугами, перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, участием предприятия в междуна­родной производственной кооперации, международном инве­стиционном сотрудничестве и международных валютно-финан­совых операциях.

Основными мотивами развития внешнеэкономической.дея­тельности отечественных предприятий являются:

- потребность в закупках сырья, комплектующих изделий, оборудования, современных технологий для их конечного использования или перепродажи на внутреннем рынке (предприятие выступает в качестве импортера);

- свободный выбор рынков сбыта конкурентоспособной про­дукции вне рамок национальных границ с целью максими­зации прибыли (предприятие выступает в качестве экспор­тера); участие в международной кооперации;

- освоение новых рынков сбыта; продление жизненного цик­ла продукции путем ее реализации на новых рынках (на­пример, на рынках развивающихся стран);

- торговое посредничество между отечественными и ино­странными производителями и потребителями;

- привлечение иностранных инвестиций в целях модерниза­ции производства, повышения конкурентоспособности про­дукции, стабилизации финансового положения; обновление основного капитала с помощью международного лизинга;

- эффективное вложение капитала в зарубежных странах. Для осуществления своих внешнеторговых операций без по­средников по установленному перечню товаров, предприятия должны получать соответствующие лицензии и квоты.

Специфика внешнеэкономических связей Республики Бела­русь определяет характер, структуру и особенности внешнеэко­номической деятельности отечественных предприятий.

Вместе с тем на выбор формы внешнеэкономической дея­тельности предприятий и установление деловых отношений с иностранными партнерами серьезное влияние оказывает сле­дующая группа взаимосвязанных факторов:

 

- характер основной деятельности предприятия (производство, обращение товаров, посреднические услуги и т. п.);

- форма собственности предприятия и условия хозяйствова­ния;. финансовое положение предприятия;

- возможности получения валютных кредитов и других форм внешнеторгового финансирования (гарантии, акцеп­ты и т.д.) в коммерческих банках;,

- особенности, таможенно-тарифного и налогового законода­тельства;

- особенности государственного регулирования внешнеэко­номической деятельности предприятий, валютного регули­рования; структура органов регулирования.

В результате производственно-хозяйственных, экономико­-правовых, валютно-финансовых, кредитно-расчетных. и других взаимоотношений между отечественными субъектами хозяйст­вования и иностранными предприятиями (международными ор­ганизациями) происходит перераспределение ресурсов в нацио­нальной и иностранной валюте: движению товарно-материаль­ных ценностей сопутствуют финансовые потоки.

Таким образом, в качестве объекта финансов внешнеэконо­мической деятельности предприятий необходимо рассматривать экономические отношения отечественных предприятий с ино­странными субъектами хозяйствования, в результате которых происходит формирование и перераспределение фондов в на­циональной и иностранной валютах.

Финансы внешнеэкономической деятельности предприятий ­экономическая категория, выражающая экономические отноше­ния в процессе внешнеэкономической деятельности, в результате которых формируются и перераспределяются денежные фонды в иностранной валюте.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Закон РБ от 29.12.2006г. № 191 «О Бюджете Республики Беларусь на 2007год».

2. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). «Главный бухгалтер, Ценообразование» 2004. №8.

3. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Постановление Минэкономики, Минфина, Минстата и Минархитектуры РБ от 233.11. 2001 №187. (НРПА РБ, 2001, №8/7522).

4. Заяц Н. Е., Василевская Т. И. Финансы предприятий, Мн. «Вышейшая школа», 2005.

5. Заяц Н. Е., Бондарь Т. Е. Финансы предприятий АПК. Учеб. пособие. Мн., БГЭУ, 2000

6. Заяц Н. Е., Фисенко М.К. Теория финансов: уч. пос. Мн. 2005.

7. Романовский М.В. Финансы предприятий, Учеб. для вузов. М.: «Перспектива» и «Юрайт», 2000.

8. Колпина Л.Г., Финансы предприятий, Мн., 2005;

9. Попов Е.М., Финансы предприятий, Мн., «Вышейшая школа», 2005;

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие кредитной системы. Банковская система | Эволюционный путь развития отечественных и зарубежных школ менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.